Земне та небесне

Палачи в погонах?

-Вы моя последняя надежда. Моего сына похитила милиция, - плакала в трубку позвонившая нам Елена Светлова. - Он пропал несколько дней назад. После этого мы три дня его безуспешно искали.

Писали заявления в милицию, обращались в прокуратуру. Нам говорили, что такого человека у них нет. А через несколько дней выяснилось, что все это время его держали в заброшенном доме, со связанными руками и мешком на голове. Жесткого били и диктовали преступления, в которых он должен был признаться.

Я не знаю, кто мне сможет помочь в этой ситуации, к кому обращаться, кто не побоится рассказать всю правду. С моим сыном сумская милиция поступила очень жестоко. То, что они творили, не поддается никакому пониманию. Мне очень больно рассказывать о том, как издевались над Андреем. Но самое ужасное - я не знаю, как ему помочь. Как сделать так, чтобы от рук этих палачей не пострадали другие люди? Да, мой сын был в тюрьме. Он отсидел свой срок, освободился, женился. Живет обычной жизнью семейного человека. Но в милиции почему-то решили, что такие, как он, теперь всегда будут у них на крючке. Ведь вместо того, чтобы ловить настоящих преступников, гораздо легче выбить из бывшего осужденного признание и навесить на него все нераскрытые дела...

Это - не фильм ужасов...

- На второй день после моего дня рождения мы с приятелем зашли в местное кафе «Мелиса», - сообщил Андрей Светлов. - Около десяти часов вечера мы вышли оттуда и хотели уже расходиться по домам, к семьям. В это время прямо на выходе ко мне подбежали три человека. Они представились сотрудниками милиции, надели на меня наручники и втолкнули в стоящий рядом автомобиль «Шкода». В машине мне на голову надели мешок и, ничего не объясняя, повезли в неизвестном направлении. Примерно через 15 минут машина остановилась, и меня заволокли в какой-то заброшенный дом. Затащив по ступенькам на второй этаж, меня стали избивать. Били руками, ногами, затягивая мешок на голове так, чтобы я не смог дышать. Избивали около получаса. Потом, не снимая мешка с головы и наручников, снова забросили в автомобиль. В этот раз мы ехали около часа. Я успел заметить, что меня привезли в какой-то лес. Затащили в небольшой деревянный дом. Именно в этом доме и начались страшные избиения и пытки. Мешок с моей головы не снимали все эти трое суток.

Как только меня завели в дом, сразу сняли наручники и связали руки за спиной. Уложили на пол, связали ноги и начали бить по почкам, при этом перекрывая дыхание мешком. Били по печени, по сердцу. Потом облили ноги водой и стали пытать электрическим током. Я потерял сознание, но пришел в себя от боли после разряда.

Сколько времени это продолжалось - я не помню. Потом они устали и дали мне выпить воды. Если бы я знал, что это была за вода... После выпитого стакана в моей голове все помутилось, и я совсем перестал что-либо соображать.

Избиение не прекращалось. Сколько времени это длилось, я не могу сказать. Единственное, что я помню, - мне очень хотелось, чтобы в тот момент мое сердце остановилось.

Выдержать это зверство не было никаких сил. Избивая, мне диктовали преступления, в которых я должен был признаться. После трех суток истязаний, побоев и нечеловеческих пыток я был согласен подписать любые бумаги.

Когда я сказал, что все подпишу и во всем признаюсь, милиционеры успокоились. Но пригрозили, что, если я вдруг вздумаю отказаться от своих признаний, все повторится. Потом меня бросили в машину и привезли в город. К Сумскому райотделу милиции.

Виновные будут наказаны?

«Нам позвонила следователь из Сумского райотдела и сказала, чтобы мы приехали и забрали Андрея домой, - продолжает рассказ Елена Петровна. - Когда мы вместе с невесткой приехали в милицию и я увидела своего сына, то от шока не могла даже заплакать. Это было жутко. Он практически не мог самостоятельно передвигаться, еле стоял на ногах. Весь был избит, в синяках, ссадинах. Я хотела сразу же везти его в больницу. Но в это время в райотдел приехали сотрудники областного управления милиции и забрали Андрея с собой. Больше на свободе я его не видела. Мы поехали за их машиной. Моего сына привезли в управление милиции на ул.Кирова. Нас туда не пустили, и мы дежурили под окнами. Я думала, что его допросят и отпустят домой. Но его вывели через черный ход и отвезли в следственный изолятор. Когда я сказала следователю, что мы будем жаловаться, мне ответили: «Вы же знаете, в какой стране мы живем. Ничего вы не докажете. Можете писать куда угодно, все равно ничего не добьетесь».

Это очень страшно. Он ранее судим. И есть дела, которые нужно «закрыть». Нового преступника найти сложно, а этот - «тепленький», недавно освободился. Выходит, любого ранее судимого человека можно незаконно выкрасть, повесить на него любые преступления - и никому за это ничего не будет? Да, раскрываемость в милиции будет расти. Но настоящие преступники так и будут гулять на свободе.

Страдать будут слабые и незащищенные».

