Немає проблем?

Евротроллейбусы нам не нужны?

Почему город за ту же цену купил устаревшие российские троллейбусы?

Мы уже не раз писали о проблемах городского троллейбусного парка. По большому счету, на сегодня их четыре: задолженность государства по субсидиям за провоз льготчиков, долги по зарплате, выплата кредита за новые троллейбусы, необходимость дальнейшего повышения тарифов на проезд.

Остановимся на финансовом состоянии предприятия, которое, по мысли нового мэра, должно стать основой для «выдавливания из бизнеса» тех владельцев маршрутных такси, которые не хотят платить налоги.

По словам директора КП «Электроавтотранс» Владимира Левченко, в середине мая долг по зарплате составлял всего 180 тыс. грн. из примерно 480 тыс. грн. месячного фонда оплаты труда (без учета налогов). Госбюджет же по итогам 4 месяцев задолжал троллейбусникам порядка 248 тыс. грн. При этом «Электроавтотранс» ежемесячно выплачивает по 110 тыс. грн. за кредит (с процентами) банку «Крещатик» и тысяч на 10-20 - «Облэнерго». (Правда, с 1 мая за подорожавшую электроэнергию придется платить больше почти на 40 тысяч. Недавнее повышение тарифов на проезд с 40 до 50 копеек проблемы отнюдь не решило, так что вполне можно ждать очередного уже в ближайшее время.) Одно хорошо: десять новых троллейбусов, за которые расплачиваться придется еще три года, приносят примерно пятую часть выручки. Что это за машины?

Троллейбусы серии ЗИУ-9-682 производства российского завода в г.Энгельс Саратовской области являются в большей или меньшей степени модернизованными вариантами старой модели. Именно это, судя по всему, обусловило низкую стоимость машин: 529 тыс. грн. с растаможиванием и доставкой за тысячу километров. Какие именно конструктивные недостатки могут скрываться за столь низкой ценой? На этот вопрос мог ответить конкурс, но его не было. Все решила именно цена. По словам В.Левченко, отечественные троллейбусы днепропетровского производства стоят от 648 тыс. грн. Это низкопольные машины. В них можно въезжать на инвалидных колясках, да и обычным пассажирам входить-выходить значительно удобнее. Правда, низкопольность съела у этих троллейбусов 10 мест по сравнению с российскими. Больше никаких преимуществ закупленной иностранной техники перед отечественной Владимир Ефимович нам не назвал, упомянув лишь, что моторесурс троллейбуса составляет 10 лет, а за это время, мол, и дизайн успеет поменяться. Выпускают троллейбусы еще и на Львовском автобусном заводе (ЛАЗ), но никаких подробностей о них директор «Электроавтотранса» нам не сообщил.

Чисто из спортивного интереса мы заглянули в Интернет: уж очень стало обидно за национального троллейбусопроизводителя. Первые же результаты поиска озадачили. Да, днепропетровские машины стоят дорого, до миллиона. Но это - машины европейского класса. Зато ЛАЗ выпускает «евротроллейбусы» по более дешевым ценам. Например, в апреле этого года в Тернополе торжественно выпустили на улицы такой троллейбус: пол на уровне тротуара, широкий и без ступенек - для инвалидных колясок. А начальник местного электротранса Н.Звиздарик радуется тому, что новый троллейбус потребляет на 30% меньше электроэнергии, чем обычный... Стоимость - 530 тысяч гривен. В Киеве первые ЛАЗы появились еще в марте. Причем они настолько понравились теперь уже экс-мэру столицы А.Омельченко, что вместо первоначальных 170 машин было решено закупить 200. Причина такой любви - технические данные рогатых ЛАЗов.

- Во-первых, за счет транзисторной системы управления они на 40% экономичнее устаревших собратьев, - считает главный инженер КП «Киевпасс-

транс» ЮРИЙ БОМБАНДЕРОВ. - Во-вторых, оснащены немецкой агрегатной базой, за счет которой ЛАЗ мягче на ходу. В-третьих, «высоковольтные» объекты конструкции вынесены из салона, так что троллейбус значительно безопаснее для пассажиров. Подсчитано также, что благодаря низкопольности новые троллейбусы за час могут проезжать на 12 километров больше: пассажирам удобнее быстрее заходить и выходить.

Почему Сумы поддержали иностранного троллейбусопроизводителя, сэкономив тысчонку-другую на отказе от своих - современных, экономичных и безопасных - машин? Или евро-троллейбусы нам не нужны? Вопрос, впрочем, можно задать и по-другому: если покупают импортные троллейбусы устаревшей конструкции, значит, это кому-то выгодно?..

Сергей Моша


п»ї
Читайте у цій рубриці

Спиртного на площадках - ни-ни!

А вот согласие жильцов близлежащих домов – необходимо

С наступлением тепла в Сумах снова появились летние площадки с рекламой крупных украинских производителей пива. Отвечают ли они всем необходимым нормам?

Так, одна из таких точек, расположившаяся по ул.Соборной, установлена настолько... Читати статтю повністю