Долі

Последнему романтику - 80

Да, именно «последним романтиком» называют Василия Ланового его коллеги, а сам он, доказывая, что романтиком можно быть в любом возрасте, своим званием гордится, хотя и знает: все-таки еще не последний.

Слава Богу, знаем это и мы: они еще есть, наши великие актеры - есть Этуш, Баталов, Табаков, Гафт, Броневой, Быстрицкая, Юлия Борисова... Но ловим себя на том, что все чаще - а уж после ухода Яковлева, Аросевой и говорить нечего - смотрим и думаем о них с особой нежностью. Особенно когда очередному великану грозит очередное ...летие, особенно когда это такой красавец, как Лановой, - который даже в 80 им и остался!.. Свое 80-летие всенародный любимец вместе с нами, его зрителями, отмечает 16 января.

Ну конечно - романтик! В родном театре даже молодых Лановой поражает полетами на люстре, срамит наш прагматичный век любовью к поэзии - на его моноспектаклях люди ею заражаются, а уж к Пушкину не зарастает народная тропа! Бескомпромиссно отстаивает свои убеждения. Не разочарован ни в любви, ни в понятии патриотизма, ни в своих сыгранных за долгие десятилетия таких разных героях. И продолжает работать над новыми.

В эти новогодние дни по ТВ (у нас на канале «1+1») прошла премьера очередной версии «Трех мушкетеров» (Сергея Жигунова), где Василий Семенович сыграл кардинала Ришелье. И хотя легендарному кардиналу-интригану в начале романа Дюма 40 лет, вдвое старший актер «борозды не испортил» - углубил и заострил образ: «Ришелье - роль хорошая, мне нравится. Но какой скользкий парень! При этом - государственник, что меня с ним сближает».

Сближает, конечно. Лановому всегда удавались персонажи крупноплановые, из тех, кто решал судьбы Отечества или его защищал. С каким шиком сидели на его точеной фигуре военные мундиры - хоть царские, хоть советские, хоть немецкие! «А что творится, Боже мой! В кино играет Лановой... Минут десяток поиграл - и вот он полный генерал!» - не без зависти, пожалуй, сочинил на него в далекое уже время эпиграмму язвительный Гафт. А Лановой и сегодня готов перевоплощаться в рыцарей без страха и упрека... только где они? Сегодня даже лучшие вынуждены сниматься в рекламе и сериалах. Но для него - раз и навсегда - это неприемлемо. Не всем, конечно, по душе такой максимализм, так что есть у легендарного романтика и еще одно прозвище - «пролетарий над гнездом кукушки», и не только за пролетарское происхождение.

«Аттестат зрелости»

Родители Василия Ланового, крестьяне из села Стримба Одесской области, в Москву перебрались, спасаясь от голода. Это было в 1931 году, а в 1934-м на свет появился Вася. Войну семилетний Вася и две его младшие сестренки встретили на маленькой украинской станции - родители отправили их с проводником к бабушке с дедушкой аккурат 21 июня 1941 года. Отцу с матерью, вместо того чтобы ехать за детьми в отпуск, пришлось на своем производстве заправлять (поначалу вручную!) боеголовки снарядов, вследствие чего оба стали к концу войны инвалидами: отец второй, мать первой группы.

У деда с бабкой Василий пас коров, для чего ему дали полудохлую кобылу, и учился в школе - румынской, потому что территория считалась Бессарабией. Спустя годы, когда молодой актер гарцевал верхом в ролях Павки Корчагина, графа Вронского или генерала Вараввы и его спрашивали: «Где вы этому научились?», он вспоминал добрым словом и ту старую клячу, и своего учителя, тайком от румын читавшего им на уроках книжку «Як гартувалася сталь». Но было кого помянуть и недобрым.

