Соціум

Как в Сумах появился первый паровоз

Ко Дню железнодорожника - 4 ноября - мы вспоминаем о ж.-д.-вехах в жизни нашего города

ДевЯтнадцатый век - время колоссальных технических изобретений. Одно из важнейших-локомотив с самостоятельной паросиловой установкой, передвигающийся по рельсовой железной дороге.

Начиная с проведения первой железнодорожной линии общего пользования Стоктон-Дарлингтон в 1825 г., Европа уже до середины ХІХ в. покрылась густой сетью железных дорог. В Россию новый вид транспорта пришел с опозданием, что, как известно из учебников по отечественной истории, явилось одной из причин поражения империи в Крымской войне. Стратегическое и хозяйственное значение железных дорог было правильно осознано правительством Александра II (1855-1881 гг.), инициировавшего широкомасштабное железнодорожное строительство в европейской и азиатской части государства с привлечением как казенных средств, так и частного капитала. Пристальное внимание уделялось проектам, которые бы связали европейский центр и юг империи. Авторы «Полного географического описания нашего отечества», вышедшего в 1903 г., писали: «Юг России в 50-х годах истекшего столетия настолько нуждался в удобных путях, что эта насущная потребность осознавалась всеми. Тогда и возник проект продолжения Николаевской железной дороги на юг до соединения с портами Азовского и Черного морей». Одной из связывающих точек на транспортных магистралях в государственных планах оказались и Сумы.

«Просим не отказать в наискорейшем прибытии...»

Через территорию нынешней Сумщины первая железная дорога пролегла в 1868 г., когда была завершена магистраль Киев-Курск, а в последующие годы встал вопрос о ее боковой ветви, которая бы связала Харьков с Киевско-Воронежской железной дорогой. В 1872 г. Министерство путей сообщения в Сумской и Ахтырский уезды отправляет инженера Рудницкого для исследования условий строительства «железки» в Харьковской губернии, а также определения ее оптимального маршрута. Поскольку инструкция Министерства предполагала максимальное удешевление строительных работ, то, соответственно, и первый план участка Мерефа-Ворожба,

утвержденный 22 апреля 1875 г., предполагал его пролегание в обход уездных центров, земля вокруг которых отличалась высокой стоимостью. Такой подход обуславливался тем, что данная линия рассматривалась, прежде всего, с точки зрения ее экономической роли, а не перевозки пассажиров. Предполагалось, что железная дорога будет обеспечивать топливом и сырьем сахарные заводы Харьковской губернии, а также транспортировать их продукцию. На это указывает и обращение сумских предпринимателей в Министерство путей сообщения в 1876 г.: «Уважаемый господин Министр путей сообщения! Наступает важная для всей местности Крещенская ярмарка. В Харьков грузы, в особенности сахар, должны быть доставлены к сроку, и мы можем потерпеть большие убытки. Осмеливаемся обратиться к Вашему Высокопревосходительству и просим не отказать своим Высоким покровительством в наискорейшем открытии для нас столь важной и готовой для движения Сумской линии».

