Не нашкодь!

Вопреки звуковому барьеру

Последнее воскресенье сентября - Всемирный день глухих

На День города юные художники рисовали фонтан «Сумка» - новое место паломничества новобрачных и туристов. Победителям были вручены призы: монеты, которые выгребли из фонтана и разделили в соответствии с занятым местом.

Татьяне Очеретько за 3-е место досталась кожаная сумка с пятью килограммами монет! Всем победителям аплодировали. Аплодировали и Тане, но никто из присутствовавших не догадывался, чего стоило Танино 3-е место. Кроме ее мамы, Людмилы Николаевны, - она знала, что Тане было непросто понять задание, которое ставили организаторы конкурса перед ребятами, потому что Таня - глухая. Она не слышала, что говорили нарядные взрослые, улыбаясь и размахивая руками, не слышала подсказок учителей своим ученикам. Но она изо всех сил старалась понять людей из мира звуков и выполнить их задание. Потом увидела, что делают ребята, и тоже стала рисовать.

Таня - второй ребенок в семье. Когда родители узнали, что девочка не слышит, они растерялись. У них не было нужного опыта. Надо было привыкать к сочувствию знакомых, надо было разузнать, что и как делают в таких случаях, и познакомиться со специалистами. Словом, прежде чем учить и воспитывать глухого ребенка, нужно было самим войти в мир глухих и освоиться там. Но ребенок рос быстро, родители едва поспевали за ним.

Сейчас Татьяна учится в 8-м классе Косовщинской специальной общеобразовательной школы-интерната. Ее мама преподает там математику. В интернате учителя стараются говорить так, чтобы дети читали по губам. Это непросто. Даже лучшие читатели по губам могут распознать только четвертую часть обычной речи, ведь многие слова «выглядят» почти одинаково. Детвора в общении друг с другом предпочитает язык жестов. Это не побуквенный перевод привычных звуковых слов, а, скорее, воздушное «иероглифическое» письмо.

Вот уже второй год три раза в неделю Таня ездит на уроки в художественную школу. Сначала было трудно, теперь освоилась. С учителем они понимают друг друга без слов. И ребята научились с ней общаться - ведь увлечение у них общее.

Когда потерян один из органов чувств, обостряются другие. Если отсутствие слуха можно постараться понять, закрыв уши, то обостренное зрение нам понять гораздо труднее. Наверное, не проще, чем глухому - звуки. «Таня еще боится цвета», - говорит ее учитель живописи. Не потому ли, что ее чувство цвета сложнее, «оттеночнее» обычного, и открытые цвета слишком громки для нее? Раскрыть возможности такого ученика, не ограничив привычными рамками, - непростое дело для учителя.

Оптимисты говорят, что глухие могут абсолютно все то же, что и слышащие, кроме одного - слышать. Наверное, могут, но только достичь им этого труднее. Поэтому они нуждаются в помощи и внимании слышащих.

Таня сидит за мольбертом и рисует. Я делаю фотографию на память. У девочки очень серьезные внимательные глаза. Показываю: «Улыбнись». Она старается, но глаза остаются серьезными и внимательными. Но пройдет немного времени, и она еще будет улыбаться нам, «звукослышащим», как равным, и в работах ее обязательно появятся яркие краски...

Виталий Сергеев


п»ї
Читайте у цій рубриці

Пришла грыжа - закрывай ворота!

От самых частых и опасных «выпираний» из организма нужно избавляться как можно раньше

МаксимУМ, что многие из нас могут сказать о грыже, так это то, что она откуда-то «выпирает». И дай Бог, чтобы нам не пришлось столкнуться с такой проблемой, однако если избежать ее все же не удалось,... Читати статтю повністю