Суд та діло

На уроки в школу? Нет - в клуб!

Знают ли родители, где находится их чадо во время уроков?

Обычный рабочий день, 11 часов утра. Оперуполномоченные криминальной милиции по делам несовершеннолетних, представитель областного управления образования и наш журналист отправились в рейд по сумским компьютерным клубам, чтобы посмотреть, а нет ли среди их посетителей ребят, которые в это время должны находиться в школе.

Заходим в клуб неподалеку от школы №12. За компами сидят несколько мальчишек, явно школьного возраста, несколько - в форме, с портфелями.

- В какую смену ты учишься? Знают ли твои родители, что ты сейчас здесь?

Вопрос адресован худенькому симпатичному мальчику лет десяти. У него стремительно краснеют уши, но он упорно смотрит в компьютер и продолжает игру.

- Я на второй смене, в школу на 12.20.

- Фамилия, имя, какой класс? Покажи дневник.

Мальчик вытаскивает дневник, глядя в сторону, называет свою фамилию.

- Где работают родители? Как их зовут?

- Папы нет, мама Оля, работает на рынке.

- Как ее отчество?

- Не знаю.

- Сколько сейчас времени?

- Не знаю.

- До скольки ты собирался играть в клубе? Ты умеешь определять по часам время?

- Не умею. Сейчас пойду домой, мама позвонит и скажет, когда идти в школу.

Пацаненка выводим на улицу и отправляем домой, предварительно проверив, действительно ли он учится во вторую смену. Оказалось, нет, гуляет. Остальные и вправду учатся во вторую.

Следующий компьютерный клуб - и та же картина. За машинами сидят несколько ребят, и один из них - тоже с портфелем и в форме. Повторяется тот же диалог. Выясняется, что мальчик насчет второй смены соврал, в школу он сегодня не пошел. Отца у него нет, мама работает тоже на рынке, они снимают квартиру. Утром, провожая его в школу, мать выдает ему две гривни. И, как сказала работник клуба, этот мальчик - постоянный посетитель. Бывает, что сидит здесь допоздна.

Оперуполномоченный знает этого парнишку. Ситуация в этой семье очень сложная. Матери сын не нужен. Ее не раз вызывали в милицию, так как она совсем не занимается ребенком. Был случай, когда его три дня не было дома, и мать это совершенно не волновало.

Когда мы поговорили с этими и другими ребятами, завсегдатаями компьютерных клубов, уже неофициально, так сказать, без протокола, - их стало безумно жаль. У всех - мамы работают на рынке, папа есть только у одного. Деньги родители дают, понятное дело, на обед, а куда дети их тратят и ходят ли они в школу - никого не интересует.

В одном клубе, весной, когда проводился подобный рейд в вечернее время, несколько мальчишек показали записки от родителей типа: «Прошу разрешить моему ребенку находиться в клубе в вечернее время». Когда стали выяснять, оказалось, что родители этих записок не писали и где находятся их дети вечером - не знали. Ответы были туманны: «Да он с другом на улице где-то гуляет».

По словам милиционеров, подобные рейды проводятся два-три раза в месяц.

Особенно «урожайны» на прогульщиков апрель и май, когда не то что учиться - даже в школу ходить не хочется. За эти два месяца 44 родителя были привлечены к админответственности по ст.184 Админкодекса за невыполнение родительских обязанностей. Это те родители, дети которых регулярно не посещают школу, совершают мелкие правонарушения. А за восемь месяцев таких родителей набралось аж 120.

Но, по большому счету, это не выход. Когда начинаешь разбираться в жизни подобной семьи, руки опускаются. Ну выпишут родителям штраф от 17 до 68 гривен (чаще всего семьи эти неблагополучные, в которых есть только один родитель). А дальше что? Все силы и время, по словам родителей, уходят на то, чтобы заработать деньги, а воспитывать ребенка некогда.

- Какой выход, по вашему мнению, из этой ситуации? - спросила я у правоохранителей.

- Нужно ужесточить ответственность и увеличить сумму штрафа, возможно, тогда родители будут следить, куда идет ребенок - в школу или в интернет-клуб. Бывает, говоришь с родителями, рассказываешь о том, что ребята из-за чрезмерного увлечения компьютерами проигрывают деньги, которые дают на еду, могут начать их «зарабатывать» другим путем. Но наталкиваешься на глухую стену непонимания: «У меня нет возможности купить компьютер, пусть играет» или «А что, лучше, если дите по улице будет болтаться?»

* * *

Заставить родителей воспитывать своего ребенка с помощью даже самых серьезных штрафных санкций, наверное, невозможно... Для этого его нужно искренне любить, интересоваться его жизнью, сопереживать его проблемам. Ведь никакой, даже самый крутой, домашний компьютер не заменит родительскую любовь и заботу. Чувствующие отстраненность и равнодушие дети, повзрослев, возможно, той же монетой отблагодарят уже престарелых родителей. А те, разводя руками, будут недоумевать, откуда у их ребенка эта черствость и безжалостность.

Виктория Ростоцкая


п»ї
Читайте у цій рубриці

«Вы сами делаете нас свиньями!»

Неужели ехать на работу комфортно, без нервотрепки - не для нас?

«...Я - женщина предпенсионного возраста со слабым здоровьем. Живу на СКД. Чтобы утром доехать до работы, в центр города, иду пешком три остановки до конечной маршрутных такси. Мне тяжело стоять согнувшись в три погибели,... Читати статтю повністю

Спортивная контрабанда

О том, что через границу попытаются незаконно переместить большую партию промтоваров, пограничники знали заранее. Направления возможного движения правонарушителей были перекрыты дополнительными, совместными с сотрудниками СБУ, нарядами. В 4 часа утра 5 сентября правоохранители услышали... Читати статтю повністю

Грабителей надо... жалеть?

Нежелание ломать судьбу преступникам зачастую приводит к новым и новым преступлениям

Сколько ни борются с преступностью правоохранители и бдительные граждане, а она все растет и растет.

Нередко слышишь, что виноваты в этом коррупция, милиция, телевидение... Но подчас уверяют преступника... Читати статтю повністю