Калейдоскоп

Мама для мамонтенка

Каждый год десятки сумских детей находят свое счастье и здоровье за границей

СемимесЯЧный Артемка вряд ли когда-нибудь познакомился бы с добрым Дедом Морозом, даже если бы выжил. Но теперь родина сказочного деда, далекая Лапландия, стала для него родным домом.

Норвежская семья усыновила мальчика, который родился недоношенным, с укороченной ножкой, косоглазым, с гепатитом В... Но постепенно физические недуги при активном вмешательстве счастливо приобретенных родителей стали исчезать.

Об этом Галина Литвиненко, главврач Сумского областного дома ребенка, узнала из писем новых родителей Артема. А еще они пишут, что наконец-то обрели семейное счастье. Галина Ивановна, в свою очередь, рада за счастливые судьбы подобных Артемке воспитанников: на ее столе - множество фотографий улыбающихся, здоровых малышей с их приемными родителями.

Только три попытки

В прошлом году 14 малышей Дома ребенка нашли себе пап и мам за границей, 15 детей усыновлены, а 16 - взяты под опеку приемными родителями в Украине.

- Почти 50% наших воспитанников, которых можно усыновить, попадают в семьи, - рассказывает Галина Ивановна. - Это приятный показатель. У нас находятся дети от двухнедельного до трехлетнего возраста. Как правило, люди хотят взять ребенка маленьким, чтобы как можно раньше заняться его воспитанием. Украинским усыновителям прав в выборе предоставлено больше, чем иностранным. Они могут из нескольких претендентов выбрать понравившегося малыша. И даже не в одном детском доме. Правда - и это естественно, - все хотят здоровенького, крепенького, без патологической наследственности... А вот семьям из-за границы предлагают уже, как говорится, кто останется. Словом, на международный рынок усыновления выходят дети с проблемами в физическом развитии.

Сегодня из 125 детей Сумского дома ребенка только у 10 диагноз «здоров». 20 ребятишек имеют тяжелую неврологическую патологию, остальные - с теми или иными отклонениями. Стоит напомнить, что в такие учреждения дети поступают от асоциальной категории населения. Большая часть - сироты при живых родителях, лишенных родительских прав по причине аморального образа жизни или просто брошенные ими. И только у одного (!) ребенка нет биологических родителей, они умерли. У 40% детей они есть и имеют на малышей право, но в силу каких-либо обстоятельств те пока находятся в Доме ребенка. Таких детей усыновлять, по закону, нельзя.

Все данные о детях, которые могут быть усыновлены, находятся в городском и областном отделах образования. Если за год ребенком не заинтересовалась украинская семья, вся информация отправляется в Киев. Там при Министерстве семьи, молодежи и спорта (до недавнего времени - при Минобразования) существует банк данных, куда и заносятся кандидатуры для усыновления иностранными гражданами. Возможность выбрать понравившегося ребенка у заграничных пап и мам невелика: всего три попытки. Ознакомившись в банке данных с состоянием здоровья и развития малыша, они приезжают посмотреть уже какого-то конкретного ребенка. Если контакт установить не удалось, Киев предлагает еще двоих претендентов на усыновление.

- Иностранцы тоже хотят взять себе маленького ребеночка, - продолжает Галина Ивановна. - А на таких детей спрос велик и в Украине. Но когда в заграничные семьи попадают, мягко говоря, не совсем здоровые малыши, приемные родители максимально занимаются их лечением и развитием. Они не обязаны нам, воспитателям, отчитываться о дальнейшей судьбе детей, но почти всегда мы получаем весточки из-за границы. Даже на фотоснимках очень заметны изменения детей в лучшую сторону. Лечит не только медицина, но и родительская любовь.

Помнит Родина своих сыновей...

Письма и фото - это не единственные доказательства, что ребенок в приемной семье нормально растет и развивается. Заграничные усыновители, согласно нормам нашего законодательства, до исполнения ребенку 18 лет два раза в год предоставляют в посольство Украины в своей стране подробный отчет о состоянии его здоровья, учебе

и т.п. То есть, попав за границу, украинский гражданин из виду не теряется, его судьба под контролем. Позже уже восемнадцатилетний приемыш самостоятельно определяется с подданством: или, как до своих 18-ти, остается гражданином Украины, или выбирает страну новых родителей. Украинские же усыновители никому не отчитываются за детей, так как у нас соблюдается тайна усыновления.

