новини

Сохранить Театральную площадь!

18.07.2019 10:47

Наверное, многие сумчане обратили внимание на то, что в последние годы архитектура и руководство Сум явно недопонимают друг друга. Нет согласия и между самими представителями власти. Пока одни готовы на самые неожиданные эксперименты, открытые конкурсы, другие остерегаются серьезных перемен и прислушиваются к мнению горожан. Тем не менее такая ситуация - «кто в лес, кто по дрова» - иногда приводит к странным вещам.

Например, общественников сильно беспокоит происходящее с Театральной площадью. Ее реконструкция началась в 2017 году. Прошел тендер на 14 млн. грн., который основывался на некоем проекте. Потом, как отмечает активист Максим Корниенко, выполнили часть работ - дорожку более чем на 7 млн. грн. И все это была даже не реконструкция площади, а скорее улицы Г.Кондратьева. Затем, многим непонятно, почему, - объявили конкурс на реконструкцию объекта, который уже был начат... В общем, происходят загадочные вещи. Есть один проект, второй, проводится конкурс. Потом месяц назад мэр говорит, что нужен референдум. А затем уходит от этой темы. Потом говорят, что будут реализовывать более ранний проект. Но который? «Из-за непрозрачной процедуры все решают отдельные люди, причем вовсе не профессионалы», - считают общественники. Потому 13 июля они пригласили всех неравнодушных горожан обсудить эту проблему и обратиться к власти Сум с требованием публичного освещения всех моментов, касающихся площади.

Глобальный подход

Напомним, что в открытом конкурсе второе место занял проект сумчан. О нем подробнее рассказал архитектор и представитель команды-призера Борис Бурячков:

- В чашах фонтанов мы планировали разместить муниципальную картинную галерею, так как ни у городской галереи, ни у художественного музея нет подходящего места для размещения произведений. Также там могли бы быть арт-кафе. На верхнем уровне - летние площадки. Это партерные сооружения, которые не будут перекрывать саму площадь. Но в то же время не будет и разрытий, так как это историческая зона и необходимы были бы большие археологические исследования. В плане дендрологии - мы предлагаем здесь посадить хвойные породы, можжевельники, рябины. Плюс обустроить контактный фонтан. А также в подземном помещении рядом с художественным музеем сделать дополнительный зал для него. Также, думаю, необходимо проработать и вариант по выкупу двухэтажного особняка по соседству с музеем под его нужды.

Эта оригинальная идея получила признание в Киеве и награду от градостроителей, однако сумчане отнеслись к ней довольно скептически. По мнению многих, данный проект совсем не вписывается в Театральную площадь и не гармонирует с ней. Горожане даже зарегистрировали петицию против...

Потому областной архитектор Олег Кривцов добавил и разъяснил главное для собравшихся 13 июля: что конкурс был на лучшую концепцию, глобальное использование пространства Театральной. Проекты подавали самые разные. Одна из работ вообще предлагала построить на площади какое-то высотное строение, была идея снести фонтаны и замостить всю территорию плиткой и создать многофункциональный комплекс. Еще одна - открыть фонтаны и в углубленных котлованах сделать арт-пространство и т.д. То есть состязание шло не за внешний вид, не за стилистику архитектуры, а между авторскими коллективами - кто предложит лучшую концепцию данного пространства, глобальный подход.

К слову, по информации О.Кривцова, на областном градсовете было предложение, чтобы расширить возможности художественного музея, прописать это в условиях конкурса. Но практически никто из конкурсантов не обратил внимания на эту просьбу. Налицо также - серьезные проблемы между городской и областной властью. «Музеи и театры - относятся к области, но, насколько я знаю, город не обращался к областной власти, чтобы облсовет предложил свое видение развития этой территории. Возможно, из-за политического обострения. Тем не менее все это отразилось и на работах, и на том, что победитель так и не был назван. Хотя, как окончательно все это будет выглядеть, на эти вопросы должна была ответить рабочая документация, которую должен был заказать горсовет. Там как раз и можно было бы говорить о цвете, стилистике и т.д.», - заявил он.

Нужен культурный центр

Сумской общественник Вадим Дубоделов согласился с тем, что потребности сумских музеев в дополнительных площадях нужно было обязательно учесть. Впрочем, и не только это: «Если в Сумы привозят большое количество полотен, у нас просто негде их выставить. Это стыдно, что областной центр не имеет большого выставочного зала. Выставляемся в конгресс-центре СумГУ. Серию Матвея Вайсберга (стена из 28 работ) пришлось выставлять именно там. И мы еле нашли такую площадку! Потому мы и настаиваем - это единственное место в центре города, где мог бы быть такой культурный «осередок».

Есть две противоположные точки зрения. Одна - сделать КП и перевести туда городскую галерею. Город с 3-миллиардным бюджетом, думаю, может выделить 50 млн. на строительство и потом на поддержку такого арт-пространства. Вторая идея - продать это место с аукциона с условием, что владелец отдаст 200-500 квадратов под арт-пространство.

Но так уже пытались продать «Романтику» - ничего не вышло. Знаем выставочный центр на Харьковской, в котором сейчас просто магазины. Важно и еще одно - не только решить, что здесь могло бы быть, но и чтобы кулуарно не был протянут какой-либо очередной непонятный проект...

