Долі

«Красный граф»

Русскую советскую литературу невозможно представить без творчества Алексея Толстого. Но если писателя Алексея Толстого заслуженно считали символом советско-сталинской эпохи, то к человеку по имени Алексей Толстой отношение было неоднозначным.

Не менее выдающиеся люди эпохи - тот же Бунин, Ахматова и Мандельштам - относились к нему отнюдь не лучшим образом. Одни за то, что «продался большевикам», другие - за то, что «приехал на все готовое», третьи - просто из зависти, ведь и в эмиграции, и в советской России Алексей Толстой больше всех писал, издавался миллионными тиражами. Его беспринципность, цинизм, политические метания и лояльность к властям (откровенные заказные произведения, прославляющие культ Сталина, например, «Хлеб») повергали в шок современников. Сегодня мало кто знает, что именно Толстой - автор знаменитого лозунга времен Великой Отечественной войны - «За Родину! За Сталина!». Он был придуман писателем за несколько лет до начала войны как застольный тост в честь 60-летия вождя. А свою вторую Сталинскую премию в 1943-м Толстой пожертвовал на строительство танка. Однако, похоже, все свои и хорошие, и самые неприглядные поступки он совершал в конечном счете ради того, чтобы оставаться писателем, иметь возможность печататься. Ведь литература была для него главным содержанием, целью и смыслом жизни. Он создал произведения о далеком будущем и о самых трагических периодах в истории государства российского - от Ивана Грозного до Великой Отечественной войны. Но сказать всю правду о своем времени Алексей Толстой так и не смог...

Граф или не граф?

Истоки непростого характера Толстого - в семье. Он родился 10 января 1883 года в Самарской губернии. Его мать, писательница Александра Толстая, к моменту рождения Алексея ушла от мужа и сожительствовала с любовником Алексеем Бостромом. Толстого воспитывал отчим-либерал и эмансипированная мать. По словам Толстого, «отчим был воинствующим атеистом и материалистом... Матушка была тоже атеисткой, но больше из принципиальности, чем по существу». Сам Алексей Толстой, по свидетельству родных, в Бога также не верил (в отличие, скажем, от Бунина, Пастернака, Ахматовой). В силу семейных обстоятельств Толстой не получил подобающего графу воспитания, не впитал с детства родовые черты аристократии и при всей своей внешней породистости и осанистости часто вел себя не «по-графски», слыл грубияном, но всегда и везде козырял своим титулом, спекулировал им. Потому и появилось уже в советское время высказывание, относящееся к Толстому: «Его сиятельство граф уехали в обком». Алексей Николаевич желал стать инженером и учился в Петербургском технологическом институте. Но проснувшийся яркий литературный талант помешал этим планам.

Богемная жизнь

С 1905 года Алексей Толстой пишет стихи, рассказы, позже публикуется в журналах и альманахах как поэт, прозаик и драматург. Получил известность как автор рассказов и повестей «заволжского» цикла (1909-1911) и примыкающих к нему небольших романов. Активно вел богемную жизнь в Петербурге - посещал литературные вечера, был секундантом в дуэли Гумилева и Волошина, выбрал место для знаменитого артистического кабаре «Бродячая собака», где бывал весь литературный Петербург, и т.д. Из-за всего этого развалился его первый брак с «правильной» девушкой Юлией Рожанской. Чуждая богемности Юлия спокойно рассталась с писателем, сказав: «Если ты окончательно решил отдаться искусству, то Софья Исааковна тебе больше подходит». Его вторая жена Софья Исааковна Дымшиц была художницей, ее творчество высоко ценили многие выдающиеся художники того времени. Независимая и целенаправленная, она не захотела положить на алтарь служения литературному гению мужа талант собственный. Эта участь была уготована третьей жене писателя - Наталье Крандиевской.

