Бомонд

Я пытался один день прожить, как князь Мышкин

Евгений Миронов:

Первый выход на школьную сцену обернулся провалом. Мальчик пел трагическую песню про умирающего комсомольца, а зрители хохотали до слез.

Со сцены Женя Миронов спустился под крики: «Тебе прямая дорога в цирк!», прибежал домой, спрятался в кладовке и отказался возвращаться в школу. Но после 8-го класса мальчик из обыкновенной рабочей семьи поступил в... театральное училище города Саратова, где жил с родителями. И стал тем, кем мы его знаем. Сегодняшний Евгений Миронов (39 ему исполняется 29 ноября) - номер один на всем постсоветском пространстве. И без всякого мелькания в сериалах!

...Робость не исчезла ни в училище, ни потом в школе-студии МХАТа. Он прогуливал потому, что стеснялся сцены, этюдов, одногруппников. Из училища его не отчислили - педагоги стали замечать в зажатом парне проблески гения. Сначала его пригласили играть в драмтеатре. Потом пришел вызов на пробы фильма Элема Климова «Иди и смотри». Женя их прошел и был утвержден на роль главного героя. Но постеснялся сказать об этом руководителю курса!.. В результате роль досталась Алексею Кравченко...

- Когда вы почувствовали, что вот она пришла - слава?

- Я не кокетничаю, ей-богу, - но до сих пор этого не чувствую. Слава это, или какая-то уверенность в себе, или покой, когда ты чего-то достиг и можешь теперь смотреть откуда-то с поднебесных высей на расстилающуюся под тобой жизнь... У меня этой платформы нет и не было. Ее ни купить невозможно, ни достать по блату. Вот я снимался в «Идиоте» с Инной Чуриковой. Я смотрел на нее и учился. И, вы понимаете, у нее тоже не было платформы. А это же Чурикова-а-а! Она все равно себя чувствовала как студентка, которую только что выпустили перед зрительным залом и надо что-то доказывать. Не кому-то доказывать, а самой себе. Какое тут спокойствие?.. Просто есть разница между творческим волнением и суетой. Вот когда мне надо ехать на «ТЭФИ», я думаю с ужасом, что надо будет в какой-то, крутой желательно, машине подъехать, наряд какой-то нацепить, надо выпендриться как-то, челку что ли сделать. И мне так лень думать про это... хотя это тоже неотъемлемый атрибут актерства. Конечно, иногда, в какие-то секунды мне приятно постоять в лучах зрительской любви...

- Вы, молодой еще человек, сыграли важнейшие роли мирового репертуара - Гамлета, Мышкина, Карамазова, Хлестакова, Самозванца в «Борисе Годунове». Это вершины. Но ведь когда человек поднялся на вершину, единственное, что он может делать, - это спускаться с нее вниз. Вас это не пугает?

- С одной стороны, да. Но можно ведь залезть на вершину с другой стороны. Как Лоуренс Оливье или Джон Гилгуд. Сыграть ту же роль несколько раз - в другой трактовке, у другого режиссера.

- А новые вершины?

- У меня есть интересные предложения, но нет никакой специальной мечты. Более того, никогда и не было. Я никогда не мечтал сыграть ни одну из тех ролей, которые сыграл.

- То есть вы не пытаетесь влиять на ситуацию - что жизнь предложит...

- Я - этакий гибрид стрекозы и муравья. Для всего нужно подготовить почву. Но какое зерно упадет, об этом я не думаю заранее. Настоящая роль, если уж она тебе досталась, требует тяжелой работы. Жертвы требует. Отказа от себя прежнего. А это часто мучительно.

- От себя или своих актерских штампов?

- Так получилось, что герои, которых я играю, это почти реальные для меня люди. Когда долго дружишь, знаешь ведь, что сделает человек в такой-то ситуации. А я со своими героями дружил, отождествлял себя с ними и спорил с ними. У меня иногда было раздвоение сознания, как у Ивана Карамазова с чертом. И образ Мышкина я все равно не могу отстранить от себя самого. В какой-то момент это приняло навязчивый характер. У Мышкина есть одно свойство - он никогда не врет. То есть, по ходу дела он начинает немного привирать, чтобы подделаться под людей - потому что иначе он очень выделяется и тем самым приносит вред и себе, и окружающим... И вот, знаете, я попробовал один день не врать. Ну абсолютно. И в общении с людьми, и в общении с собой. Прежде всего с собой. Я еле выдержал!.. Есть какие-то вещи в цивилизованном мире - этикет, вежливость, нежелание причинить неудобство ближнему... в общем, много чего, что делает невозможной эту прекрасную привычку Льва Николаевича. Да и для него, Льва Мышкина, по-моему, важнее не делать людям больно, чем жить по правде.

- Это же взаимоисключающие задачи?

- Да. И для меня это было настоящим открытием. В «Идиоте» есть сцена, где украли деньги у Лебедева. Подозрение падает на генерала. А Мышкин, чтобы отвести это подозрение, сдает Фердыщенко. И вдруг понимает, что, говоря правду, он наносит вред человеку. И это для него потрясение... Мне было интереснее всего сыграть не то, что Мышкин идеальный герой, а то, как меняется он при знакомстве с миром, как у него меняется поведение. Вот он - раз - и попал сюда! Такой пришелец. Было интересно, как он адаптируется.

Сложность-то в том и состоит, что есть много нравственных норм, и они нередко вступают в противоречие друг с другом. Соблюдая одну, нарушаешь другую. Пытаясь делать добро, делаешь зло. В этом ужас и жуткий пессимизм Федора Михайловича. Все заканчивается жуткой трагедией. Для всех.

