Так і живемо

Спор о ставке единого налога

Стремясь наполнить бюджет, думает ли власть о горожанах?

В последний раз ставки единого налога для физических лиц в Сумах были пересмотрены на сессии горсовета 27 июня 2006 г. Естественно, изменения произошли в сторону увеличения.

Например, если раньше частные юристы, в зависимости от месторасположения офиса, платили в бюджет от 50 до 70 грн., то теперь - все 200 грн. в месяц. Хорошо это или плохо? С одной стороны, городская казна должна пополняться. С другой - предприниматели вынуждены будут компенсировать увеличение налога, а соответственно, и своих затрат, ростом цен на свои услуги. Это значит, их налоговые расходы будут переложены на наш с вами карман. Отметим к тому же, что бизнес бизнесу рознь: например, доход может напрямую зависеть от времени, потраченного на работу, или нет. Для торговца на рынке главное, чтоб покупатели шли потоком, а у сапожников, часовщиков, юристов количество клиентов не может превышать определенный лимит, поскольку их работа требует времени.

Следовательно, повышение ставки налога на предпринимателей, работающих в разных сферах деятельности, очень неодинаково отразится на росте цен на их услуги. Поэтому ставки налогообложения - вопрос деликатный, требующий учета многих факторов. В том числе и в отношении юридических услуг.

- Решение о повышении ставок единого налога я как частнопрактикующий юрист расцениваю как ущемление своих трудовых прав и преднамеренное удорожание услуг по предоставлению правовой помощи населению, - считает юрист ВАЛЕНТИНА ТОЛМАЧЕВА. - Увеличение ставок отразится на потребителе: услуги станут дороже, и не каждый сможет получить квалифицированную помощь. То есть горсовет лишает наших граждан конституционного права на получение правовой помощи (ст. 64 Конституции Украины). Согласно Указу президента «Об упрощенной системе налогообложения», ставка по единому налогу специально предусмотрена не единая, а колеблющаяся от 20 до 200 грн. Это сделано во избежание «уравниловки»: кто получает больше, тот больше и платит, но при этом защищены те слои населения, которые не имеют столь значительных доходов.

По мнению Валентины Николаевны, если валовой оборот по единому налогу допускается в размере до 500 тыс. грн. в год, то шкалу получаемых доходов можно разбить на пять категорий, начиная с дохода не более 100 тыс. грн. Аналогично можно разделить и размер предлагаемого единого налога. При этом минимальный уровень налога - от 20 до 50 грн. в месяц - будет соответствовать минимальному доходу (до 100 тыс. грн. в год), а максимальный - 200 грн. в месяц - максимальному доходу. А мэрия решила установить одинаковый для всех налог по максимуму.

Более того, налог нужно платить даже тогда, когда предприниматели находятся в отпуске и не получают никаких доходов!

Безусловно, о справедливости и оправданности такого подхода можно спорить. Но можно ли подойти к решению проблемы более взвешенно? С таким призывом В.Толмачева письменно обратилась в мэрию.

Ответ за подписью первого заммэра Сергея Бойко интересен двумя нюансами. Во-первых, необходимость поднятия ставок единого налога объясняется тем, что у соседей - приравненных к Сумам городах, таких, как Черкассы, Чернигов, Житомир, Полтава, - аналогичные ставки выше, чем у нас. Кроме того, согласно статданным, с 2001 по 2005 гг. доходы населения выросли в 2,32 раза, а розничный товарооборот предприятий-юрлиц - почти в два раза. Поэтому «на фоне бесспорного роста... объемов оптовой и розничной торговли повышение установленных решением горсовета еще в 2000 г. ставок единого налога является вполне логичным и объективным шагом». Но насколько реально выросли наши доходы, если цены тоже не сидели на месте? Достаточно вспомнить хотя бы недавнее увеличение тарифов на коммунальные услуги. И какое отношение к тем же юристам имеет оптовая и розничная торговля?

Во-вторых, С.Бойко ссылается на решение Сумского горсовета от 23 апреля 2003 г. №464-МР «О внесении изменений в решение Сумского горсовета от 21.06.2000 г. «Об установлении ставок единого налога для физических лиц - субъектов малого предпринимательства». По его мнению, «ставка единого налога для физлиц, которые занимаются предоставлением юридических услуг, в размере 200 грн.» действовала еще с момента принятия указанного решения. А потому и обеспокоенность В.Толмачевой ростом размера единого налога мэрия считает «безосновательной, ведь данная ставка не повышалась».

- Решение, на которое ссылается мэрия, утратило законную силу еще 29 сентября 2003 г. на основании решения Хозяйственного суда Сумской области, № дела - 11/410, - недоумевает Валентина Толмачева. - Решение горсовета было отменено как незаконное. Выходит, меня городские власти обвиняют в незнании норм локального характера, но сами даже не удосужились проверить свою нормативную базу!

Юрист обратилась к мэру с просьбой повторно вынести на сессию вопрос установления ставок по единому налогу, вернувшись к действующим до их пересмотра в июне 2006 г. Услышат ли ее мнение в горсовете?

Сергей Моша


п»ї
Читайте у цій рубриці

Пошел под сокращение

У Анатолия Галинского 19 сентября было настоящее «Михайлове чудо»

19 сентября мэр Сум реализовал-таки свое публичное обещание уволить начальника транспортного отдела горсовета Анатолия Галинского.

Напомним, городской голова уже назначал служебное расследование по его делу, которое... Читати статтю повністю