Муза Блока и Бальмонта

Наталья Васильевна Крандиевская была красавицей и поэтессой. Она произвела хорошее впечатление на корифеев того времени. В нее были влюблены Александр Блок и Константин Бальмонт. Она была замужем, и, когда вышел первый сборник ее стихов, ее сыну было уже четыре года. Толстой увидел ее в художественной студии и не то чтобы влюбился в нее с первого взгляда, но почувствовал в ней необходимое ему существо. После тяжелых бракоразводных процессов они поженились. К тому моменту Алексей Толстой уже имел имя и вес, готовил к изданию десятый том собственных сочинений и мог содержать семью на писательский заработок. Однако поженились Толстой и Крандиевская накануне тяжелейших исторических потрясений. В 1917 году, в суровые годы революции и разрухи ценность книг стала определяться их способностью гореть в печке-буржуйке. Пайки графской семье не выдавали. Возникла и угроза физической расправы над «сиятельствами». После известия о расстреле царской семьи антрепренер Алексея Толстого сумел организовать писателю творческое турне по Украине с направлением на белогвардейский юг. Под этим предлогом Толстой с женой, сыном Никитой и пасынком Федором покинул Россию.

Эмиграция

За границей Толстой не терял даром времени. За четыре года эмиграции в отличие от многих других русских писателей он написал много повестей и рассказов - «Аэлита», «Хождение по мукам», «Граф Калиостро», «Детство Никиты», «Союз пяти». В Париже Толстые, как и тысячи русских эмигрантов, бедствовали. Писателю почти ничего не удавалось опубликовать, хотя трудился он очень много. Заботы по выживанию взяла на себя Наталья Крандиевская-Толстая. Пройдя за три месяца курсы кройки и шитья, она стала шить модные платья тем эмигранткам, которым удалось сохранить состояние, а затем и капризным, знающим толк в хорошей одежде француженкам. Эту беззаветность, жертвенность Толстой в то время очень ценил. В первом романе знаменитой трилогии «Хождение по мукам» - «Сестры» Толстой вывел в утонченной, женственной, беззаветно любящей Кате свою жену. «Катя - это все Наталья Васильевна», - говорил он. Жизнь в Париже не сложилась. В 1921 году они уехали в Берлин. Там Толстому удалось напечататься и немного заработать. Родился сын Дмитрий. Однако своими в эмиграции Толстые так и не стали. Культурный костяк русских эмигрантов не принял Толстого. Писатель решил вернуться на родину, без которой «он совсем выдохся».

Одни исследователи творчества Толстого говорят, что он действительно не мог находиться вдали от Родины, другие утверждают, что все-таки причины возвращения были чисто меркантильными - писателю нужна была аудитория, достаток и возможность работать. Это могли ему дать Советы. И вот парадокс. В 1918 году, по воспоминаниям Бунина, Толстой собирался целовать сапоги у царя, если восстановится монархия, и ржавым пером прокалывать глаза большевикам, а уже в 1923-1928-м возглавил советскую литературу. «Остаться в эмиграции, ожидая падения большевизма, - путь безопасный, тихий, - но это, к сожалению, в наше время путь устрицы, не человека», - с такими открытыми заявлениями в прессе Толстой покинул Европу. Сегодня нам непонятны ни гнев, ни боль современников, узнавших о его «отступничестве». Он действительно был любим русским читателем, но ему не простили беспринципности, хотя «амбивалентность была его постоянной чертой, он с самого начала право-левый, националист и демократ», как утверждают исследователи творчества Толстого.

