новини

В Сумах состоялся крестный ход (фото)

26.09.2018 08:02

25 сентября состоялись церковные торжества по случаю второго обретения Малочернетчинского чудотворного образа Христа Спасителя «Хлеб Жизни».

После богослужения состоялся крестный ход вокруг собора с чтением Евангелия и провозглашены многолетия. Церковная община собора вместе с сестрами милосердия приготовила благотворительный обед для всех богомольцев..

История чудотворного образа

Напомним, что город Сумы основали в большинстве своем выходцы с Волыни. Это были православные, которые спасались от польского гнета, от гонений униатов, подвергавших их мучениям, пыткам и жестокой смерти. Многие целыми поселениями переходили на Левобережную Украину, которая принадлежала тогда Московскому государству. В середине XVII века глубоко верующий полковник Герасим Кондратьев, прибыв на эти земли, в нескольких километрах от города основал Успенский мужской монастырь (нынешнее село Токари). Вокруг монастыря стали селиться люди. Поселение стало называться Малая Чернетчина (от слова «чернец» - монах).

В конце XVIII века по приказу императрицы Екатерины II Малочернетчинский монастырь был закрыт. Последний уцелевший храм монастыря - Всехсвятская церковь превратилась из монастырской в приходскую. А через 99 лет после закрытия монастыря тяжело заболела крестьянка из Малой Чернетчины Анисия Панченко. Она очень переживала и молила Господа о помощи. И однажды во сне услышала голос, который повелевал ей прийти в подвал Всехсвятской церкви, найти там икону Спасителя и помолиться перед ней: «Приходите, молитесь перед этим образом и веруйте. Я буду подавать вам исцеление». В подвале женщина нашла икону, на которой был изображен Христос в терновом венце, с язвами на руках и ногах, из которых крупными каплями в подножие в виде чаши истекает Пречистая Кровь. Вокруг венца была надпись: «Я - хлеб живый, сшедший с небес: ядущий хлеб сей будет жить вовек». Анисия, как и многие люди, приходившие затем к иконе, получила исцеление от недугов. Образ был назван Малочернетчинским - по месту обретения. С ним ходили крестными ходами, он почитался не только православными, но даже лютеранами и католиками. В дореволюционные годы, когда в Сумах бушевала холера, из Малой Чернетчины этот образ привозили в Покровский храм и перед ним молились об избавлении города от эпидемии. И холера отступила.

После 1917 года для церкви наступил период жесточайших гонений. После революции, в гражданскую войну была закрыта Всехсвятская церковь, и образ Малочернетчинского Спаса исчез. В каждом храме нашего города есть список с этой иконы, в том числе и в Спасо-Преображенском соборе (Благовещенский придел). До сих пор мы не знали, где находится оригинал, - так же, как и Казанский, Ахтырский образы Божией матери.

И вот, после почти ста лет поисков этот образ обретен. В последние месяцы специалисты исследовали его на предмет подлинности.

Как же он был найден? Один священник, который знал, что на Сумщине особо почитается эта икона, посетил Донецк и в частной коллекции Олега Здановича обратил внимание на Малочернетчинский образ Христа Спасителя. Его поразило то, что с тыльной стороны иконы есть ручки для крестного хода. А это - важное свидетельство. До революции Синодом было запрещено носить списки с икон на крестных ходах. Использовались только чудотворные образы. Священник связался с Владыкой Евлогием и сообщил, что образ может быть оригиналом. В телефонном режиме Владыка пообщался с коллекционером и узнал, что Олег Зданович приобрел икону лишь несколько лет назад в Токарях. Она была в очень запущенном состоянии.

Внуки и правнуки людей, сохранивших эту икону, были людьми нецерковными, святыня оказались не нужна им и десятилетиями хранилась в неподобающем месте. Вскоре этой семье понадобились деньги, и икона была продана. Так она попала в частную коллекцию Олега Здановича, который и отреставрировал ее. По просьбе Владыки атаман Сумского полка Слободского казачества им.Г.Кондратьева Сергей Кондратенко побывал в Донецке и обмерил образ. Описание иконы и ее размеры, сохранившиеся с дореволюционных времен, совпали с образом из коллекции.

Для подтверждения подлинности образа были привлечены высококвалифицированные специалисты, занимающиеся иконой. Эти исследователи, работавшие независимо друг от друга и в разное время, - Ирина Бусева-Давыдова, Наталья Комашко, а также известные сумские историки и краеведы Игорь Скворцов и Сергей Кондратенко подтвердили, что икона написана не позднее конца XVIII - начала XIX века. Дело в том, что чудотворный Малочернетчинский образ был прославлен в конце XIX века, то есть копии с него стали писать только после прославления иконы в 1887 году. Ранее списков не делали, икона не была известной. А потому найденный образ - подлинный. Следует заметить, что оклад иконы был сделан позднее, в конце XIX века, что свидетельствует о почитании ее именно в этот период.

По просьбе Владыки Олег Зданович согласился безвозмездно вернуть образ нашему городу. 15 июля 2012 года по просьбе митрополита Донецкого Иллариона икона была перевезена в Свято-Успенскую Святогорскую Лавру. Иноки обители попросили оставить у них на некоторое время эту икону, чтобы верующие могли приложиться и помолиться перед ней. А 25 сентября того года чудотворный Малочернетчинский образ прибил в Сумы, в Спасо-Преображенский собор, где и поныне находится.


п»ї