Соціум

Страшнее, чем приговор...

Почему осужденный с IV стадией рака крови до сих пор не освобожден по состоянию здоровья?

Об осужденном Сумской исправительной колонии №116, у которого рак крови IV стадии, мы узнали от настоятеля тюремного храма протоиерея ВЛАДИМИР РАВЛЮКА:

- Человек действительно неизлечимо болен. Ему тяжело находиться в стенах исправительного заведения. Да и разве с таким недугом осужденному там место? Ведь он нуждается не только в лечении, но и уходе. Наш долг, как православных христиан, помочь ему. Ведь срок у него большой - семь лет, из которых он не отсидел еще и года...

Этим осужденным оказался Григорий Ермоленко - личность в Сумах довольно известная. В свое время он занимал руководящие посты - начальника городского УЖКХ и зампредседателя Сумской райгосадминистрации. Громкое дело, когда чиновника посадили за получение взятки в крупных размерах, вызвало резонанс не только в городе, но и за его пределами. Не будем вдаваться в подробности дела, хотя семья Ермоленко и сам осужденный считают его сфабрикованным и расценивают как политический заказ. Когда предыдущая власть просто разобралась с человеком для нее неугодным. Опуская нюансы досудебных и судебных разбирательств, напомним только его суть: в 2008 году в области началась активная работа по внедрению альтернативных видов топлива, в частности выпуск брикетов из соломы, для чего планировалось открыть линию в п.Степановка Сумского района. Ответственным за это дело, как и в целом за энергосбережение в районе, как раз и был Григорий Ермоленко. Строительство брикетной линии предусматривало привлечение денег инвесторов, в этом случае - жителей района, которые за получение земельных участков вносили средства по социальным соглашениям. 100 тыс. грн. этих средств фигурируют в деле в качестве взятки Ермоленко за выделение земельных участков. За что в декабре прошлого года областной апелляционный суд приговорил зампредседателя Сумской РГА к семи годам лишения свободы по ч.2 ст.368 УК.

Проблемы со здоровьем у Григория Ермоленко начались давно. По словам жены, Галины Ермоленко, еще в 2002 году в киевском окружном госпитале ему был поставлен диагноз - хронический лимфолейкоз, В-клеточный вариант:

- С того времени муж неоднократно проходил стационарное лечение в гематологическом отделении облбольницы, где принял пять курсов химиотерапии. Последний - летом 2009-го, когда ему уже предъявили обвинения. После восьми суток, проведенных в КПЗ, его здоровье значительно пошатнулось, и он был вынужден лечь в гематологию на лечение. Результаты анализов не только подтвердили его диагноз - хронический лимфолейкоз, но и выявили осложнения. Как можно было доводить дело до суда с таким диагнозом?! Но ни суд первой инстанции, ни Верховный суд не принял во внимание документы, подтверждающие состояние его здоровья.

В январе этого года, когда муж был уже в СИЗО, ему снова стало плохо. К нему вызвали гематолога, который однозначно настаивал на лечении. В апреле мужа перевели в колонию. У него возобновились боли, появилась слабость, увеличились лимфоузлы, а внутренние органы - печень и селезенка все чаще давали о себе знать. К нему снова пригласили областного гематолога, который при пальпации определил, что болезнь перешла из второй стадии в третью, и порекомендовал пройти лечение в стационаре. Но в июне его этапом отправили на обследование в непрофильное лечебное учреждение - Темновскую ИК №100, что в Харьковской области. Там его продержали и вернули назад, так и не установив стадию заболевания. А лечение порекомендовали проводить по месту отбывания наказания. Но в гематологическое отделение его так никто и не положил. Через некоторое время, когда здоровье мужа значительно ухудшилось, я обратилась в облуправление Департамента по вопросам исполнения наказаний, чтобы его обследовали.

В августе на базе гематологического отделения профессор-гематолог из Киева провела необходимые диагностические исследования и установила, что хроническая лимфоидная лейкемия перешла в IV - злокачественную стадию по классификации Rai. В выводах гематологической комиссии сказано, что он нуждается в проведении активной иммунохимиотерапии в условиях гематологического стационара и постоянной поддерживающей терапии лекарствами. А если этого не проводить - все закончится летальным исходом.