Возвращение

В 1923-м году семья Толстых возвращается в столицу нового государства. Толстой был встречен овациями: Сталину нужен был свой граф. На VIII съезде Советов Молотов говорил: «Передо мной выступал всем известный писатель А.Н.Толстой. Кто не знает - это бывший граф А.Толстой, а теперь один из лучших и один из самых популярных писателей земли советской - товарищ А.Н.Толстой». Толстой прекрасно устроился в литературной жизни Советского Союза, чего нельзя сказать о Крандиевской. Она стала тенью своего мужа и вся ушла в быт. Ее типичный рабочий день был таким: звонки в Лондон, Берлин - издателям и агентам; ответы на телефонные звонки; заботы о детях; прием корреспонденции, посетителей; переписывание текстов Алексея Толстого; организация званых обедов и ужинов, подбор хороших вин к приходу званных гостей супруга; поездки по магазинам по всем надобностям большой семьи; уход за домом; звонки и визиты в Госиздат, Союз писателей... И упреки мужа: «Ты задерживаешь работу», например, если вовремя была не переписана страница к «Буратино». К 1935-му году он понял, что 47-летняя Крандиевская ему не нужна. Он жаждал молодости. И бросил жену эгоистично и жестоко. «Я пригласила для работы секретаршу Людмилу Барщеву, и в две недели она заняла мое место в сердце Толстого и в моей постели. Что ж, есть жестокий закон любви - ты стар, ты проиграл, ты молод - значит, ты выигрываешь», - писала Крандиевская. Потом началась война. Крандиевская пережила блокаду Ленинграда. И хоть судьба Натальи Крандиевской как поэтессы была печальна, как женщина она сумела реализовать себя полностью: ее сыновья и внуки стали известными людьми...

Мальвина Толстого

Годы последнего брака - время окончательного официального признания Толстого и его процветания. Он - депутат Верховного Совета, член комиссий, председатель секций, награжден Сталинскими премиями и орденами Ленина и «Знак Почета». Живет в роскоши: в распоряжении Толстых кухарка, горничная, шофер и садовник. В гараже два автомобиля - студебеккер и форд. 52-летний Толстой, в октябре 1935 года женившийся на

29-летней Людмиле Барщевой, пишет ей письма: «Я похож на собаку, которая лежит у камина и глядит на своего бога... Вы будете героиней моих замыслов...» И действительно, именно ей посвящены «Приключения Буратино», и именно она, красивая секретарша, стала прототипом Мальвины. «Скоро вернусь. К сему лапу приложил твой верный пес Артемон», - писал в записках влюбленный писатель. Интересно, что литературная обработка итальянской сказки Карло Коллоди «Приключения Пиноккио. История деревянной куклы», полной морализаторства и поучительных сентенций, вылилась в отдельное произведение. Появилась новая сказка про деревянного человечка. По характеру он стал похож на русского Петрушку - веселого и озорного. Толстой вдохнул в героев дух авантюризма и веселья. Поэтому Буратино и полюбился нашей детворе. До 1986 года сказка издавалась в СССР 182 раза и была переведена на 47 языков мира. Общий тираж превысил 14,5 миллиона.

Толстой ушел неожиданно рано - в 62 года, в феврале 1945-го. Он не перенес впечатлений, связанных с работой в комиссии по расследованию злодеяний фашистских оккупантов на Украине. В день похорон объявили государственный траур. А спустя пару лет Иван Бунин издал мемуары, в которых его друг Алешка Толстой изрядно заклеймен, поскольку не подал руку помощи в 1941 году голодающему Бунину. Хотя документы - обращения Толстого к Сталину - говорят об обратном, все же посмертная хула со стороны Бунина и многих известных личностей была впечатляющей. Тем не менее для простого читателя Алексей Толстой всегда был и будет выдающимся писателем, произведения которого вошли в сокровищницу мировой культуры.

Юлия Лесина


п»ї
Читайте у цій рубриці

Люди, ушедшие от нас в 2012 году

В самом деле, непростым и тревожным оказался високосный 2012-й. Подводя "на берегу" личные итоги и потери, вспомним и тех, кого потеряли мы все - большая человеческая семья. Вечная им и наша общая память, - оставшаяся, конечно, и в их делах.

18 января в Москве умер от рака артист... Читати статтю повністю

Повернем колесо истории вспять!

Известно, что на Востоке народ определяет свою жизнь по 12-летнему циклу. Мы решили экстраполировать этот временной отрезок на прошлый и нынешний век. Давайте посмотрим, какие знаковые события происходили тогда.

1905 год

22 января - «Кровавое воскресенье». На территории Российской... Читати статтю повністю