Известия о том, что Сумы останутся в стороне от железной дороги (план 1875 г. относил дорогу на 15 верст к югу от уездного центра), сильно взволновали местную общественность. Опыт показывал, что города, в которых раздавался стук колес паровоза, в условиях растущих рыночных отношений начинали стремительно развиваться, наполняться промышленными предприятиями, торговыми и финансово-кредитными учреждениями; коренные жители не покидали их в поисках заработка. Наоборот, эти города становились привлекательными для трудового элемента. Поэтому, стараясь не допустить вероятного упадка Сум, земская управа и городская дума разворачивают широкую деятельность по исправлению маршрута железной дороги в пользу города. В ход были пущены петербургские связи местных аристократов и капиталы сумских предпринимателей. Второй фактор, разумеется, имел больший вес. Если ахтырчанам после рассылки адресов, обивания порогов министерств и губернского присутствия удалось лишь «подтянуть» железнодорожную линию до уездного центра от села Каменка к слободе Кириковке (16 верст от Ахтырки), то сумские земцы при поддержке предпринимателей добились оптимальной корректировки маршрута. Железная дорога по новому плану 1876 г. должна была огибать северную оконечность города, пересекая Курский тракт, и далее тянуться в восточном направлении вдоль городских выгонов мимо Холодного Яра (ныне застройка завода «Насосэнергомаш»), слободы Луки, через русло реки Псел, поворачивая на юго-восток в направлении с.Басы и дальше в сторону Харькова. За выкуп пригородных земель сумских обывателей нашим предпринимателям пришлось выложить круглую сумму. Только И.Харитоненко сделал взнос в казну в размере 500 тыс. руб. при общей стоимости сумского участка дороги в 1 487 371 руб. 51 коп. Зато и наибольшая выгода от строительства дороги досталась именно ему. «Железка» проходила практически у стен Павловского рафинадного завода, экономя бюджет «Торгового Дома И.Харитоненко с сыном» на транспортные расходы.

Почти через год, после многочисленных мытарств и запросов сумских предпринимателей и гласных земства, 26 марта 1876 г. последовало «высочайшее соизволение» на строительство Сумской ветви (Люботин-Сумы). Оно развернулось 20 июня 1876 г. Его непосредственное руководство осуществлял инженер Евгений Николаевич Духовской, а контроль - харьковский губернатор и правительство. Финансированием проекта занималось Акционерное Общество Харьковско-Николаевской железной дороги со смешанным капиталом.

Наряду с укладкой рельс и шпал производились и другие важные работы. Осенью 1877 г. Александр ІІ распорядился создать Комиссию для всестороннего изучения железнодорожного дела в России, в которую были включены отдельные представители центральной и местной власти. Харьковскому губернатору при этом указывалось исследовать местность на расстоянии до 75 верст от железной дороги с целью ее хозяйственного использования в государственных нуждах. Требовалось выяснить площадь окружающих железную дорогу лесов, количество подвод местных жителей, стоимость транспортных услуг и т.п. В рамках этих мероприятий прокладывались шоссейные и грунтовые дороги от станций к предприятиям и значительным населенным пунктам, возводились вокзалы и мосты.

В Сумах, в частности, был построен кирпичный одноэтажный вокзал с деревянными чердаком и крытой галереей с фигурными колоннами, который до начала ВОВ обслуживал жителей и гостей города. Крыша здания была украшена декоративными деревянными резными оградами, витиеватыми коньками и розетками. Три перрона вокзала освещались керосиновыми фонарями. В 1941 г. это здание было взорвано немцами. Такая же участь постигла и железнодорожный мост через Псел. Но на станции Басы до наших дней сохранилось старое служебное вокзальное помещение, напоминающее по архитектуре старинные усадьбы в центре Сум с рельефной кирпичной кладкой, карнизом и сандриками.

«Наиболее смелые изъявили желание прокатиться по чугунке»

Строительство Сумского участка, при сооружении которого было использовано 894 355 пудов рельс, завершилось зимой 1877-1878 гг. Согласно «Исторической хронологии Харьковской губернии», вышедшей в 1882 г., Сумская железная дорога длиной в 227 верст «имеет 15 станций и 2 полустанка. Через рр.Ворскла и Псел мосты в 60 саж. длины, 3 дамбы при переходах через рр.Боромлю, Ворсклу и Псел». 8 января 1878 г. было торжественно открыто движение поездов на участке пути Мерефа-Белополье. В тот же день в Сумы прибыл первый локомотив. Одна из газет того времени так описывала это событие: «Протяжный гудок разорвал утреннюю тишину и далеким эхом отозвался за околицей города. На вокзале собралось много людей. Наиболее смелые изъявили желание прокатиться на чугунке».