- Вам было когда-нибудь стыдно за свои роли? Не за то, как вы сыграли, а за то, ЧТО. Наши звезды просто в силу безденежья часто вляпываются в разные халтуры...

- А у западных звезд, вы думаете, это не случается? Я недавно видел Джека Николсона - это один из любимых моих артистов - в какой-то чудовищной картине, где он, видимо, за большие деньги просто существует в кадре. Это ужасно. Я очень боюсь таких разочарований, связанных с самим собой. Но, тем не менее, никого не обвиняю. Деньги нужны всем, а платят больше за плохое, чем за хорошее. Я как-то держусь. Понимаю, что я сделал, что не сделал. Что получилось, что нет. Витания в облаках у меня никогда не было. Может, потому что мне все давалось нелегко.

- А со стороны кажется, что вам все легко давалось.

- Ну да, такие роли с такими режиссерами - это, конечно, везение. Но тут существует ведь другая опасность. Так сложилось, что я все время играю трагических персонажей. И это, безусловно, оставляет на мне след, отпечаток. Возникает проблема мироощущения. Я, наверное, поэтому с такой огромной радостью ринулся к Машкову во мхатовский «Номер 13». В чистую комедию положений. Или после «Идиота» махнул в герои коммерческого фильма Егора Кончаловского «Побег». Это была редкая возможность наконец-то отрешиться и просто лицедействовать. Это было радостью. Так что сложности возникают у меня особые, внутренние. И потом, есть весы. За все приходится платить. За все. В том числе за успех.

- Платить чем?

- Много чем. Я до какого-то момента вообще не видел жизни, ее прелестей. Я не понимал, что это такое. Я был так увлечен каким-то другим миром - как говорит Екатерина Васильева, ушедшая из профессии, - миром фальшивым и искусственным, что жизни как таковой просто не замечал.

- А в детстве замечали? В юности?

- У меня было такое детство, знаете, надо мной не дышали. Я шел в школу, а мама грела чайником мне стул, на котором я завтракал, чтобы попке моей было тепло, чтобы я учился хорошо. И это воспитание, за которое я не расплачусь уже никогда - разве что детям своим как-то это верну, - оно к жизни меня не очень приготовило. Поэтому я двинулся в другую сторону - в придуманный мир - и там мне было очень интересно. Но в какой-то момент я вдруг понял, что пора из этого выпрыгивать. Не отрываться по полной - я к этому всегда был равнодушен - мне просто стало интересно смотреть по сторонам. Смотреть на природу. На листья. Я не замечал, когда они желтеют. Некогда было.

Может, у меня просто кризис среднего возраста? Я стал концентрироваться на вещах реальных, не из придуманного мира.

- Но Васильева противопоставляла наверняка не сценический мир и реальную жизнь, а сцену и интенсивную духовную, религиозную жизнь?

- У меня с этой сферой особые отношения. Я такие роли играл... И это меня столько всего заставило переосмыслить... В работе над Иваном Карамазовым в спектакле «Карамазовы и ад» у меня вообще произошла переоценка себя самого как личности. Открытие себя другого. Может, эти роли и натолкнули меня на мысль об отходе от актерской профессии. Не знаю уж, чем это закончится...

- Почему вы отказались от роли Ивана Бездомного в «Мастере и Маргарите» Бортко?

- Для меня это неинтересная роль. Сама по себе она хорошая, даже замечательная, но мне сейчас не интересна. После князя Мышкина мне надо было двигаться совсем в другую сторону. Я предложил сыграть Коровьева, Бортко не согласился, у него другое видение этого образа. Я не слишком расстроился.

- А не возникало зависти к звездам международного уровня? Марлон Брандо, Аль Пачино... Их знают от Гватемалы до Японии. И понятно, что, сколько бы вы ни играли Гамлета или Лопахина на сцене, у вас никогда не будет такого признания, как у них.

- Ну не то чтобы я сидел и печалился, что меня не знают в Гватемале. Такие переживания ни к чему хорошему не приведут. Разве что к «Кащенко». Будешь там ходить по больнице и говорить себе: «Я Брандо, я Брандо». Что касается нашего выхода на международную арену, то ехать туда и копировать их безнадежно. Играть сербов и бандитов уже не модно. И главное - неинтересно и скучно. Многие пытались. Ничего хорошего не получалось, потому что они все равно лучше. Но, в конце концов, нам есть что предложить миру. Я играл «Бориса Годунова» в спектакле знаменитого английского режиссера Деклана Доннеллана по всей Европе. И когда мы давали его в Лондоне, ко мне в гримерную по окончании пришли два брата Файнса - Джон и Ральф - и спросили: как вы так это делаете? Восхищенно спросили. И я понимал, что это не лесть. То, как мы играем на сцене, редко кто может. Поэтому нам есть чего продавать.


п»ї

 Комментарии:

Имя Отзыв (сообщение)
 
Отзывов (сообщений) по данной статье нет!

Оставить отзыв

Имя
Сообщение
 

Внимание! Комментарии с нецензурными выражениями, оскорбительного характера, призывающего к межнациональной розни и пр., содержание которых противоречит Законам Украины, а также содержащие недостоверную информацию - будут удаляться. Если у вас есть достоверная информация (с доказательствами) о правонарушении тех или иных лиц, можете связаться с РЕДАКЦИЕЙ.

Код потверждения
Введите код потверждения:

Если Вы не видите картинку с кодом, проверьте, включен ли в Вашем браузере показ картинок. Если Вы сомневаетесь в том, что за символы изображены на картинке, обновите страницу и попробуйте еще раз.




Анонс






Реклама
Товары
Будь в курсе!
Курсы валют в Украине
Новости
Новости
Новости
Товары