«У нас в хате стал на постой толстый майор: то и дело показывал фотографии своих троих детей и плакал, а как-то, расчувствовавшись, подарил мне ремень, - вспоминает Лановой. - Иду вскоре в нем по току, и вдруг немецкая машина притормозила: «Ком хер, ком хер!», а когда я подошел, немец на пояс показывает - дескать, отдай. Я заупрямился: «Не-е, мне подарили», и тогда он взял автомат и выпустил над моей головой веером очередей семь... Я долго потом заикался, даже, пардон, мочился...»

К счастью, когда семья воссоединилась в Москве, будущего актера вылечили: «Это было похоже на волшебство. Врач спросила: «Ваш сын украинские песни знает? Вот пусть с утра до вечера их и поет». Оказалось, в украинском языке очень протяжные, напевные гласные. Песни меня и спасли. А уж отец с матерью знали их великое множество - с утра до вечера в нашем доме пели...»

В нормальную школу Лановой пошел в 10 лет. Сначала стеснялся, потом приналег и окончил ее с золотой медалью. Сдавая экзамены на аттестат зрелости, как тогда говорили (это был 1953 год), услышал о приеме в Театральное училище имени Щукина. Ради интереса пошел, прочитал басню и стихотворение Пушкина - и поступил! Но такая легкость москвичу в первом поколении была подозрительна: он, крестьянский сын, должен добиваться всего трудами и мозолями! И Лановой поступил на факультет журналистики МГУ.

А через полгода его внезапно вызвали на съемки: главная роль в фильме «Аттестат зрелости». Вчерашний десятиклассник в задуманной остросоциальной ленте должен был сыграть десятиклассника, но не себя, а как раз того, кто хочет брать все легко и которого для жизни в советском обществе необходимо перевоспитать. Поиск образа, вспоминает Василий Семенович, был мучительным. «А когда наконец начало получаться, я вдруг услышал, как режиссера спрашивают: где вы откопали этого маменькина сыночка, этого юного деспота?.. Это было для меня первой высшей оценкой моей работы!»

К этому времени молодого человека восстановили и в театральном училище - где он вскоре познакомился с юной студенткой этого же училища Таней Самойловой.

«Актер Вахтанговского должен уметь все»

Поскольку училище было при Вахтанговском театре, Василий Лановой поступил туда сразу же после учебы. С 1957 года и по сегодняшний день театр - второй, а бывало, что и первый дом Ланового. Но поначалу, несмотря на то что юный выпускник пришел туда в зените славы - после сыгранной роли своего любимого героя Павки Корчагина в фильме Алова и Наумова, - особого успеха не было. Дело было и в нем самом: «Заикаться я перестал, но избавиться от украинского акцента было не легче. Пришлось бороться и с ним, и с мамой, потому что она со мной розмовляла виключно рiдною мовою... Я иногда смотрю свои старые ленты и эти интонации слышу: «Та не-е, перестаньте!..» Они и в «Аттестате зрелости» есть, и у Павки...» Кто бы мог догадаться об этом, глядя на него в «Полосатом рейсе», во всеми обожаемом и сегодня эпизодике! А ведь снимался он (на одесском, кстати) пляже в то же примерно время. «Пляжный король» в умопомрачительных очках, томным баритоном констатирующий «хорошо плывет группа в полосатых купальниках» и первым с воплем удирающий от плывущих тигров, выглядит абсолютным ма-асковским молодым пижоном! И зря, может, недоумевают те, кому в интервью на вопрос о самой любимой роли Лановой невинно называет этот крохотный эпизод? А вдруг в борьбе с неистребимым нашим акцентом это был его первый - и блистательный - успех?..

Комедии, правда, в кино у него больше не было ни разу, о чем он всегда говорит с сожалением. («А так хотелось похулиганить!») Но это компенсировал театр. На сцене Вахтанговского, начиная с принца Калафа в легендарной «Принцессе Турандот» (где десятилетиями играли плечо к плечу с Юрием Яковлевым), ему удалось воплотить все - «от высокой трагедии до водевиля», в полном соответствии с девизом самого театра и его основателя Вахтангова. Но не дремала и жизнь, у которой для каждого есть и те, и другие роли, и для актеров как раз они бывают самыми трудными.

