Пушкинская дата

Дочь последнего гетмана

О тетке Натальи Гончаровой - остроумной, смелой и независимой

Шестое июня - день рождения Александра Сергеевича Пушкина.

И как бы его творчество ни отдаляли сегодня от нас и наших детей (переводом, например, на украинский язык), нам все же искренне хочется верить, чти стихи и проза гения по-прежнему будут находить в Украине новых вдумчивых читателей, неизменно задающихся вопросом: «Ну как это у него ТАК получалось?..»

А потому в канун этой годовщины мы решили рассказать вам об историческом персонаже, связанном по родству с А.С.Пушкиным и с Сумщиной. Речь идет о старшей дочери последнего гетмана Левобережной Украины К.Г.Разумовского (1728-1803 гг.) - графине Наталье Кирилловне Загряжской (1747-1837 гг.), которую Пушкин иногда именует в переписке с женой «теткой». Поэт познакомился с ней летом 1830 года в Петербурге, приехав представиться в качестве жениха Натальи Гончаровой. «Надо вам рассказать о моем визите к Наталье Кирилловне, - пишет Пушкин в Москву невесте не позднее 29 июля, - ...она принимает меня за своим туалетом, как очень хорошенькая женщина прошлого столетия. «Это вы женитесь на моей внучатой племяннице?» - «Да, сударыня». - «Вот как. Меня это очень удивляет. Меня не известили... Наташа всегда писала мне обо всех обстоятельствах своей жизни, Наташа напишет мне, - а теперь, когда мы породнились, надеюсь, сударь, что вы часто будете навещать меня».

Затем она долго расспрашивала о маменьке, о Николае Афанасьевиче, о вас; повторила мне комплименты государя на ваш счет - и мы расстались очень добрыми друзьями».

Из приведенного отрывка видно, что Наталья Кирилловна находилась в родстве с будущей женой Пушкина. Расспрашивая поэта «о маменьке и Николае Афанасьевиче», выражая уверенность в том, что Наташа непременно напишет ей о предстоящей свадьбе, она имела в виду не невесту Пушкина, а ее мать - Наталью Ивановну, урожденную Загряжскую (1785-1848 гг.), и отца - Николая Афанасьевича Гончарова (1788-1861 гг.), с 1814 г. душевнобольного.

Сама Наталья Кирилловна была замужем за Николаем Александровичем Загряжским, родным братом отца Натальи Ивановны. Таким образом, дочь гетмана К.Г.Разумовского доводилась матери избранницы Пушкина теткой по мужу, а Наталья Николаевна Пушкина была с ней в свойстве как внучатая племянница мужа.

«Не родись красивой...»

Наталья была первой из 11 детей Кирилла Григорьевича Разумовского, который своим высоким постом гетмана Левобережной Украины со столицей в Глухове целиком обязан старшему брату Алексею, фавориту императрицы Елизаветы Петровны. Матерью Натальи была родственница и фрейлина Елизаветы - Екатерина Ивановна Нарышкина, одна из красивейших женщин двора. Хорош собою, по замечанию Екатерины II, был и юный Кирилл. А вот его любимая дочь красотой не блистала, кроме того, у нее начал расти горб. Родители безуспешно пытались лечить девочку, приглашая из Европы самых известных врачей. Как бы компенсируя физический недостаток, ребенок был очень развит умственно, так что даже взрослые разговаривали с ней с интересом для себя.

Когда подросшую Наташу Разумовскую представили императрице Екатерине II, она взяла ее ко двору во фрейлины и, в знак особой симпатии, позволила в нарушение правил жить не в Зимнем дворце, а в родительском доме на Фонтанке.

Разборчивая невеста

Войдя в возраст невесты, Наташа перебирала женихами, в которых, несмотря на ее неказистую внешность, недостатка не было. Привлекало приданое, выделенное отцом своей любимице сверх всякой меры в преимущество перед другими детьми.

На 26-м году Наталья, наконец, остановила свой выбор на офицере Измайловского полка Николае Загряжском, которого присмотрела в карауле Зимнего дворца. Супружество оказалось в общем удачным. Обладая покладистым нравом, Загряжский во всем соглашался с капризной женой. Она ценила его характер, называя «слишком хорошим человеком».

И после замужества Наталья Кирилловна сохранила интерес к светским развлечениям. В платьях, сшитых опытной портнихой, скрывавших и горб, и то, что одно плечо выше другого, она и при своем малом росте вызывала интерес у мужчин, которые писали ей в альбом прочувствованные стихи.

