Акценты

Кто проиграл Ющенко?

Несмотря на то что пропрезидентский блок «Народный союз Наша Украина» без труда преодолел 3-процентный барьер и прошел в Верховную Раду, вряд ли этот результат кто-то воспринимает как победу этой политической силы и ее символа - Виктора Ющенко.

Среди основных причин, которые привели к этому неутешительному результату, нередко называют разочарование народа в «оранжевой революции» и конкретно в действиях новой команды, возглавляемой президентом. Отчасти можно согласиться с тем, что, действительно, эти причины повлияли на выбор избирателей. Но более пристальный анализ показывает: причина падения рейтинга популярности президента кроется несколько в ином. Так, несложный анализ итогов выборов показывает, что в сумме политические силы, которые шли на минувших президентских выборах под брендом «Ющенко - Наша Украина», даже несколько укрепили свои позиции. Особенно это заметно, если прибавить к голосам победителей тех, кто, понадеявшись на свои силы и популярность, утонули в предвыборных волнах, не преодолев 3-процентный барьер.

Если говорить о результатах работы новой команды, то достаточно вспомнить, что первые 9 месяцев новой власти правительство находилось в руках Юлии Тимошенко. На этот же период приходится и череда основных кризисов в экономике. И тем не менее этот очевидный факт отнюдь не привел к падению ее рейтинга. Более того, удачно использовав ситуацию, Тимошенко без труда записала это себе в актив, представив себя невинной жертвой интриг президентского окружения. Уже сейчас видно, что раскрученная кампания по дискредитации президентской команды отнюдь не имела своей целью торжество истины. Все сенсационные обвинения не прошли испытания судами и были опровергнуты. Но фантом безвольного президента, оказавшегося в плену негодяев, был успешно создан, безмерно раздут и прочно внедрен в общественное сознание. На этом фоне еще более привлекательным для наивного избирателя представляется образ бескорыстной Юли, которая только и мечтает о том, что ей удастся вызволить из кумовской неволи Виктора Ющенко. Показательно, что именно на этой волне борьбы за освобождение президента-пленника и была построена немалая часть ее предвыборной кампании.

Будучи опытным политиком и осознавая, что бороться за голоса избирателей ей придется на одном с президентом электоральном поле, Тимошенко понимала, что ее резерв - это, прежде всего, голоса НСНУ. Успешно

убрав из №1 в списке НСНУ самого Ющенко, заклятые друзья президента добились того, что образ НСНУ лишился харизмы. Небесталанный администратор и настолько же непубличный функционер Ехануров, возглавивший предвыборный список, явно недотягивал до символа президентского блока, что автоматически сделало его предвыборную кампанию серой и безликой. Более того, сторонники Тимошенко удачно приклеили Еханурову образ наследия кучмовского режима и неудачника-управленца, проигравшего газовую войну России (что является чистой воды домыслом). Можно только представить, как было тяжело НСНУ вести свою предвыборную кампанию с таким первым номером. Но даже ограниченные потенциальные возможности PR-акций НСНУ, лишенного ярких политиков, были окончательно похоронены самой идеей предвыборных роликов этого блока. Вместо обнадеживающих светлых тонов PR-кампания была окрашена в мрачные тона пугалок типа «они не пройдут», «бандиты возвращаются», «не зрадь Майдан!». Чисто психологически подобные рекламные «находки» отталкивали избирателя в объятья носителей более светлых, человеческих и менее страшных образов. Улыбающаяся Юлия Владимировна с сердцем в руках выглядела на этом фоне куда более привлекательной. Тот факт, что один из главных идеологов кампании «За Ющенко!» Роман Безсмертный сразу после выборов договорился с Юлией Владимировной на получение им в ВР кресла спикера, наталкивает на определенные размышления. Иными словами, по нашему убеждению, высокий процент БЮТ на выборах - это не столько объективная оценка реальной работы команды, сколько результат удачно проведенной жесткой кампании Юлии Тимошенко, умноженный на столь же бездарную кампанию пропрезидентского блока. В этой ситуации для Ющенко куда более предпочтительной и стабильной выглядит коалиция с прогнозируемым Януковичем, чем с непредсказуемой Юлией Владимировной. Правда, здесь президенту придется решить непростую проблему, им же и созданную. Как уже говорилось выше, пугающие лозунги предвыборной кампании НСНУ закрепили в общественном сознании образ Партии регионов как некоего криминального клана. Ту же идею проводила и Юлия Тимошенко. Хотя, по большому счету, «демократы» Януковича практически ничем не отличаются от «демократов» в команде той же Тимошенко (в списках которой, кстати, немало высокопоставленных кучмистов). Но, как говорится, образ слеплен и уже внедрен в сознание. Сама же возможность союза НСНУ с Партией регионов усиленно преподносится сторонниками Тимошенко как измена Майдану и сговор с криминалом.

Для примера скажем, что в той же Европе успешные коалиции нередко формируют партии, которые были главными конкурентами в предвыборной кампании. Так, Финляндия, например, в 1995 году удивила мир коалицией, состоявшей из пяти политических партий, имеющих довольно разные идеологические платформы, но сформировавших одну из самых стабильных коалиций за историю этой страны. В нынешней Германии социал-демократы объединены в коалицию со своими главными оппонентами - христианскими демократами.


п»ї
Читайте у цій рубриці

Как честный Запад обесчестился...

Напомним, что за неделю до парламентских выборов в Украине своего президента выбирала Белоруссия.

Несмотря на то что подавляющее большинство белорусов отдали свои голоса за ненавистного Западу Лукашенко, США, а за ними и Европа, поспешили заявить, что они не признают результатов... Читати статтю повністю