Долі

«Дон Кихот в юбке»

Героини Лии Ахеджаковой всегда врываются в действо - хоть на сцене (говорят, в театре ее выход всегда вызывает овации), хоть на экране.

И мы знаем: действо тут же окрасится по-новому, а то и перевернется с ног на голову. Во всяком случае, все станет контрастнее и ярче. Эти маленькие женщины, ее героини, очень часто смешные (хотя почти всегда интеллигентные), несут с собой неповторимое дыхание жизни - конечно же, самой Ахеджаковой. Вот этим своим вечно свежим, горячим восприятием всего плохого и хорошего она и заражает нас, будя тоску по идеальному, способность к искренним и глубоким чувствам. А ведь ностальгия по настоящему хоть на самом дне, но дремлет в каждом!

Талант той, что способна разбудить этого каждого, созревал на жарком юге - в Майкопе, столице республики Адыгея. Оттуда родом был ее отец Меджид Салехович Ахеджаков, представитель древнего адыгского княжеского рода, долгие годы служивший главным режиссером Адыгейского драматического театра. До конца своих дней, а прожил Меджид Ахеджаков почти 100 лет, он сохранял стать и любовь к искусству. Благородный старец в фильме «Старые клячи», изображавший отца героини Лии Ахеджаковой, и есть ее отец. Но - неродной. Он удочерил четырехлетнюю дочь любимой женщины, встретив ее в 1942 году в эвакуации.

В Майкопе до сих пор трепетно относятся к этой семье и охотно о ней вспоминают. Например, 91-летняя Нуриет Схакумидова, в прошлом актриса Адыгейского театра, дружившая с родителями Лии Ахеджаковой: «Когда немцы подошли к городу, театр эвакуировали в Минусинск, где Меджид и познакомился с будущей женой. Юля была из Днепропетровска, работала там актрисой драмтеатра, там же родилась ее дочка Лия... Про родного отца Лии я ничего не знаю, кажется, он тоже был актером. В январе 1943 года Майкоп освободили, и молодая семья приехала в Адыгею. В городе многие удивлялись союзу Меджида и Юлии: он - высокий, статный, она - худенькая и скромная. Однажды Юля рассказала анекдотичную историю. На гастролях в Мариуполе ее поселили у одинокой хохлушки. Юля и так худая, а тут еще и заболела. И вот чуть позже приезжает Меджид, подходит к дому: «Юлия Александровна здесь живет?» Хозяйка его пускает, а потом говорит соседке: «Вылитый Райский (модный тогда персонаж из «Обрыва»). Ну, ты скажи - шо она может ему дать?..» Юля это слышала и очень смеялась. Лия по характеру на нее походит...»

Хотела стать журналистом

9 июля замечательной артистке и удивительному человеку Лие Ахеджаковой исполняется 75 лет. В школьные годы юная Ахеджакова, росшая, как все актерские дети, за кулисами, ничем особым не отметилась, кроме одного случая. Еще маленькой Лия едва не осталась круглой сиротой: ее родители друг за другом заболели туберкулезом, их состояние с каждым днем ухудшалось. Дело в том, что в то послевоенное время, когда вокруг была полная нищета и разруха, спектакли шли без выходных. Людям, пережившим войну, нужен был театр, где бы они могли забыться и хоть чуть-чуть порадоваться. Поэтому каждый вечер какая-то часть труппы ехала в район или в другой город, а какая-то на месте играла. Актерам приходилось играть в продуваемых всеми ветрами, неотапливаемых клубах... Так что заработать или заразиться туберкулезом было обычным делом.

Но в один прекрасный день в дом Ахеджаковых пришли незнакомцы с таинственным ящичком, якобы с подарками ко дню рождения, и остались ждать Лию. Когда та вернулась из школы, гости сказали: письмо Иосифу Виссарионовичу дошло, он передал вам препарат. В ящичке оказалось лекарство от тяжелой формы туберкулеза, которое невозможно было достать.

Подарок оказался просто чудодейственным!.. Но может, говорят земляки до сих пор, выздоровлению помог и сильный стресс: даже в страшном сне родители не могли представить, что их дочь напишет «вождю народов»!

Все это не помешало Лие окончить школу с золотой медалью. Помня о своих мытарствах, родители хотели, чтобы дочь стала врачом или инженером. Но она поехала в Москву с мечтой выучиться на журналиста. Не вышло. На экзамене в МГУ будущая кинозвезда так разволновалась, что не могла даже сказать, как ее зовут. Пришлось поступить в Московский институт цветных металлов и золота - где Ахеджакова проучилась целых полтора года, но где она наконец приобщилась к художественной самодеятельности.

