Не нашкодь!

Эта нестерпимая боль...

Систему реализации опиоидных анальгетиков нужно срочно реформировать

Несколько лет назад одна из пациенток Сумского областного онкодиспансера после очередного визита к врачу вышла на улицу, добралась до проходящих неподалеку железнодорожных путей и бросилась под поезд...

Как выяснилось, женщина решила таким образом свести счеты с жизнью, не выдержав нестерпимой боли, которой терзала ее организм какая-то неизвестная хворь. Точнее, медики догадывались, что это за хворь, но из-за отсутствия в Сумах современной диагностической аппаратуры, как, впрочем, и во многих других городах нашей страны на то время, все никак не могли определиться с точным диагнозом. И только после вскрытия подозрения подтвердились - у женщины был рак поджелудочной железы... Вполне очевидно, что если бы она вовремя получила специальные лекарства - опиоидные анальгетики, альтернативы которым, если верить экспертам ВОЗ, при сильном болевом синдроме не существует, - то не стала бы избавляться от боли таким ужасным путем. Но врачи даже при всем своем желании не могли их ей назначить до тех пор, пока не поставлен официальный диагноз: настолько строг действующий в нашей стране закон, регламентирующий оборот наркотических и психотропных средств...

Именно целью упростить существующую систему назначения и реализации опиоидных анальгетиков и задался недавно Всеукраинский совет защиты прав и безопасности пациентов. Потому как, по мнению вице-президента этой организации Виктора Сердюка, действующее законодательство в этой сфере у нас содержит целый ряд надуманных ограничений, причем даже более суровых, чем предусмотрено в ратифицированной Украиной соответствующей конвенции ООН! Конечно, в наши дни больницы уже обеспечены необходимой современной диагностической аппаратурой, которая позволяет выявить раковые заболевания на ранней стадии. Тем не менее, по статистике, каждый шестой онкобольной в нашей стране пытается покончить с жизнью из-за нестерпимой боли, не вовремя или не в достаточном количестве получая обезболивающие лекарства. Кроме того, ведь болевой шок нередко становится причиной гибели не только онкобольных, но и, например, людей, пострадавших в дорожных авариях. Потому что выезжающие на ДТП бригады «скорой помощи» необходимых для снятия боли опиоидных анальгетиков не имеют - закон не позволяет. Такие же лекарства нужны и людям, пострадавшим от обширных ожогов, при проблемном заживлении ран после серьезных операций. А назначить такое обезболивающее может только врачебная комиссия не менее чем из трех человек, один из которых обязательно должен быть главврачом или завотделением. Потому мучающийся от нестерпимой боли пациент выводов заседания такой троицы может и не дождаться.

Еще одна немаловажная сторона этой проблемы - онкобольные, живущие в сельской местности. Во-первых, по закону, сделать укол такого обезболивающего медсестра может только в присутствии врача. А в сельской глубинке, как это ни печально, зачастую не только врача, но и той самой медсестры, которая могла бы сделать спасительную инъекцию, не сыщешь. Да и потом, ведь сельские аптеки (кроме того, что они и не в каждом селе-то есть) не имеют лицензии на реализацию опиоидных анальгетиков.

Это право, по закону, дано только коммунальным аптекам, которых в последнее время становится все меньше и даже в городах катастрофически не хватает. Например, на весь Крымский полуостров всего одна такая аптека...

Непонятна позиция наших законодателей и в отношении лечебных учреждений негосударственной формы собственности. Ведь, согласно их нормам, государственные медики имеют право приобретать лицензию на использование опиоидных анальгетиков, а частные - нет. По мнению многих врачей, в том числе и работающих в коммунальных больницах, это ненормально.

Но, кроме чисто практической, проблема, оказывается, имеет еще и другую сторону - научную. По мнению членов Совета защиты прав и безопасности пациентов, в результате широко развернутой кампании по борьбе с наркоманией в Украине сложилась недопустимая ситуация с обучением врачей и среднего медперсонала использованию в медицинской практике и при лечении хронического болевого синдрома наркотических и психотропных лекарственных средств (НПЛС). Эти вопросы практически отсутствуют в учебных программах, да и существующая методология давно устарела и не учитывает современного опыта других стран. Это приводит к тому, что наши врачи часто не назначают НПЛС для лечения болевого синдрома и вообще имеют неадекватное представление о формировании наркозависимости.

Поэтому в своей концепции государственной политики в отношении наркотиков и алкоголя Всеукраинский совет защиты прав и безопасности пациентов предлагает, в первую очередь, определить госорган, ответственный за доступность НПЛС для использования в лечебных, научных и других целях, а также разработать соответствующие учебные программы и внести их в учебные планы медвузов. Далее - привести законодательную базу, которая влияет на доступность НПЛС, в соответствие с требованиями Конституции страны и ратифицированных Украиной международных договоров. Нужно активно развивать сеть противоболевых центров и хосписов с собственным транспортом; реорганизовать и расширить сеть аптек с правом хранения и реализации НПЛС; создать горячие линии и систему быстрого реагирования при противоболевых центрах, а также отдельную круглосуточную службу по лечению хронического болевого синдрома; расширить полномочия участковых и семейных врачей по назначению НПЛС. Кроме того, должно быть установлено единое правило: никому не может быть отказано в помощи по лечению боли по политическим, языковым, социальным, половым, религиозным и другим причинам и убеждениям. Для удобства пациентов, а также учитывая опасность распространения СПИДа и других инфекций, которые передаются через уколы, нужно наладить производство неинъекционных форм НПЛС - таблеток, капель, пластырей, свечей и т.д.

Однако, при всей, казалось бы, полезности нового законопроекта, упрощение системы реализации спасающих от боли препаратов все же вызывает большую тревогу в плане возможных злоупотреблений такими сильнодействующими наркотиками.

Поэтому сторонники новой концепции подчеркивают, что процесс распространения НПЛС по всей территории нашей страны и максимальный доступ пациентов к обезболиванию должен проводиться одновременно с созданием эффективной системы контроля за незаконным использованиям таких препаратов.

Но в то же время при создании системы контроля нужно избегать чрезмерных ограничений, которые, как сейчас, препятствуют эффективному лечению пациентов. Хотя многие специалисты уверены, что особых злоупотреблений в этой сфере возникнуть не должно. Например, главврач Сумского областного онкодиспансера ВЛАДИМИР КОНОНИХИН считает:

- Подавляющее большинство наркоманов у нас употребляют наркотики, так сказать, немедицинского происхождения. В основном, это растительные компоненты - конопля, марихуана, гашиш, маковая соломка, а также самодельные синтетические наркотики. А случаи незаконного использования наркотических препаратов в медицине довольно редки. Но все же система контроля, несомненно, нужна. И упрощать процедуру реализации наркотических препаратов тоже надо: существующая ну слишком уж строга. А вообще, я считаю, если бы наше министерство, издавая свои приказы, почаще советовалось с практикующими врачами, от его приказов было бы больше толку.

Инна Лысенко

P.S. Ежегодно в Украине регистрируется около 150 тыс. человек с онкозаболеваниями. Одновременно около 100 тыс. больных раком умирают. Сейчас в Сумском областном онкодиспансере стоят на учете более 24 тыс. онкобольных.


п»ї
Читайте у цій рубриці

Нет 100 грн. - умирай?

Если вы живете в селе и болеете, старайтесь не откладывать обострений на выходные...

Наш дедушка-пенсионер давно болеет, и у него часто бывают обострения, которые сопровождаются сильной болью. И вот пару недель назад у него случился такой приступ. А поскольку дедушка живет в селе... Читати статтю повністю