Но мужа снова готовят на этап - в онкологическую колонию во Львов, тем самым нарушая совместный приказ Госдепартамента и МЗУ - №3/6 от 18.01.2000 г, где сказано, что направлять осужденных со злокачественными новообразованиями кроветворной системы в спецбольницы противопоказано. Они подлежат представлению на досрочное освобождение по болезни по месту установления диагноза. При нынешнем состоянии он никакого этапирования попросту не выдержит. Мало того, 25 октября его снова отправили на обследование в гематологическое отделение, уже прошел месяц, но пока нам его дальнейшая судьба неизвестна. Зачем человека с таким диагнозом подвергать бесконечному количеству обследований?! Его надо лечить, ведь болезнь неумолимо прогрессирует. Почему ни департамент, ни колония не инициируют его освобождение по состоянию здоровья? Видно, в чьих-то интересах, чтобы все закончилось именно так, как сказано в выводах гематологической комиссии.

Разобраться в этой проблеме было непросто. На наш взгляд, человек со смертельным диагнозом, а это именно так (при IV стадии этого заболевания, как подтверждает множество медицинских источников, медиана выживаемости составляет от 19 до 30 месяцев), должен обязательно лечиться, причем не в условиях пенитенциарной системы. Но в данной ситуации осужденного не только не освобождают, но даже и не лечат.

Чтобы узнать, с чем это связано, мы отправились в управление Госдепартамента по вопросам исполнения наказаний в Сумской области. По словам Василия Макаренко, начальника управления, этапирование осужденного Ермоленко в специализированную колонию Харьковской области было необходимым для установления диагноза. После того, как его вернули назад с рекомендациями о лечении по месту отбывания наказания, больного на базе областного гематологического отделения обследовал профессор из Киевского института гематологии:

- Консультативный вывод нам известен, но чтобы подтвердить диагноз, 25 октября мы направили осужденного на консилиум в областное отделение гематологии. Кроме того, в обращении мы также просили ответить на вопрос: можно ли этапировать больного в специализированное лечебное учреждение департамента. К примеру, во Львов, где лечат онкологических осужденных. Если нет - то пролечить его в стационаре гематологии. Ответ получили только 17 ноября, да и то неполный, где был подтвержден его диагноз - хроническая лимфоидная лейкемия IV степени (злокачественная) по классификации Rai - и рекомендовано лечение в условиях гематологического стационара. На прошлой неделе мы снова обратились в облздрав, чтобы они ответили и на остальные вопросы. Ждем результата. Параллельно мы направили запрос в Киев, чтобы дали наряд в спецбольницу департамента для прохождения химиотерапии, так как в условиях нашей колонии этого сделать нельзя. Что же касается предоставления материалов в суд об освобождении по состоянию здоровья по ст.408, то на заседание комиссии должны быть представлены: анамнез заболевания, сроки пребывания в лечебном учреждении, полный перечень обследований и консультаций, на основании которых установлен диагноз. Пока что есть только диагноз, но лечения осужденный еще не прошел.

Причем, как сообщил нам Петр Попов, начальник сектора здравоохранения управления Госдепартамента по вопросам исполнения наказаний в Сумской области, тот же приказ 3/6 регламентирует обязательное обследование и лечение осужденных в стационарных условиях лечебных учреждениях уголовно- исполнительной системы. Только после этого комиссия имеет право рассматривать вопрос о его освобождении по состоянию здоровья:

- В приказе есть несостыковки: с одной стороны больного этапировать в наши спецбольницы противопоказано, на что ссылается Галина Ермоленко, а с другой - комиссия без тщательного обследования и лечения в спецбольницах департамента не может представить его на освобождение по болезни. Без выполнения последних требований Киев документы не утвердит. Есть еще один нюанс - в перечне болезней на освобождение значится только хронический лимфолейкоз, усложненный анемией, тромбоцитопенией и беспрерывно рецидивирующими инфекциями. Если после лечения в диагнозе не будет всех этих составляющих - комиссия также не вправе рассматривать материалы осужденного.

