Связь времен

Усадьба Линтваревых: пока было больше обещаний, чем дел

Во времЯ своего визита в Сумы Юрий Ехануров пообещал, что правительство будет уделять особое внимание сохранению и восстановлению памятников архитектуры на Сумщине.

В частности, речь шла об усадьбе Линтваревых на Луке. Правда, он поставил одно условие: усадьба должна перейти в собственность области, за что депутаты и проголосовали на сессии.

О чем разговор?

Как рассказала нам начальник инспекции по охране памятников архитектуры Светлана Мархель, этот комплекс является памятником архитектуры местного значения и был взят на учет еще в 1985 году. Строительство усадьбы началось в конце ХVІІІ века, причем в нем предположительно принимал участие харьковский губернский архитектор П.Ярославский. В начале ХІХ века капитальное строительство было завершено, и к 1820 году на Луке появилась огромная усадьба с главным особняком, несколькими флигелями и пр. В общей сложности в архитектурный ансамбль вошло семь строений. (На сегодняшний день «в живых» из них осталось только три - главный дом, восточный и западный флигели.) В 1860 году усадьба подверглась некоторой перестройке и перепланировке. Восточный флигель был достроен, а вокруг него разбит фруктовый сад, который окружал и главный дом. Неподалеку был пруд. К концу ХІХ века хозяевами этого чудесного уголка стали помещики и промышленники Линтваревы. Но это место ценно для сумчан не только своим былым великолепием.

В 1888-89 гг. в усадьбе, которая к тому времени уже называлась по имени Линтваревых, неоднократно гостил великий российский писатель А.П.Чехов. На отдых сюда приезжали и его родственники. Писатель также был здесь проездом в 1894 году. Именно сумская земля вдохновила великого прозаика на написание рассказов «Неприятность», «Трагик поневоле», повести «Скучная история», элегии «Красавицы» и пьесы «Лесовик». Поэтому не случайно в 1960 году появилась табличка с надписью: «В этом доме в 1888-1894 гг. жил и работал великий русский писатель А.П.Чехов», - а с 20 января того же года в западном флигеле был открыт Дом-музей писателя - отдел Сумского краеведческого музея. Этот флигель с 2000 года передан на баланс музея. А два других из трех сохранившихся к тому времени строений принадлежали городу. Так было вплоть до последнего времени. Кроме этого административного деления, усадьбу разделила на две части проложенная через нее улица Чехова. Во второй половине ХХ столетия в некогда величественном помещичьем доме была школа, позже он был отдан под станцию юных техников.

«Обіцянки-цяцянки»

Казалось бы, наконец все складывается как нельзя лучше: само государство обещает позаботиться о памятнике архитектуры и привести его в порядок. Но, как удалось узнать ВШ, не все так радужно. Люди, давно сплотившиеся в борьбе за сохранение этого памятника, помнят, что в 90-х годах уже были громкие заявления высокопоставленных чиновников заняться реставрацией усадьбы, но дальше подарка музею в виде компьютера дело не продвинулось.

Эпопея с присвоением усадьбе статуса исторического заповедника, ее реставрацией длится еще с советских времен. Именно в конце 80-х были написаны первые письма руководителям УССР о том, что надо сделать усадьбу заповедной зоной. И когда, казалось, дело сдвинулось с мертвой точки и киевский институт «Укрпроектреставрация» даже сделал проект реставрации, СССР распался и проекту не дано было осуществиться...

Наибольший урон усадьбе нанесли в начале 90-х. Разруха в стране породила «разруху в головах», и здание особняка и восточного флигеля потихоньку стали растаскивать на стройматериалы для своих «дач». Кого-то ловили, наказывали, но процесс пошел. Ввиду того, что в западном флигеле находился музей, его работникам удалось уберечь здание от полного разрушения. Но на здании особняка успели снять часть кровли, отчего чуть было не сорвалась международная конференция, посвященная творчеству Чехова. В начале 90-х Госстрой Украины выделил средства, была сделана кровля и даже отремонтированы ступеньки. После конференции интерес к памятнику опять возрос. В прессе появились публикации о его ужасном состоянии, причем писали об этом не только местные газеты, но и киевские, и даже зарубежные. В 1993г. сессия Сумского горсовета приняла решение утвердить проект историко-культурного музея-заповедника на Луке. Но, кроме декларации о его ценности, имение не получило ничего.