Среди них городской голова М.Скубенко, председатель земской управы И.Смагин, дворянский предводитель Н.Кондратьев и другие отцы города, позаботившиеся о появлении в Сумах чуда техники. Сумская «железка», однако, еще долго сохраняла свой промышленный характер. Из 150 вагонов движимого состава Сумского участка лишь 12 являлись пассажирскими. Самые дальние рейсы из Сум в первое время отправлялись до станций Харьков и Ворожба. Затем был пущен поезд «Харьков-Киев», который делал остановку на станции Сумы 15 мин. Чтобы добраться дальше, например, в Москву, необходимо было совершать многочисленные пересадки. Сперва пассажир доезжал до Ворожбы, где делал пересадку на поезд, двигающийся в направлении Курска, а затем уже садился в скорый московский экспресс. Такое путешествие занимало 33 часа пути. Для обеспечения культурного времяпрепровождения пассажиров в пути на вокзале работала книжная лавка сети магазинов книжной торговли петербургского издателя А.Суворина. Путешествие «железкой» было не из дешевых. В 1888 г. пассажиру третьего класса, чтобы добраться из Сум в столицу, необходимо было выложить 19 руб. Для сравнения - месячный заработок квалифицированного рабочего в нашем регионе колебался в размере от 7 до 10 руб. К тому же плата взималась и за выход на перрон. Поэтому железной дорогой чаще пользовались состоятельные граждане.

В 1898 г. началось строительство новой железнодорожной линии, связавшей Сумы и Белгород. Мотивация строительства этой магистрали была сродни прежнему предприятию Министерства путей сообщения - хозяйственному обслуживанию сахарных заводов Курской и Харьковской губерний. На этот раз строительство дороги осуществлялось исключительно частным капиталом. Основным подрядчиком выступил сумской предприниматель Иоаким Адольфович Сумовский. Крупные средства в стройку вложил сахарозаводчик П.Харитоненко, как самое заинтересованное лицо (дорога прокладывалась мимо его Краснопольского и Краснояруженского заводов). Капиталом Харитоненко, в частности, полностью строился участок Басы-Готня. 3 августа 1901 г. со станции Басы отправился первый состав по железной дороге Сумовского протяженностью

145 верст. Однако с появлением новой дороги узловым центром Сумы так и не стали. Сумы в дореволюционную эпоху оставались второстепенной станцией с превалирующим харьковским направлением. Белгородская ветвь использовалась в основном для нужд сахарной промышленности. Тем не менее, с «протяжным гудком» в городе началась совершенно новая жизнь.

Из уездного центра - в столицу «сахарного королевства»

Соединение города с железнодорожными артериями страны возымело огромное значение для обустройства Сум во всех сферах общественной жизни. Железная дорога дала сильный толчок для развития предпринимательской и особенно производственной деятельности. В последующие два десятилетия после подведения железнодорожной линии в Сумах были построены пять машиностроительных и чугунолитейных заводов, табачная фабрика и ряд более мелких предприятий различных отраслей. Уездный центр закрепил за собой статус столицы «сахарного королевства» Левобережья. Станция Сумы в начале ХХ в. ежегодно получала более 6 млн. пудов различных грузов и отправляла товаров (преимущественно сахара и хлеба) на сумму более 3,5 млн. пудов. Оживление промышленности привело к быстрому росту населения в городе. Если в 1869 г. жителей Сум насчитывалось немногим более 14 тыс. человек, то через 30 лет - около 30 тыс. Последующее обустройство железнодорожного полотна Сум уже в советское время непременно связывалось с бурным ростом производства, появлением новых предприятий, приобретением городом своего современного промышленного облика.

