Ділова розмова

Аренда водоемов по-новому

В прошлом году произошли серьезные законодательные изменения в вопросе аренды водных объектов. О новых правилах игры мы попросили рассказать замначальника управления водных ресурсов в Сумской области ЕЛЕНУ ВАКАРЧУК:

- С 1 июля 2013 года вступил в силу новый закон об аквакультуре, который внес изменения в вопрос передачи водных объектов в аренду. В связи с этим произошли изменения в земельном и водном законодательстве, касающиеся аренды водных объектов. Если раньше основными арендодателями водных объектов были райгосадминистрации (РГА), то теперь пруды, которые находятся за пределами населенных пунктов, сдает в аренду ОГА, а за водоемы в пределах населенных пунктов отвечают местные советы. Также в законе впервые предусмотрено, что арендодатели в обязательном порядке должны решить вопрос с арендой гидротехнических сооружений (оборудования, с помощью которого удерживается объем воды в водоеме и за счет которого регулируется ее уровень).

- Много ли на Сумщине гидросооружений?

- В области из 2200 прудов и 43 водохранилищ, на которых установлены гидросооружения, лишь у 50 есть балансодержатель - предприятие или местные советы, которые отвечают за целостность, техсостояние и недопущение чрезвычайных ситуаций, вызванных неправильной их эксплуатацией. За последние два года на Сумщине были прорывы дамб, нанесшие ущерб и населению, и предприятиям. А все потому, что арендатор пруда или водохранилища не отвечал за гидросооружение (не была оформлена аренда на него). Не было соответствующего договора и с местными властями. Получалось, что и председатель сельского или поселкового совета тоже не отвечает за то, что произошло на сооружении, так как оно, оказывается, ни у кого не стоит на балансе.

Учитывая все это, вышло постановление Кабмина, а также указ президента о том, что в течение года главы РГА должны решить вопрос с арендой бесхозных гидросооружений. В связи с этим ОГА провела с руководителями РГА селекторное совещание, рекомендуя райадминистрациям создать районные комиссии по инвентаризации гидротехнических сооружений, включив туда и специалистов облводресурсов. Эти комиссии должны были выезжать на место, исследовать состояние каждого гидросооружения, проводить опись, выяснить его износ и рекомендовать, что надо сделать для его дальнейшего нормального функционирования.

Для начала мы выделили 146 крупных водных объектов Сумщины, которые отвечают за пропуск паводка, так как принимают большой объем воды, а потом ее уровень постепенно регулируется с помощью тех же гидросооружений. Для этих водоемов надо определить хозяев прежде всего. За инвентаризацию отвечают РГА. Но в наше управление не поступало информации из Глуховского и Белопольского районов, а, например, Краснопольский, Сумской, Ахтырский районы такие отчеты прислали. Поэтому мы обратились в ОГА с просьбой еще раз напомнить районным руководителям о необходимости инвентаризации гидросооружений.

- Есть ли среди этих 146 объектов арендованные?

- В области 532 водоема из 2243 взяты в аренду (а из списка значимых 146 в аренде 44). То есть так или иначе арендаторы на 532 прудах пользуются гидросооружениями, сбрасывая воды во время паводка или вылова рыбы осенью. Поэтому мы просили руководителей советов за счет арендаторов либо совместно с ними решить вопрос по гидросооружениям. Ведь по Гражданскому кодексу за это имущество отвечает территориальная громада. Однако практически никто не начал процедуру оформления указанного бесхозного гидроимущества.

- Решен ли теперь вопрос оплаты аренды прудов?

- До июля, пока не было четкой законодательной базы, существовали Методические рекомендации по оплате аренды водных объектов, принятые сессией облсовета. На сегодня необходимость в них отпала. Согласно рекомендациям облсовета плата за пользование гектаром водного зеркала составляла 50 грн. в год. А сегодняшние документы предусматривают уже 300-350 грн. И еще - до 2011 года эта плата поступала в госбюджет, а с 2011-го - в областной. 532 арендованных водных объекта - это 5 тыс. га водного зеркала, умножим их на 50 грн. и получим 250 тыс. грн. Однако из указанной сумы на начало декабря в областной бюджет поступило всего 34 тыс. грн.

- Кто отвечает за сбор этих средств?

- До перезаключения договоров аренды водных объектов с учетом нынешних законодательных изменений за них отвечают, как и раньше, РГА. По сути же РГА не работали с арендаторами, не составили дополнительных соглашений по уплате

50 грн. за 1 га водного зеркала.