«Какие бы ни были судьбы у моих героинь - начинка в них моя»

Художественная самодеятельность ей нравилась гораздо больше, чем учеба, но в конце концов Лия все бросила и уехала обратно в Майкоп. Второе покорение Москвы вполне удалось: актерская дочь избрала актерскую профессию и поступила в ГИТИС. Театральная карьера Ахеджаковой началась в 1961 году, когда она была еще студенткой. С роли... поросенка.

Ее охотно взяли в московский ТЮЗ: внешность, голос - все располагало к детским ролям. «Я играла роль Наф-Нафа третьим составом, пока исполнительница роли была беременной. Потом переиграла всех трех поросят, пока все актрисы рожали... А ведь я думала, что в Московском ТЮЗе буду играть юных прекрасных девочек, Джульетт! Там в то время ставили классику, и Шекспира в том числе... Но оказалось, что виды на меня были другие. Правда, в одном спектакле я сыграла какую-то девочку, а в другом - бабушку. Это в двадцать-то лет!..» - вспоминала актриса.

Там же, в Театре юного зрителя, она познакомилась со своим первым мужем - актером Валерием Носиком. Позже Носик стал выпивать, а потом завел роман с актрисой Терниковой. И Ахеджакова ушла от мужа, оставив ему квартиру, купленную на деньги своего отца.

В 1970-х Ахеджакова круто изменила свою судьбу - уйдя в знаменитый театр «Современник». И хотя великий режиссер Галина Волчек тоже не сразу распознала в актрисе ее трагикомедийный дар, Лия, начиная с «Коломбины» Романа Виктюка, стремительно выросла из серой мышки или зайчика в ярчайшую актрису, о которой заговорила вся Москва. А один из популярнейших российских драматургов Николай Коляда характеризовал ее так: «Я давно не видел такой самоотверженной любви к театру. Ахеджакова может по четыре часа кряду прыгать, бегать, делать какие-то движения... Господи, сколько же сил в этой хрупкой, маленькой женщине, как в ней много от ребенка! Ей нравится играть, хочется куража, чтобы было весело, легко и смешно».

Конечно, расцветавшее в

70-е советское кино не могло не заметить такой феномен. За роль в первом же фильме «Ищу человека» в 1973 году Ахеджакова получила призы нескольких международных кинофорумов. Но поистине всенародную любовь принесли Лии Ахеджаковой ее знаменитые героини в фильмах Эльдара Рязанова - вот уж кто смог раскрыть ее талант! Хрупкие, вечно воинствующие и одновременно грациозные героини «Иронии судьбы», «Служебного романа», «Гаража» стали любимицами, а их реплики разошлись на цитаты.

Еще бы! Она учила женщин правильно ходить. Помните? «Элегантнее пластику, и не надо брыкаться, вы же не иноходец, а женщина. Ну, пошла теперь одна. Веселее! Куда?! Людмила Прокофьевна, куда вы пошли?» («Ирония судьбы».) Советских людей - демократии: «Товарищи! Я предлагаю жить по демократическим советским принципам. Товарищи! Для этого надо начать все сначала. Ясное дело, человек вышел на пенсию - и списали человека!..» («Гараж».) Прохожих на улицах больших городов ее героиня учила милосердию: «Товарищ! Я чувствую, что вы в душе член КПСС. Окажите материальную поддержку первой пионерке... Девушка! Перед вами жертва коммунистического террора!..» («Небеса обетованные».)

Но мало того! Постепенно сквозь лица ее героинь стало проступать лицо, вернее личность, самой актрисы Ахеджаковой. Роль народной заступницы в фильме «Гараж» спустя годы нашла неожиданное продолжение в жизни. В 1993 г. актриса выступила в защиту Ельцина (что нашло свое отражение в президентских мемуарах!). И уже тогда всенародная, казалось бы, любимица нажила врагов и потеряла немало нервов и здоровья из-за многочисленных угроз. Ныне Лия Меджидовна известна своей активной гражданской позицией, неоднократно выражала свое несогласие с властью, в частности выступала против суда над Михаилом Ходорковским и процесса по делу «ЮКОСа». И как тут не поверить великой актрисе, сказавшей однажды:

«Какие бы ни были судьбы у моих героинь - начинка в них моя.

Я люблю, когда хорошая роль и хороший режиссер, а там уже разберемся. Я все люблю, где есть то, что цепляет меня, и то, что из моей жизни, и то, где я вижу свою боль».