Железная дорога стимулировала развитие науки, образования и культуры. В 1888 г. из Ахтырки в Сумы было переведено духовное училище. А в начале века всего в Сумах насчитывалось шесть средних учебных заведений. Прибытие сюда на «чугунке» известных деятелей науки и культуры, таких как А.Чехов, В.Воронцов, А.Плещеев, А.Куприн, Л.Собинов, Ф.Шаляпин благодарно влияло на творческую жизнь города. Появлению в нашем городе высших и специальных учебных заведений, научных учреждений опосредованно мы тоже благодарны железной дороге.

Перечислить на сегодня все преимущества железной дороги просто невозможно, как и представить саму жизнь современного города без нее. Успешное будущее Сум определялось в середине 1870-х гг. и было решено в их пользу благодаря предприимчивости и дальновидности влиятельных горожан. Коммерческая инициатива, умноженная на труд тысяч работников - землекопов и укладчиков, - обеспечила быстрое проведение стальной магистрали, соединившей наш город с остальным миром. Из маленького уездного города Сумы сначала превратились в столицу «сахарного королевства», а затем и в областной центр.

Дмитрий Кудинов


п»ї
Читайте у цій рубриці

Педагогические разборки

Читати статтюСвидетелями рукоприкладства между учителем и директором 4-й школы стали первоклашки

СитуациЯ, возникшая в конце первой четверти в Сумской школе №4, - из ряда вон выходящая. Возмущенные случившимся родители первоклассников направили в управление образования обращение, принятое на... Читати статтю повністю

Каждый охотник желает знать...

Охота на пушного зверя начнется 7 ноября и закончится 31 января нового года

По словам председателя президиума Сумской областной организации Украинского общества охотников и рыболовов (УООР) ЮРИЯ ХАРЧЕНКО, с 24 октября по 27 декабря в Украине можно охотиться на диких парнокопытных... Читати статтю повністю

Как на тоненький ледок...

Читати статтюСпасатели всегда готовы прийти на помощь, но лучше проявлять благоразумие

Как вы себя чувствуете, когда слышите вой сирены? Пожарной, милицейской машины, «скорой помощи»... Наверняка неуютно: значит, где-то кому-то плохо, и на место ЧП мчатся спасатели. Их служба заметна только... Читати статтю повністю

Сократятся ли пригородные маршруты?

Почему железнодорожники просят уменьшить налог на землю

Известно, что в Украине среди всех видов транспорта ведущее место занимает железнодорожный. Ведь он универсален: обслуживает все отрасли экономики и бесперебойно перевозит нас, пассажиров, в любое время года.

К тому же железная... Читати статтю повністю

Изменить мир может каждый

Как это делают сумские девочки из «Свiточа», помогая онкобольным детям

Мы уже рассказывали о благотворительной акции помощи онкобольным малышам «Подари улыбку детям», организованной художественно-образовательной студией «Світоч». Началась она 29 мая, финишировала

1 ноября. Что... Читати статтю повністю

Голод и жажда - ничто, а вот имидж?!

Почему за доставку и прием гуманитарки нужно платить 120 тыс. грн.?

Горбюджет не просто кошелек - в нем много «отделений», содержащих разноцелевые деньги, попадающие в городскую казну тоже по-разному. Иногда средства кочуют из отделения в отделение, но этому неизменно предшествуют... Читати статтю повністю

О вечном подумай заранее

Сегодня «кладбищенские» проблемы во многом облегчены специальной службой. Но кое-что стоит решить лично вам

Когда уходят из жизни наши близкие, приходится заниматься печальными хлопотами, связанными с похоронами. Облегчить эту ношу призвана ритуальная служба «КП «Спецкомбинат»,... Читати статтю повністю

С Роменской на Кирова за 60 секунд...

Читати статтюДолгострой, простоявший 20 лет, сделали за два месяца

Уже давно в Сумах не было таких масштабных работ, как строительство путепровода по ул.20 лет Победы. И вот, несмотря и даже вопреки всем трудностям, обрушившимся на страну в этом году, 2 ноября первая очередь строительства благополучно... Читати статтю повністю