- Какие еще новшества были приняты в 2013-м?

- Вместе с законом об аквакультуре вышло и требование о необходимости составить на каждый водный объект паспорт (документ, описывающий водоем, его гидросооружение, с указанием, как будет этот водоем использоваться в режиме опорожнения и наполнения).

Ведь часто в последнее время приходится слышать, что по осени перед выловом рыбы спустили пруд, а он весной и в засушливое время года не набрался. Такой паспорт делается, чтобы вести правильное регулирование и рационально использовать водные ресурсы. Даже если паспорт и будет предусматривать режим наполнения и опорожнения водоема, то сегодня есть еще один обязательный документ - режим эксплуатации. То есть, если речь идет о спуске воды, указывается оптимально возможный ее уровень для дальнейшего восстановления водоема. И в каждом конкретном случае он свой - вплоть до запрета спускать воду вообще. Кроме того, режим эксплуатации будет ежегодно пересматриваться в зависимости от количества осадков. Исходя из погодных условий облводресурсы ежегодно будут давать по каждому арендованному пруду рекомендации о возможности спуска, некоторого приспуска воды или же полного запрета на эти работы.

Нынешние законодательные изменения довольно сложны для простого арендатора. Поэтому наши сотрудники, а также сотрудники главного управления Госкомзема, департамента экологии ОГА, госинспекции по использованию водных ресурсов собрали весь законодательный материал и выписали пошагово, что должен сделать арендатор в нынешних условиях. Проще всего будет тем, кто взял в аренду пруд с 1 июля 2013 года. Тут проблем с оформлением никаких - все четко и ясно прописано в новых документах. Вопрос с гидросооружениями сегодня на особом контроле. Если перед земельными торгами вопрос с балансодержателем гидросооружения не решен, такой водный объект вообще не выносится на аукцион.

Но основная проблема возникает с теми, кто взял пруд или водохранилище в аренду раньше и имеет давно подписанный договор. Мы просмотрели эти договора - 65% заключены на срок до 10 лет, 22 - на 10-15 лет, 9% - 20-25 и 4% - на 30-50 лет. Договора на 20-50 лет заключены с 1996 по 2000 годы, на 10-15 лет - с 2005 по 2008 г., до 10 лет - с 2008-го.

Такие договора надо постепенно приводить в соответствие с новыми требованиями закона. Но не нарушая Гражданский кодекс, который дает арендатору право выбора - работать в режиме ранее заключенного договора или добровольно перейти на новые условия.

- Но кто же добровольно пойдет на увеличение арендной платы с 50 до 350 грн.?

- Вообще у арендатора водных объектов три обязательных платежа: за землю под объектом и прибрежную полосу; за использование гектара водного зеркала и за использование гидротехнического сооружения. Сегодня первый платеж составляет все 100%, второй - меньше 20%, третий - просто мизер, несколько процентов, так как почти все гидросооружения до сих пор бесхозны и договоров аренды на них нет. Так что увеличение аренды предусмотрено только за использование водного зеркала.

С 1 января 2014 года вступили в силу изменения в Налоговый и Бюджетный кодексы. В них для арендаторов водных объектов устанавливается 3 процента уплаты за землю от ее нормативно-денежной оценки. А до этого было принято от 7% и выше. То есть если арендатор просчитает свои затраты, то, возможно, ему будет выгоднее перейти на новые условия.

- А кто будет заниматься оформлением аренды прудов для новичков и переоформлением существующих договоров?

- Принято решение, что с начала 2014 г. многими вопросами будет заниматься департамент агропромышленного развития ОГА. Сейчас готовится распоряжение губернатора о внесении изменений в положение об этом департаменте. Если сегодня человек хочет взять пруд в аренду, он пишет заявление на имя главы ОГА (форма заявления разработана). Это заявление приходит в департамент, сотрудники которого готовят документы на аукцион (для этого нужен проект отвода земли и водохозяйственный паспорт). Также мы тщательно расписали, как надо действовать тем, кто взял пруд в аренду до лета прошлого года. Схема действий отработана, прописана и будет размещена на сайте нашего управления, а также департамента агропромышленного развития ОГА, РГА. Плюс мы будем выезжать в районы, встречаться с арендаторами, руководителями РГА и председателями сельских и поселковых советов и разъяснять. Мы поможем и научим, но этим надо заниматься, и прежде всего на уровне РГА.

- Сейчас возникает немало конфликтов, когда арендатор просто не подпускает местных жителей к водоему... Как-то регулируется эта ситуация в новых законах?