«Всегда играет на пределе»

Когда-то острый и злой на язык Валентин Гафт посвятил актрисе такую эпиграмму: «Во всех ролях ты одинакова, Артистка Лия Ахеджакова». А получив свое от возмущенных почитателей, тут же оправдался: «Великолепно! В самом деле - Всегда играет на пределе».

В одном из спектаклей на сцене своего театра Ахеджакова играет женщину - Дон Кихота. Дон Кихот в юбке Лии Ахеджаковой - Дон Кихот в квадрате. С максимумом трагедии в душе. И трагедия эта не громкая, не шумная, не с надрывом, а очень внутренняя. Недаром когда-то великий режиссер Эфрос сказал ей: «Лиечка! Запомните: трагедия - всегда тихая».

Ахеджаковский Дон Кихот - это история про тишину и про силу тишины. И про то, что быть героем - это быть самим собой, только собой. И отважно сопротивляться всей даже ставшей чем-то обычным и общепринятым мерзости и подлости:

«Кихотизм - это рыцарство. Во всей полноте понятия. Это когда один человек противостоит всему злу на свете. И любая встреча со злом, даже если потом это окажется борьбой с ветряными мельницами, все равно борьба. До последней минуты своей жизни, пока бьется сердце - защищать всех гонимых, всех страдальцев; всех униженных и оскорбленных, даже если униженные и оскорбленные - это что-то мнимое и отнюдь не требующее защиты. Важно не то, кого именно он защищает или с кем борется, а важно то, что он делает: именно борется и именно защищает. Это для его личности самое важное. Я думаю, в рыцарство люди власти не верят потому, что представить не могут, что оно существует. А оно существует».

После двух неудачных браков Ахеджакова не собиралась снова выходить замуж, больше десяти лет жила одна. Но в 2001 году, в 63 года снова пошла под венец! С третьим супругом она познакомилась на одной вечеринке. Владимир Персиянинов профессиональный фоторепортер. Он и сейчас занят фотовыставками, но основная его забота - жена. Он стал ее личным агентом, менеджером и помощником в общественных делах. А главное, смог дать актрисе то, о чем она всегда мечтала - гармонию и ощущение защищенности.


п»ї
Читайте у цій рубриці

22 года в пути

Читати статтю«АгенциЯ промоции «Сумы» подарила журналистам и просто активным сумчанам возможность встречи с уникальным человеком - путешественником, писателем и журналистом Михаилом Поборончуком.

Побо - так его называют друзья и знакомые. Потому что тщетно добиться от сальвадорца, кубинца,... Читати статтю повністю

О чем мечтает Юрий Кобыляков

Читати статтюКаждый город ассоциируется с определенными зданиями, ставшими его символами. И разумеется, с их авторами - архитекторами. В Сумах тоже есть такие здания и такие люди. Один из них - выпускник архитектурного факультета бывшего КИСИ Юрий Кобыляков.

Он имел возможность реализовать... Читати статтю повністю

Эта неделЯ в истории

«В флибустьерском дальнем синем море бригантина поднимает паруса...» День работников флота и Рождество Иоанна Предтечи, тихоокеанская линия связи, полумиллионный трактор ХТЗ и день рождения Кафки - такова первая неделя июля.

3 июля

1973 (40 лет) - В Хельсинки начало работу Совещание... Читати статтю повністю

Памяти Андрея Сокуры

На прошлой неделе исполнилось сорок дней с того трагического понедельника, 20 мая, когда внезапно и скоропостижно ушел из жизни начальник информационно-аналитического управления, депутат горсовета Андрей Сокура. Ему было всего 38. Люди, близко знавшие Андрея, всегда готовы поделиться... Читати статтю повністю

Звон клинков в глубине веков

Читати статтю12 лет назад мне удалось принять участие в научно-исследовательской археологической экспедиции, проходившей на окраине села Металловка (Нетайловка) Харьковской области, в районе Печенежского водохранилища и реки Северский Донец.

Тогда мне и посчастливилось впервые увидеть настоящего... Читати статтю повністю

Каждый день - с оружием в руках

Читати статтюЭкспертнаЯ служба - это то подразделение милиции, которое редко оказывается на виду, ведь его представители, как правило, не общаются с населением, не участвуют в задержаниях и охране общественного порядка... Однако именно от работы экспертов-криминалистов во многом зависит раскрытие... Читати статтю повністю

Первым сумским архитекторам...

Читати статтюОна сообщает прохожим, что это сооружение - памятник архитектуры начала ХХ века - построено на средства промышленника Харитоненко архитекторами К.Г. и Г.К.Шольцами.

На ее открытие собрались нынешний главный архитектор города В.Быков, члены исторического клуба им.А.Булатовича,... Читати статтю повністю