Названая дочь

Со временем Загряжская озаботилась поиском выхода из щекотливого положения - отсутствия детей. У нее созрел дерзкий план. Сославшись на мнимое нездоровье, она попросила свою сестру Анну, в замужестве Васильчикову, прислать к ней свою дочь Марию, а после не отпустила ее к родителям. Сама Маша противиться этому не стала, а вот с родителями Наталье Кирилловне пришлось повозиться, объясняя им всю выгоду такого полюбовного соглашения. Во-первых, она обещала сделать Машеньку наследницей всего своего огромного состояния, а во-вторых - отдать ее замуж за лучшего из женихов. Родственники сначала негодовали, но мало-помалу прониклись сочувствием к обойденной материнством женщине и уступили.

Резкий жест

Когда Маша стала барышней на выданье, настало новое царствование - Павла I. При дворе вовсю заискивали перед семейством фаворитки императора - Анны Лопухиной. Сумасбродный монарх даже издал указ, согласно которому все должны были кланяться матери его любовницы, получившей звание статс-дамы. Проявив недюжинную смелость, Наталья Кирилловна вспомнила, чья она дочь, и выставила старшую Лопухину на посмешище прямо на балу, громогласно заявив, что здоровается с ней по именному повелению. В запальчивости Павел повелел выслать Наталью Кирилловну из Петербурга, но, не отличаясь твердостью, затем отменил свое же решение. Загряжская, к удивлению знакомых, знавших о прощении императора, все же покинула тогда столицу, но по собственному соизволению.

Наталья в честь Натальи

Наталья Кирилловна исполнила свое обещание - оговорив себе определенное содержание, она все передала названой дочери. Женихом для нее был избран Виктор Павлович Кочубей, наследник несметных богатств, дарованных Петром I его предкам за изобличение изменнических замыслов гетмана И.С.Мазепы. Родовое имение Кочубеев находилось в широко известной благодаря Н.В.Гоголю и А.С.Пушкину Диканьке. Здесь Наталья Кирилловна на некоторое время поселилась вместе с молодоженами. Близость Полтавы с ее славной историей, опоэтизированной Пушкиным в одноименной поэме, была приятна ее сердцу. Она предпочитала все отечественное, современники отмечали, что и в речи Загряжской чувствовалась женщина не петербуржской, а старомосковской закваски.

Граф В.П.Кочубей уважал свою названую тещу. В честь нее в 1801 г. супруги назвали Натальей своего первенца.

Фантастический визит

Наталья Кирилловна и в Петербурге решила жить вместе с молодыми Кочубеями. После почти 30 лет брака она предложила своему мужу разъехаться. Спокойный характер Николая Александровича помог ему пережить и эту невзгоду. Неподалеку от кочубеевского особняка для него приискали просторную квартиру, в которой Наталье Кирилловне тоже были отведены отдельные апартаменты в шесть комнат. Супруги продолжали сохранять дружеские отношения, видясь почти ежедневно.

Живя с семьей названой дочери, Загряжская до самых последних дней широко принимала у себя. Граф Владимир Соллогуб вспоминал, как его мальчиком привезли к Наталье Кирилловне утром, когда она, по обычаю XVIII века, «принимала визиты во время одевания». «Для нас, детей, она не церемонилась вовсе. Ничего фантастичнее я не видывал. Она была маленького роста, кривобокая... Глаза у нее были большие, серо-голубые, с необыкновенным выражением проницательности и остроумия; нос прямой, толстый и большой, с огромною бородавкою у щеки. На нее надевали сперва рыжие букли, сверх буклей чепчик с оборкой, потом сверх чепчика навязывали пестрый платок с торчащими на темени концами, как носят креолки. Потом ее румянили и напяливали на ее уродливое туловище капот, с бока приколотый, шею обвязывали широким галстуком. Тогда она выходила в гостиную, ковыляя и опираясь на костыль».

Одна слабость

Никого из сильных мира сего не боявшаяся, Загряжская все же имела одну слабость: ей всюду мерещились разбойники. Особенно она опасалась ездить возле Летнего сада, считая его лесом, полным злодеев. «Я вот что придумала, - рассказывала она гостям. - Когда еду около леса, я сейчас кладу пальцы в табакерку, на всякий случай. Если разбойник на меня кинется, я ему глаза табаком засыплю».

Годы ее не брали. В.В.Вересаев в своей книге «Спутники Пушкина» приводит свидетельство иронического отношения Натальи Кирилловны к смерти. Однажды в разговоре с великим князем Михаилом Павловичем она заявила: «Не хочу умереть скоропостижно. Придешь на небо, как угорелая, впопыхах, а мне нужно сделать Господу Богу три вопроса: кто были Лжедмитрии, кто - Железная Маска и Шевалье д’Эон - мужчина или женщина?»

Любимую дочь последнего гетмана Левобережной Украины младшие современники называли живой хроникой Екатерины II. Некоторые из ее колоритных рассказов записаны Пушкиным, который постоянно навещал ее. Она умерла в один год с ним, пережив поэта на месяц.

Виктор Комаров


п»ї