- Если пруд находится в пределах населенного пункта, то в законодательстве рекомендовано местным властям отдавать предпочтение общему использованию этого водоему и не отдавать его в аренду. За пределами же села можно рассматривать и общедоступное пользование, и аренду. Но если уж подписан договор аренды, то условия использования водоема определяет арендатор. Он может, например, разрешить поить скот, осуществлять забор воды, но не разрешить плавание на лодках или купание. Это его право.

Беседовала Елена Вовченко


п»ї

 Комментарии:

Имя Отзыв (сообщение)
 
Отзывов (сообщений) по данной статье нет!

Оставить отзыв

Имя
Сообщение
 

Внимание! Комментарии с нецензурными выражениями, оскорбительного характера, призывающего к межнациональной розни и пр., содержание которых противоречит Законам Украины, а также содержащие недостоверную информацию - будут удаляться. Если у вас есть достоверная информация (с доказательствами) о правонарушении тех или иных лиц, можете связаться с РЕДАКЦИЕЙ.

Код потверждения
Введите код потверждения:

Если Вы не видите картинку с кодом, проверьте, включен ли в Вашем браузере показ картинок. Если Вы сомневаетесь в том, что за символы изображены на картинке, обновите страницу и попробуйте еще раз.
Читайте у цій рубриці

Реструктуризация долгов за услуги ЖКХ

Кабмин на заседании 9 января одобрил законопроект «О внесении изменений в ЗУ «О реструктуризации задолженности по квартирной плате, плате за жилищно-коммунальные услуги, потребленные газ и электроэнергию». Согласно законопроекту граждане получают возможность реструктуризовать свою... Читати статтю повністю

Выбор ИТ-профессии. Консультант или программист?

Сумчанам, которые работают в области информационных технологий, хорошо известна российско-украинская IT-компания «Эффективные решения».

С 2013 года она осуществляет свою деятельность под новым брендом - EFSOL (ЕФСОЛ). Здесь работает немало выпускников вузов нашего города, множество специалистов выросли благодаря школе EFSOL. Нам удалось поговорить с генеральным директором этой фирмы Ильясом Зингером. Разговор был посвящен особенностям работы в области ИТ вообще и в компании EFSOL в частности.

«Айти» И «Айтишники»

- Компания EFSOL работает в области информационных технологий, или, как сейчас принято говорить, в области ИТ. Чем эти технологии могут быть привлекательны для молодых людей, которые стоят перед выбором главного дела своей жизни?

- За информационными технологиями большое будущее. В отличие от других перспективных технологий, таких как робототехника или биотехнологии, знания по ИТ более доступны. В Интернете есть множество книг, статей, примеров кода, дистанционных курсов. ИТ довольно разносторонни, поэтому найти в них себя может каждый. Вы можете работать как в крупных проектах, так и в мелких, при этом находясь в офисе или применяя дистанционные технологии работы. Вы можете даже участвовать в глобальном, многонациональном проекте, сидя у себя в квартире.

- Но это если все говорят на одном языке программирования?

- По своему опыту скажу, что очень легко общаться с разработчиками-иностранцами, даже если вы работаете c разными инструментами разработки. Многие термины в нашей индустрии заимствованы из английского языка. Немного поработав разработчиком на C... Читати статтю повністю

Проблемы у КП «Сумижитло» старые, а методы работы?

Все-таки не сделали - а так хотелось поверить! Месяц назад Александр Демура, замдиректора КП «Сумижитло», пообещал починить крышу в доме №9 в пер.Красовицкого. Потом еще раз пообещал - до Нового года непременно починят. Не починили. Даже не начали. Теперь уж, наверное, надолго. Праздники,... Читати статтю повністю

Как правильно утеплить фасад

«С появлением новых требований к строительству и ремонту, возникла потребность дополнительной теплозащиты зданий и домов. И, исходя из опыта, оптимальным решением этой задачи служит наружное утепление фасадов, когда одним махом решаются две проблемы - экономится тепло и эстетически... Читати статтю повністю

В Сумах появился проблемный сайт

По сообщению Сумской мэрии, наш город присоединился к пилотному проекту в рамках программы «Открытый город: усиление участия граждан в развитии местной громады».

Активные горожане уже давно напрямую общаются с мэром Сум Геннадием Минаевым, присылая сообщения обо всех городских неурядицах... Читати статтю повністю







Новини
Реклама
Новини
Новини
Будь в курсі!