Нам удалось встретиться с начальником Сумской областной милиции. Недавно назначенный на должность полковник милиции Олег Демченко рассказал о сложной криминогенной обстановке именно в Сумской области:

- Здесь, как нигде в Украине, развита организованная преступность. 90-е годы здесь и не заканчивались. «Сборовское» движение, воровские традиции, организованные преступные группы. Почти в каждом районном центре области - «смотрящие». Мы начали комплекс мероприятий, который, я уверен, постепенно позволит нам стабилизировать криминогенную ситуацию в регионе. И сумчане это скоро заметят. Что касается человека, о котором вы говорите, - он далеко не святой. Ранее судим, состоит в одной из таких преступных групп.

1 августа он пришел с явкой с повинной в милицию и дал показания по пяти эпизодам квартирных краж. Кражи были совершены на территории Сумской области. Какие-либо меры физического воздействия к нему не применялись. Он явился сам, рассказал о преступлениях, был допрошен, задержан в порядке ст.115 УПК Украины, после чего судом была избрана мера пресечения - арест, и сейчас находится в СИЗО. О том, что родственники задержанного считают, что именно сотрудники милиции под угрозой физического воздействия заставили его дать признательные показания, впервые услышал от вас. Уже месяц я нахожусь в должности начальника УВД, и за это время никаких жалоб со стороны родственников не поступало. Двери моего кабинета всегда открыты для всех посетителей и их проблем.

- Вы сами верите в то, что человек вот так просто пришел в милицию и признался сразу в пяти кражах?

- Я в этой системе 30 лет. На моей памяти такие случаи не единичные. Приходили, признавались и в более тяжких преступлениях. Но ваше обращение к нам - это повод для проведения тщательной проверки. Если факты подтвердятся - виновные будут наказаны. Закон одинаков для всех.

Сотрудники городской прокуратуры, которые проводят проверку по данному случаю, пока тоже немногословны. «Мы не можем сегодня на сто процентов сказать, что 32-летнего сумчанина похитили именно сотрудники милиции, - прокомментировал прокурор городской прокуратуры Александр Макаров. - Проводится проверка, допрашиваются свидетели. Информация о том, что было похищение, вроде бы подтверждается свидетельскими показаниями. Но факт похищения проверяется. Также мы выдали направление на судмедэкспертизу, чтобы освидетельствовать состояние задержанного».

«Милиция будет отказываться и от похищения, и от пыток»

«Когда я увидела своего подзащитного, то сначала просто испугалась, - рассказывает адвокат Андрея Лариса Сукач. - Он был весь избит, словно партизан после пыток. Жаловался, что у него болит все тело. На лице - ссадины, как будто его терли об асфальт. Он сказал мне, что его чем-то поили, били и пытали. В это время он был готов взять на себя любые эпизоды, которые ему диктовали милиционеры. Кстати, по одному из этих эпизодов - квартирной краже в Лебедине - один человек уже осужден. В следственный изолятор к Андрею постоянно вызывают врачей, все медики подтверждают, что он был избит, на теле гематомы, ушибы внутренних органов. Конечно же, милиция будет стоять на своем, отказываться и от факта похищения, и от пыток. К сожалению, бороться с системой очень непросто. Таких случаев у меня в практике несколько. Есть человек, которого милиционеры похитили из Хмельницкого, привезли сюда, пытали и тоже выбили показания. В том случае мы уже семь раз добивались пересмотра дела. Доказать невиновность в этих случаях крайне сложно».

***

По данным правозащитников, в Украине число случаев применения насилия к подозреваемым растет. Недавно Международная правозащитная организация Amnesty International и Украинский Хельсинский союз потребовали создать независимую систему расследований случаев пыток в милиции и местах лишения свободы.

С таким обращением они обратились к президенту Украины, считая, что если преступления сотрудников милиции или исправительных учреждений против граждан расследуют представители правоохранительной системы, говорить об объективности нет оснований. Как утверждают в Украинском Хельсинском союзе, за последний год в отделениях милиции физическую боль причиняли сотням тысяч граждан Украины. А по данным Харьковской правозащитной группы, жертвами насилия со стороны милиции только в 2011 году стали почти миллион граждан.

«Проблема пыток была и остается актуальной для Украины. Это один из главных вопросов в области защиты прав человека, - считает председатель правления Украинской Хельсинской группы по правам человека Евгений Захаров. - Получение показаний в милиции с помощью пыток является одним из самых распространенных методов получения признаний. Среди методов, к которым прибегает милиция, правозащитники выделяют так называемые «ласточки» и «слоники» для усиления физической и психологической боли. Эти методы известны еще со времен Берии, когда пытки были узаконены. Фраза тогдашнего генерального прокурора Вышинского о том, что признание важнее доказательств, актуальна и сегодня. К сожалению, это утвердилось в сознании милиции».

Елена Серебрякова


п»ї
Читайте у цій рубриці

Православная академия для мирян

Читати статтю-Когда у нас болит голова или сердце, мы идем в больницу к врачу, когда болит душа - в храм, к батюшке. Но, к сожалению, большинство из присутствующих на службе не всегда понимают смысл того, что там происходит.

Чтобы хоть как-то исправить эту ситуацию, мы и решили два года назад... Читати статтю повністю

«Петр и Феврония» объединяет сердца

Полтора года назад сайт «Вашего Шанса» расширился еще одним разделом - православной службой знакомств «Петр и Феврония».

Создавая интернет-службу знакомств, мы хотели помочь православным людям обрести друзей, с которыми можно просто пообщаться, не боясь быть непонятыми, познакомиться... Читати статтю повністю