Сергей Хвостов, директор конгресс-центра СумГУ, только подтвердил необходимость появления в Сумах культурного центра:

- К нам постоянно обращаются по нескольким вопросам - это организация арт-пространства. Постоянно нам говорят - если ты не профессионал, в городскую галерею практически не попасть. А куда идти? Вот мы и предоставляем такую возможность. Выставки у нас проходят постоянно. То есть потребность в этом есть. Второе направление - театралы (как минимум пять коллективов) проводят у нас свои мероприятия, мини-квартирники, концерты. Хотя у нас не профессиональное театральное пространство, но к нам обращаются. И наконец, третье направление - общественное пространство. Потому что многие общественные организации проводят у нас свои презентации, и не только. Мы всех принимаем, но не у всех есть возможность попасть и к нам в очередь...

Сумчанин и организатор песенного фестиваля «Булат» Игорь Добровольский подтвердил существующую проблему: «На Театральной площади мог бы быть центр культуры и искусства. Это лицо нашего города, его история. Я согласен, что нужно относиться к таким вещам бережно. И не хотелось бы, чтобы два человека принимали решение, что там быть, кому продать. У нас много грамотных архитекторов, которые могли бы создать там достойное пространство. Нужно обратиться к городской власти с тем, что мы хотим там видеть. И следить за процессом».

Памятник архитектуры и истории

Но все эти пожелания и надежды сумской общественности совершенно неожиданно, можно сказать, на корню обрубил архитектор Владимир Быков. Она напомнил всем присутствующим, что, действительно, по Театральной площади было разработано немало проектов. Так, нынешняя Театральная площадь - такая, какой ее увидел институт «Діпромісто» им. Ю.Белоконя. Все материалы по этому комплексу являются собственностью госинститута и находятся в архиве. Есть авторское право. А у проекта есть премия Совета министров и вторая премия - Шевченко за создание Театрального комплекса. Этот объект был сдан в эксплуатацию в 1979 году. В генплане - это историческая часть Сум, особая зона, которая требует особого к себе отношения.

Также есть проект архитектора Александра Дьяченко, который прошел градсовет в 2010-2011 годах, - «Реконструкция Театральной площади». Есть рабочая документация по этому объекту. Тогда на площади в большей степени планировались элементы благоустройства. На эту работу были потрачены бюджетные средства, и она была выполнена. В 2012 году реконструкцию площади включили в план, но не смогли реализовать.

После этого в промежутке между 2015 и 2016 года появилась еще одна документация, заказчиком которой был УКС. Она принципиально меняет подход к площади, не прошла градсовет и публично нигде не была представлена. Тем не менее появилась рабочая документация (на 300 тыс. грн.), где вместо старых фонтанов были предложены клумбы, а новые фонтаны предлагались вдоль пешеходной дорожки. Кроме этого, без публичного согласования была сделана аллея фонарей, которая к тому же не соответствует ни одной из предыдущих документаций.

После этого город еще и объявил открытый конкурс. В итоге на сегодня потрачено порядка 500 тыс. грн. бюджетных средств, есть несколько проектов, две рабочих документации. Плюс еще конкурс и его победители.

- Но все равно я считаю, что надо поставить в этом деле жирную точку, - заявил В.Быков. - Я сторонник того, что изначально это был завершенный комплекс, и он имеет свой исторический отпечаток. Потому я - за сохранение комплекса как исторического объекта.

Сегодня все чаще начали говорить о сохранении памятников советского стиля (советский модернизм). А Театральная площадь - один из образцов архитектуры того времени. Поэтому сначала надо подумать - стоит ли ее переделывать, какое значение она имеет для архитектуры, для понимания того периода искусства. Я настаиваю на том, что надо вернуться к статусу объекта и признать его памятником архитектуры градостроительного значения периода 1979-1980-х годов. Тогда это будет объект, охраняемый законом. Нужно будет решить, что необходимо и важно сохранить для будущего. Этот объект может быть интересен своим образом и планировочным масштабом как градостроительный.

И достаточно много таких работ, где памятниками определяются целые градостроительные комплексы, например в Полтаве, Киеве, Харькове. А возможно, мы решим, что здесь что-то конкретное нужно охранять на перспективу, а что-то можно реконструировать или реставрировать. Не так много на самом деле осталось таких площадей, которые сохранили свою масштабность, аутентичность, объем и т.д. Поэтому я сторонник сохранения площади, очень важно защитить ее от уничтожения.

То, что площадь близка многим горожанам именно в том виде, какой она была раньше, подтвердил и сумчанин Игорь Сокур: «Я не понимаю, почему действительно нельзя просто реконструировать площадь? Ведь она была неплохой, интересной. Почему нельзя восстановить замечательные фонтаны? Зачем их засыпать? И уж тем более не понимаю, зачем в чашах фонтанов делать арт-кафе и летние площадки. Ведь по периметру всей площади - масса общепитов, больших и маленьких. Так зачем их строить еще и на самой площади?!»

Что ж, надеемся, власть учтет это мнение профессионалов и горожан. Собственно, мэр Сум уже не раз говорил, что ему ближе обычная реконструкция площади и приведение ее в порядок. Так что, может, в городе и правда вскоре появится памятник советского модернизма?

Анна Макарова


п»ї