Неужели IV злокачественная стадия, которая является заключительной в классификации Rai, не включает в себя этих осложнений?! Вот что на этот счет нам сказал Анатолий Грушко, областной гематолог:

- Хронический лимфолейкоз - злокачественная патология, и если ее не остановить, она может перерасти в лимфосаркому. Особенно если есть множественные увеличенные лимфоузлы.

В случае с Ермоленко, а он наблюдается у нас с 2002 года, болезнь прогрессирует: увеличились и стали болезненными лимфоузлы: подмышечные, паховые и забрюшинные, которые пальпируются через живот. Кроме того, в ходе обследования были обнаружены кисты обеих почек. Уролог подтвердил, что нужна операция. Но сначала нужно пролечить лимфолейкоз. Он вызывает кровотечения и различные осложнения. В связи с тем, что иммунитет снижен - может появиться воспаление легких или другое инфекционное заболевание. Что же касается анемии и тромбоцитопении, то при IV стадии их может и не быть. До тромбоцитопении больные иногда даже и не доживают...

Где же тогда выход?! Ведь если с такой бюрократической волокитой ждать лечения, а тем более, освобождения в связи с тяжелой болезнью, то не исключено, что всего этого можно и не дождаться! Насколько сам осужденный готов пройти очередное испытание этапом в спецбольницу пенитенциарной системы, мы узнали, пообщавшись с Григорием Ермоленко в стенах Сумской ИК №116:

- Первый этап в Харьков длился почти месяц, в дороге я потерял сознание, а после всего долго еще отходил. Но это было в июне. Сейчас я его вынести уже не смогу - здоровье значительно ухудшилось, часто теряю сознание. Постоянно хожу с физической болью - беспокоят воспаленные лимфоузлы, суставы, печень, селезенка. Похожу по локалке 10 минут, больше не могу - нужно прилечь. Раз-два в неделю обращаюсь в медсанчасть, но врачи говорят - что мы тебе дадим, если ты нуждаешься в спецлечении? Когда вывезли на консилиум, сказали, что положат в отделение, даже палату определили - 6-ю. Жду до сих пор. Спустя несколько дней после консилиума меня вызывал врач и говорит, что нужно ехать лечиться во Львов. Я написал отказ в связи с тяжелым состоянием здоровья и попросил, чтобы меня пролечили в областном отделении гематологии.

Пока длилось журналистское расследование, стало известно, что 23 ноября пришел ответ из облздрава, где сказано, что этапирование Григория Ермоленко в лечебные учреждения департамента в данное время является невозможным. И в этот же пришел наряд из департамента, которым разрешено его этапировать в онкологическое отделение Львовской больницы для осужденных. Как сообщил нам Петр Попов, на этой неделе, во вторник, осужденный Ермоленко будет переведен на лечение в гематологическое отделение облбольницы, после чего будет решаться его дальнейшая судьба.

Лиза Павлова


п»ї
Читайте у цій рубриці

Предприниматели требуют вето

В противном случае готовы к массовым забастовкам и акциям неповиновения

25 ноября практически вся торговля на рынках города остановилась, закрыты были и многие магазины, парикмахерские и другие объекты малого бизнеса. Сумские предприниматели, как и по всей стране, провели в этот... Читати статтю повністю

Даешь на Сумщине - соцаптеки!

К 20 декабря в области их должно быть 50!

Кабмин поручил ОГА принять меры для расширения сети социальных аптек, особенно в сельской местности, которые не только продавали бы готовые лекарства, но и имели бы право изготавливать медпрепараты наркосодержащей и психотропной групп. К... Читати статтю повністю

Я б в милицию пошел...

В вузах МВД учеба с трудоустройством

У вузов системы МВД есть одно преимущество - они гарантируют трудоустройство своих студентов, что, согласитесь, сегодня очень актуально.

- Обучение в вузах системы МВД абсолютно бесплатное, - рассказывает замначальника отдела кадрового обеспечения... Читати статтю повністю

Усилен контроль за отпуском лекарств

Читати статтюПриведут ли министерские новации к увеличению очередей в поликлиниках?

Сумчане обеспокоены. Они обрывают телефоны редакции. Неужели с 1 декабря всех принудят покупать лекарства только по рецептам? Как же тогда быть? Неужели при даже незначительном недомогании надо будет идти в больницу... Читати статтю повністю