Несмотря на пятиразовое калорийное питание в Доме ребенка, внимание и заботу персонала, семья все же для маленького человечка всегда будет самой главной. Не поэтому ли смышленые карапузики с надеждой смотрят на открывающуюся дверь: вдруг там появится мама? За девятилетнее руководство детским домом Галина Литвиненко не помнит ни одного возвращения ребенка назад.

Ты наш - родной!

Чем старше ребенок, тем шанс обрести семью значительно уменьшается. Особенно мало такого рода усыновителей среди нас, украинцев. В дошкольном отделении Сумской общеобразовательной школы для детей-сирот находятся дети от 3 до 7 лет. Из 60 воспитанников в прошлом году усыновили 11 детей. При этом 10 малышей уехали за границу, только один остался в Украине...

- 65% детей, которые поступают к нам, - это дети с задержкой физического развития, - рассказывает Любовь Рудыка, старший воспитатель дошкольного отделения. - Украинцы очень переборчивы в выборе малышей. Иностранцы, преодолев расстояние, нервное напряжение, бумажную волокиту, выждав положенное время, в предложенном ребенке изначально видят своего родного. И физические недуги, в общем, им не страшны.

Увеличенная фотография Владика П. стоит в кабинете Любови Викторовны. На ней он пока еще в очках. Но недавний визит французского папы обрадовал старшего воспитателя: еще одна, пятая по счету операция, - и мальчик очки снимет. Владика в три с половиной года усыновила французская семья. И вот уже пятый год приемные родители упорно, шаг за шагом борются с его косоглазием.

70% взрослых, которые усыновили детей, ведут с дошкольным учреждением переписку и даже приезжают в гости. И не с пустыми руками!

Они обрели свою семью

Усыновление школьников, как выяснилось, - вещь довольно редкая. В Сумской общеобразовательной школе-интернате для детей-сирот из 180 детей половина могут иметь приемных родителей. Но в прошлом году в иностранные семьи попали всего четыре человека. И то по той счастливой случайности, что на их меньших братьев или сестер пал выбор усыновителей. А согласно Семейному кодексу Украины, если на учете для возможного усыновления стоят родные братья и сестры, они не могут быть разъединены при усыновлении.

Благодаря летнему отдыху за границей, организованному руководством школы-интерната, воспитанники иногда там находят себе семьи.

- С 1999 года, когда Украина стала членом Международного фонда усыновления, и по сегодняшний день усыновлены 10 детей, которые отдыхали в США, Франции, Италии и др. странах, - рассказывает Лидия Прокопенко, социальный педагог школы. - Там дети жили в семьях, понравились взрослым, и те решили принять их под свой кров.

Вика Ш. поехала с группой детей на отдых во Францию. Попала в семью не кого-нибудь, а мэра города! За время проживания девочка настолько пришлась им по душе, что дочь мэра решила ее удочерить. Тогда, в 2003 году, у Вики был серьезный физический недуг - одна нога короче другой (результат «воспитания» родного отца. Еще младенцем девочка с особой жестокостью была брошена на пол). Приемные родители нашли 16 тысяч франков, чтобы сделать девочке операцию. Теперь у Вики все нормально - она прекрасно ходит, и, что главное, у нее есть семья!

«Взрослые» дети

Истории усыновления взрослых детей можно посчитать на пальцах. Вот один из примеров.

Бойкая шестнадцатилетняя цыганочка Рада приглянулась американским благодетелям, когда те посетили школу-интернат. Они удочерили девушку в 2001 году. Недавно Рада приезжала в Сумы - уже вместе со своим американским мужем.

Приятно, что немало наших детей усыновляют иностранцы. Согласно законодательствам стран-усыновителей, наши дети даже имеют право на наследство. У нас в стране 1 млн. 400 детей не имеют родителей. За рубежом «детских резерваций», которые у нас называются интернатами, не существует вообще. Там общество давно решило эту проблему: дети должны жить в семье. И неважно, биологические это родители или приемные.

Лиза Павлова


п»ї
Читайте у цій рубриці

Это что за «Маветоn»?

В четверг, 16 февраля, в Центре искусств «Собор» открылась вторая выставка фотохудожника Дмитрия Зубченко. Кто-то, посетив ее, посчитает, что фотографировать и демонстрировать некоторые из представленных сюжетов - признак дурного тона, а обратив внимание на ее название, вполне возможно,... Читати статтю повністю