новини

В городской галерее открылась выставка работ киевлян Алексея Малых и Марины Афанасьевой

16.11.2017 18:32

Выставка называется «Вспоминая Мцхета». Это результат художественного воплощения впечатлений авторов от поездки в Грузию и посещения ее старинных церквей.

Впервые она была показана в 2016 году в Центре современного искусства «Бiлий свiт» (Киев). В буклете, изданном к выставке, сообщалось: «Из темноты храмов выступают наполовину стертые фрески: лики и руки святых и правителей, абрисы крестов, гранатов и фантастических животных. В этой архаике есть что-то настоящее и вечное - то, что остается с тобой навсегда».

«Аутентичность и подлинность того, что мы увидели, и вызвали такие впечатления», - говорит Марина. «Впечатлений было много, они переполнили, сразу захотелось их выплеснуть, - вторит своей жене и ученице Алексей. - Мне захотелось вернуться к иконографии. В начале 90-х у меня уже была большая серия иконографических работ, сделанных в экспрессивном ключе. Меня всколыхнули грузинские впечатления. И мне захотелось опять выплеснуть эту тему, но по-другому, с позиции своего возраста, с позиции «настоящести», которую я там почувствовал... Это сделано на одном дыхании. Приблизительно за полгода».

Выставка, несомненно, передает то глубокое впечатление, которое на художников произвела атмосфера грузинских храмов, их единство с историей народа и природой Грузии. И все же работы, представленные на ней, на наш взгляд, не следует относить к иконографическим. Как и те, которые художник некогда выполнил в «экспрессивном ключе». И то, и другое - продукт так называемого современного искусства, в котором фигура художника, его впечатление, его личное отношение важнее того, что он отображает. Для иконографии это недопустимо. (Как, впрочем, и для реализма, который ищет красоту и правду в реальной жизни.)

Те, кто посетит выставку, смогут заметить и оценить мастерство художников в создании тематического стилевого пространства.

После вернисажа состоялась лекция-беседа с воспоминаниями Алексея Малых о становлении андеграундного искусства в Советском Союзе в 70-х-80-х годах. Беседа была полезной для понимания истоков свободы творчества, которой, по словам художника, он пользуется в настоящее время.

Владимир Калиниченко


п»ї