Грані буття

Расцветить... тишину

Такую цель ставит перед ансамблем «Шансон» его руководитель Виктор Сыроватский

Камерный театр поэтической песни «Шансон» хорошо известен не только на Сумщине, но и далеко за ее пределами. На его счету немало громких побед в престижных музыкальных конкурсах, проходивших в Украине и России.

Каждый год он блистательно выступает и на международном фестивале авторской песни, который традиционно проводится в нашем областном центре.

Состав «Шансона» не часто, но менялся. Сейчас в нем четверо музыкантов: Яна Шифрина (флейта), Оксана Скоробогатская (гитара), Сергей Городничий (гитара) и Виктор Сыроватский (гитара). Интересно, что Виктор Алексеевич по образованию инженер и отдал целых 17 лет «железу». Страсть к положенной на музыку поэзии оказалась крепче металла, и теперь он не только занимается любимым делом, но еще и мастер по изготовлению гитар и преподаватель педагогического университета им. А.С. Макаренко. По его словам, театр сейчас «плывет по глубинному течению» - занимается выбором нового репертуара и готовится к грядущим гастролям.

- Почему совершенно разные по репертуару и манере исполнения песен театр «Шансон» и радио «Шансон» носят одно название?

- Это случайность, совпадение. Когда создавался наш ансамбль, названное радио еще не существовало. Произошла подмена понятия «шансон». В эфире этой радиостанции звучит так называемая тюремная лирика. А наш театр исполняет настоящий шансон, уходящий своими корнями в средневековье, времена трубадуров и менестрелей, воспевающих любовь к Прекрасной Даме. Кстати, Ричард Львиное Сердце был одним из первых популярных шансонье. Смею полагать, что этот жанр имеет даже более древнюю историю. В античные времена существовали школы, где практиковалась мелодекламация - чтение поэзии под сопровождение музыкальных инструментов. При этом слово всегда было на первом месте. Это и наш принцип, особенно сейчас, когда в песенно-музыкальном искусстве доминируют ритмы, а не текст.

- Что вы думаете о современной поэзии?

- Она не востребована в массе. Но так было всегда. Только несколько процентов занимаются, живут поэзией, остальных же поглотил век рынка, футбола и политики. Пока на поэтическом небосклоне нет величины, способной что-то кардинально изменить. Или же она пока нам не видна... Подобная ситуация сложилась и в начале ХХ века. Можно говорить об определенной цикличности. Следовательно - вскоре должны появиться в русской культуре поэты уровня Ахматовой, Цветаевой, Пастернака, Мандельштама, Бродского, а в украинской - Плужника, Семенко, Олеся...

- Как вы относитесь к победе на Евровидении «монстров» из группы «Лорди»?

- Весьма показательно, что вся Европа голосует за беснующихся на сцене «монстров». Сатанизм проникает во все щели. Человек, как известно, - существо стадное, что используется враждебными ему силами. Проявления массового психоза становятся заметнее день ото дня. И не только в культуре. К счастью, существует и система истинных духовных ценностей. Хорошая музыка на том же Западе стоит очень дорого. Тем не менее билеты на концерты серьезных мастеров раскупаются практически мгновенно. Кто-то идет из-за престижа, а кто-то - по велению души. Помню, как был восхищен, посмотрев запись фестиваля Свинген-Бах, который проходил в Дрездене. Полмиллиона людей собрались под открытым небом насладиться музыкой великого классика в разностилевой обработке мастеров со всего мира. Всегда есть выбор, и он будет зависеть от того, какое начало перевесит в человеке...

- Что вы думаете о популярных проектах типа «Фабрики», когда пытаются сделать из способных ребят «звезд» эстрады?

- Мальчики и девочки поставлены на конвейер. Остаются единицы, а выбрасываются сотни. Печально, что, не успев загореться, такие «звезды» гаснут. Еще Вертинский говорил о том, что путь на эстраду лежит только через богатого отца или состоятельного любовника. Что же касается нашего ансамбля, то стараемся никогда не забывать, что эстрада - тот пятачок, та маленькая территория, на которую артист должен выходить помолившись, и не играть, а жить на сцене.

- Чем, по-вашему, отличаются люди начала ХХІ века?

- Не могут существовать в тишине. Я считаю это одной из самых ужасных болезней современников. Они больше не мыслят жизни без звукового фона - радио и телевизора, которые сутками удовлетворяют их потребность в духовной пище привлекательными подделками. Мне бы очень хотелось, чтобы людям было хорошо в тишине - субстанции, подобной белому свету, вмещающему все цвета радуги. Ведь еще древние мудрецы говорили: «Музыка появилась, чтобы расцветить тишину».

София Вербицкая


п»ї
Читайте у цій рубриці

«Собор» станет европейским клубом?

Пока ободранный фасад Центра искусств символизирует состояние нашей культуры

Центр искусств «Собор» тесно сотрудничает с поэтами, музыкантами, художниками и фотохудожниками не только из других городов Украины и России, но и из канадской, американской и австралийской диаспор.

Под... Читати статтю повністю