Долі

Танеев в Хоружевке

В начале прошлого века знаменитое село вдохновляло музыкантов и композиторов

Летом нынешнего года исполняется 100 лет со времени первого приезда на Сумщину известного русского композитора Сергея Ивановича Танеева - ученика и друга П.И.Чайковского, наследника и продолжателя его дела.

Дважды, в 1906 и 1907 гг., музыкант приезжал на отдых в село Хоружевку Роменского уезда Полтавской губернии (ныне Недригайловский район Сумской области) по приглашению своего ученика и близкого друга Фомы Александровича Гартмана. Ф.А.Гартман родился 9 (21) сентября 1885 года в Хоружевке. (В статье о нем в Музыкальной энциклопедии и Энциклопедическом музыкальном словаре Хоружевка ошибочно отнесена к Харьковской губернии.)

Об этом нашем талантливом земляке в советское время практически ничего не говорилось, поскольку в 1921 году он эмигрировал. Остановимся же на основных вехах его биографии. В 11 лет Фома начал брать частные уроки по композиции у Антона Степановича Аренского, в то время (1895-1901) управляющего придворной певческой капеллой в Петербурге. В 1900-1902 гг. он учился в Петербургской консерватории по классу фортепиано у Анны Николаевны Есиповой. (Среди ее учеников - Леонид Крейцер и Сергей Прокофьев.)

Гартман известен как автор балетов «Аленький цветочек» (по одноименной сказке С.Аксакова, поставлен в 1907 г. в Петербурге, а затем, в 1911 г., - в Москве, в Большом театре), «Бабетта» (поставлен в 1935 году в Ницце), трех симфоний, концертов для фортепиано, для скрипки, для виолончели, для арфы, камерных ансамблей, фортепианных и вокальных произведений. Он выступал как музыкальный критик (журналы «Аполлон», «Музыка») и дирижер.

С 1919 г. Гартман преподавал в Тифлисской консерватории. В 1921 г. Фома Александрович

уехал в Константинополь, а оттуда в Берлин, где организовал симфонический оркестр из музыкантов-эмигрантов для пропаганды русской музыки.

С 1951 года композитор жил в Нью-Йорке, где и умер 26 марта 1956 г.

Свою первую встречу с С.И.Танеевым Ф.А.Гартман описывает в воспоминаниях, впервые опубликованных в Англии в 1956 г.: «В 1896 году я учился у Аренского [...]. Однажды в воскресенье (шел второй год моих занятий гармонией), придя на урок, я застал у Аренского нескольких его друзей. Среди них [...] какой-то очень симпатичный бородатый человек в пенсне. Он был так прост и приятен, что меня сразу же потянуло к нему. В нем не было и тени высокомерия, хотя это был, как я вскоре узнал, великий Танеев. Услышав, что я пришел заниматься и принес с собой свои задачи по гармонии, он вместе с Аренским сел за рояль и принялся их разбирать».

Шло время. В феврале 1906г. умирает Аренский, и Гартман, по собственному признанию считавший Антона Степановича своим учителем до самой смерти последнего, осиротел как музыкант. Единственным человеком, к которому он питал душевное расположение и мнение которого о своих произведениях хотел бы знать, чтобы проверять самого себя, был Танеев.

Весной 1906 г. в Москве Гартман пригласил Сергея Ивановича провести лето с ним и его матерью в их имении в Хоружевке. К восторгу Фомы Александровича, Танеев согласился, так как имение Гартманов находилось на полпути в Москву с Кавказа, где композитор предполагал провести первую половину лета.

С первого же дня в Хоружевке Фома Александрович буквально не расставался с дорогим гостем. Они много гуляли вместе, и хозяин готов был слушать часами размышления своего более опытного коллеги. Особенно он интересовался его работой как музыкального теоретика - книгой о вертикальном и горизонтально-подвижном контрапункте, а также о его методе сочинения канонов. (В Хоружевке Танеев делал корректуру своего главного теоретического труда - «Подвижной контрапункт строго письма», который в рукописи был завершен в 1906 г., готовился к печати в издательстве Юргенсона и увидел свет в 1909 г.)