Планы повисли в воздухе

Все проблемы реставрации памятника архитектуры были связаны с отсутствием средств. Хотя находились люди, готовые помочь отреставрировать особняк.

По нашей информации, в начале 90-х руководитель одного из сумских предприятий выделил на ремонт значительную сумму. Был закуплен кирпич и пр., а доски специальной породы дерева заказали и привезли аж из Тюмени! Но после того как стройматериалы были выгружены на территории комплекса, все затихло.

Оставаясь бесхозными, материалы, в основном, снова ушли на окрестные сараюшки. А здание осталось гнить дальше. Был и еще один случай. Один из потомков Линтваревых, проживающий за границей далеко не бедный человек, предложил деньги на реставрацию. Но при этом он попросил у властей гарантии, что средства будут использоваться исключительно на восстановительные работы. Такой гарантии ему никто не дал... Правда, эту информацию категорически опроверг директор областного краеведческого музея Владислав Терентьев: чеховская конференция не была под угрозой срыва из-за разобранной крыши, да и вообще никто ее не разбирал. А деньги на ремонт государство выделило в связи с неоднократными обращениями руководства музея. И уж тем более никаких досок из Тюмени никто не привозил. Дерево на стропильные балки брали в Лебединском лесничестве, причем на заготовку леса ездили сотрудники музея. И самое главное - что все стройматериалы пошли на ремонт! Да и родственники Линтваревых никаких денег на реставрацию усадьбы не предлагали. Я сам был участником переговоров и утверждаю, что приезд родственников носил ознакомительный характер. Кстати, что касается реставрации: по имеющимся в управлении архитектуры документам, западный флигель был отреставрирован в 1959 году. Но так как годом позже в имении открывался музей, то, скорее всего, под «реставрацией» скрывается обычный ремонт западного флигеля, перед тем как показывать его народу. А ремонт и реставрация - это далеко не одно и то же.

Что дальше?

Сегодня главный дом и восточный флигель находятся в плачевном состоянии. От величественного особняка остались стены и крыша. Своды подвала рухнули. Все, что можно было использовать как стройматериал, украдено. Вообще, если бы не музей, уже давно бы все разворовали. Его работники хоть как-то пытаются охранять все, что осталось. Из уст чиновников звучали предложения разрушить оставшиеся здания и на их месте построить новые, которые были бы точной копией особняка. Так, мол, дешевле. Но можно ли «новострой» считать памятником? И будет ли он иметь те же значение и ценность, какие имеет нынешняя усадьба, пусть и в полуразрушенном состоянии?

* * *

Но вот в душах тех, кому не безразлично историческое наследие нашего города, затеплилась надежда: а вдруг? Первый шаг уже сделан - весь комплекс «сняли с шеи города». Работа предстоит очень серьезная. Начинать придется с нуля, ведь выполненный в начале 90-х проект реставрации явно устарел. По мнению специалистов, на восстановление понадобится 4-5 млн. грн. И теперь остается надеяться, что слово, вылетевшее из уст премьера, - это не обычный воробей. Хотя в этой связи не следует забывать, что после выборов правительство может поменяться, как, впрочем, и состав облсовета, и с кого тогда спрашивать, от кого ждать помощи? Тем более, что, как рассказал нам начальник управления культуры ОГА Василий Деркач, денег в областном бюджете на усадьбу не заложено ни копейки. Являясь, по всей видимости, оптимистом, Василий Николаевич сообщил, что, коль область взялась за это дело, сдвигов к лучшему надо ждать. По его словам, сегодня Марк Берфман на каждом совещании поднимает этот вопрос. Кроме того, есть надежда на субвенцию со стороны государства. Но, как показывает опыт, ждать ее иногда приходится очень долго. А потому, думаем, властям стоит как возобновить переговоры с родственниками Линтваревых, так и обратиться к благотворителям, кому небезразлично историко-культурное наследие нашего края. Тем более, что Линтваревы известны не только как помещики и промышленники. Эта семья много сделала для образования и культуры города. Не случайно в усадьбе гостило так много знаменитых, просвещенных людей того времени. Линтваревы открыли школу, в которой имели возможность обучаться и дети крестьян. А для организованной ими библиотеки книги подбирал сам Антон Павлович Чехов...

Борис Майоров


п»ї