«Тут же, на месте, во время прогулки, - вспоминает Гартман, - Танеев с помощью карандаша и записной книжки в течение пяти минут показал мне, что это такое. Какой сложной казалась мне вначале техника контрапункта и какой легкой оказалась она на самом деле! [...] Этот, как и все наши разговоры о технике, не имел ничего общего со сложными и скучными рассуждениями теоретиков. Он был скорее похож на совершенно непринужденную увлекательную беседу. Мне хочется здесь особо подчеркнуть способность Танеева ясно, просто и логично объяснять самые сложные основы музыки [...]»

Возвращаясь с прогулок, гость и хозяин, обычно вместе с матерью последнего - Ольгой Александровной, пили чай и затем отправлялись работать. Сергея Ивановича поселили неподалеку от барского дома, в маленьком коттедже из трех комнат, где обычно работал Фома Александрович и где стоял новый беккеровский рояль. Старый, на котором Фома играл с детства, оставался в господском доме. Из него звуки рояля не долетали до коттеджа, и работа Гартмана над балетом «Аленький цветочек» не мешала Танееву.

В половине девятого Фома Александрович заходил за Сергеем Ивановичем, и они шли ужинать. За едой велись интересные разговоры. Вечером собирались в гостиной за круглым столом, читали. Гость брал обычно в библиотеке сатирический роман А.Франса «Харчевня королевы Гусиные Лапы» или либретто опер Моцарта. Читали или беседовали о прочитанном до 11 часов вечера.

«Это счастливое время, - вспоминает Ф.Гартман, - длилось около шести недель, и хотя один день был похож на другой, забыть их невозможно».

Первую половину лета следующего, 1907-го, года Сергей Иванович опять провел на Кавказе, в Пятигорске, а затем снова приехал к Гартманам в Хоружевку.

Запись в дневнике С.И.Танеева 1907 г.: «Июль, 13. Пятница. С ранним поездом в Ромны, ждала четверка с кучером Иваном - прекрасная дорога (за исключением одного места) до Хоружевки. Там меня встретили все живущие: Ольга Александровна, Фома Александрович с женою и ее брат (Лев Аркадьевич) и сестра (Зоя Аркадьевна)».

Как видим, хозяин уже женат на Ольге Аркадьевне Шумахер и окружен родней жены. Ольга поначалу очень тревожилась, что молодой муж будет слишком много времени проводить с коллегой-композитором, а она, ничего не понимая в музыке, не сможет принимать участие в их беседах. Однако страхи ее вскоре рассеялись, так как тонко чувствующий ситуацию Танеев с самого начала настаивал на том, чтобы Ольга Аркадьевна принимала участие в их прогулках по окрестностям Хоружевки. Он даже посоветовал ей изучить контрапункт и заняться пением и написал письма своим друзьям с просьбой порекомендовать лучшего учителя пения в Италии. Кончилось тем, что и Ольга Аркадьевна стала таким же большим другом Танеева до конца его дней, как и Фома Александрович.

Второй день по приезде Сергея Ивановича в Хоружевку в 1907 году выдался холодным и дождливым. Однако он не удержался и выкупался, после чего заболел лихорадкой и несколько дней не совершал прогулок. Несмотря на недомогание, начал сочинять. Речь идет о трио для фортепиано, скрипки и виолончели D-dir ор.22, первое исполнение которого состоялось 17 января 1908 г.

В отличие от хоружевского лета 1906 г., когда работе преимущественно отводилось несколько часов перед ужином, во второй приезд старались посвящать творчеству время до обеда.

Во время обедов гость развлекал хозяев и их родственников остроумными рассказами и загадывал им загадки из истории музыки.

«Однажды, - вспоминает Ф.Гартман, - он попросил меня назвать имена композиторов нескольких совершенно неизвестных мне опер. Затем он задал этот же вопрос сестре моей жены, молодой девушке, совсем не знавшей музыки. К нашему удивлению, она правильно ответила на все вопросы. Танеев с упреком поглядел на меня... Позже мы узнали, что он заранее дал ей список имен, чтобы она могла их выучить».

После обеда обычно устраивались прогулки. Иногда они ограничивались садом, но чаще ходили гулять пешком - к лесу, на хутор, в поле, а возвращались в высланных навстречу экипажах. Прогуливаясь, композитор порою мысленно «проигрывал» целые сочинения. Интересную запись находим в дневнике С.Танеева от 6 августа 1907 г.: «Продолжал, во время прогулки по саду, играть: сыграл а-moll’ную фугу Баха, варьяции Моцарта С-dur и As-dur’ную сонату Бетховена ор.26».

По вечерам, после ужина, бывали чтения вслух. На одном из них Сергей Иванович прочел рассказ А.П.Чехова «Живая хронология». Мы уже говорили о том, что в Хоружевке к услугам Танеева была библиотека Гартманов. Книги также доставлялись от князя Щербатова из Тернов - у него было прекрасное собрание романов на французском языке. В этот приезд композитор, среди прочего, остановил свой выбор на «Воспитании чувств» Г.Флобера и «Лукреции Борджиа» Д.В.Григоровича во французском переводе.

В программы домашних концертов в Хоружевке у Гартманов Танеев, помимо собственных сочинений, включал свои любимые произведения разных авторов: с-moll’ную фантазию Моцарта, d-moll’ную сонату Бетховена, две песни без слов Мендельсона, «Гретхен за прялкой» Шуберта-Листа.

Из путешествий по окрестностям в дневнике С.И.Танеева отмечены три поездки. Первые две, 25 и 27 августа 1907 г., - в Константиновку (Константиново, Константинов), в шести верстах от Хоружевки, где осматривали развалившиеся старые дома князя Голицына и графа Головкина. (У Танеева ошибочно - Головина.) Третья поездка, о которой С.И.Танеев делает запись в дневнике 12 сентября 1907 г., была в Терны, в имение князя Бориса Сергеевича Щербатова (1839-1921). Там гуляли по парку, осматривали его дом с коллекциями оружия, картин, слушали игру «оркестра стражников».

Гартманы возили своего гостя и на местную ярмарку. Она показалась ему с малым количеством товара - больше всего глиняных горшков.

В пору, когда сюда приезжал Танеев, Хоружевка была большим волостным селом с населением свыше шести с половиной тысяч. В нем было две церкви, богадельня, несколько лавок, воскресный базар, четыре ярмарки в году. Живописность местности придавали до 70 ветряных мельниц.

Исторически это село относилось к Гетьманщине (Константиновская сотня Лубенского полка). В 1670 г. из-за него возник спор. Гетман Левобережной Украины (1668-1672 гг.) Демьян Игнатьевич Многогрешный направил в адрес царского стольника и полковника, серпуховского наместника Артамона Сергеевича Матвеева жалобу на сумского слободского полковника Герасима Кондратьевича Кондратьева, который неправомерно приобщил к Недригайлову «Хоружевку и Костентиново, а то никогда не бывало и ныне не належит». Это, пожалуй, первое письменное упоминание о Хоружевке. Композитор навсегда покинул наши места 14 сентября 1907 г., прогостив на сей раз два месяца. Хозяева, поддерживавшие с ним переписку и личные контакты до самой смерти Сергея Ивановича в 1915 г., через несколько лет снова приглашали его провести лето в Хоружевке. Когда он отказался, Ольга Аркадьевна спросила: «Почему, разве Вам плохо с нами?» Он ответил: «Быть может, слишком хорошо. И после этого я вновь останусь один». Это было знаком особого доверия. Не имевший собственной семьи Танеев очень редко упоминал о своем одиночестве.

Виктор Комаров


п»ї
Читайте у цій рубриці

Ля минор на Сотне

С какой целью мать выставила маленького сына играть на скрипке в центре Сум?

Многие жители нашего города, прогуливаясь вечером по Стометровке, становятся невольными зрителями «моноконцерта». Восьмилетний хорошо одетый мальчик водит смычком по скрипке, исполняя какую-то незамысловатую... Читати статтю повністю