Журавли улетели, паруса затонули... А корабль плывет

На эту пару можно было смотреть только зажмурившись - Вася Лановой и Таня Самойлова. Оба в блеске самой первой и счастливой славы: он после «Павки Корчагина», она после фильма «Летят журавли»... Их любовь была еще ярче их фильмов, поэтому разрыв спустя четыре года просто оглушил Москву. Конечно, оба без конца ездили по стране, работали и мало виделись. Но ужасным кажется то, что двум молодым звездам кино негде было жить семьей, поэтому Тане пришлось сделать аборт - а была бы двойня... Вася ей этого не простил. Такова версия Татьяны.

Сам же Василий, для вопросов о личной жизни всегда абсолютно закрытый, версиями не делится. В 1967-м, почти через 10 лет, они снова встретились - в фильме «Анна Каренина». Он - Вронский, она - Анна. Как играть любовь, страсть, когда все уже в прошлом?! Надо отдать им должное - нерв этой двойной игры и сквозь экран пробивал неискушенные советские сердца. Тем более что Самойлова, по признаниям уже этих лет, всегда любила только Васю...

Василий тогда уже был женат на актрисе Тамаре Зябловой. Несмотря на разницу в возрасте (она была на пять лет старше), Лановой относился к ней очень нежно и совершал ради нее красивые поступки. Во время их знакомства он как раз снимался в самом, наверное, романтическом советском фильме «Алые паруса» - где его партнершей была сама Анастасия Вертинская, 16-летняя! Но с Настей Василий крутил любовь перед камерой, а подлинные чувства дарил Тамаре, которая и ждала его на берегу (он взял ее в киноэкспедицию), а он к ней первой и приплыл на тех самых алых парусах... В 1971 году Зяблова погибла в автокатастрофе, после чего Лановой решил больше никогда не жениться.

Нарушил он свой обет, встретив удивительную женщину - актрису Ирину Купченко. Они вместе уже 42 года - и дома, и на сцене. Третья жена исполнила наконец мечту Ланового и родила ему двух сыновей, названных Александром - в честь Пушкина, и Сергеем - в честь Есенина. И только в кино эта чудесная пара вместе засветилась только раз: в фильме «Странная женщина».

Есть такая профессия...

Красавцы-сыновья выбрали профессии далекие от актерской, хотя росли очень разными. Вышло так, что названный в честь Есенина оказался подвержен главной слабости того, в чью честь был назван. Он ушел из жизни осенью минувшего года, в 37 лет. Как семья перенесла эту трагедию - можно только догадываться. У Ирины, человека глубоко православного, спасение есть - ее вера. Ланового спасает работа: театр, концерты, любимый Пушкин...

Масштаб личности того, кто создал образы Павки («коммунистического Иисуса Христа» - и это в то время!), генерала Вараввы в «Офицерах», Бернарда Шоу, - конечно же, велик и по-человечески. Василий Лановой написал две книги воспоминаний, но сегодня юбиляра волнует современность. Он, великий актер, сын двух великих народов, сегодняшний разрыв Украины с Россией переживает как трагедию, говорит и пишет об этом страстно. А на концертах признается, что как со своими сросся с пушкинскими строками: «Пируйте же, пока еще мы тут! Увы, наш круг час от часу редеет; Кто в гробе спит, кто, дальный, сиротеет... Кому ж из нас под старость день лицея Торжествовать придется одному? Несчастный друг!..»

Дай же Бог всенародному красавцу и любимцу докучным гостем, лишним и чужим, никогда не стать средь новых поколений. Ведь у него, вот уж поистине, - есть такая профессия!..

Полосу подготовила Людмила Гриневич


п»ї
Читайте у цій рубриці

Звонкий голос Сильвии Сиртоли

Читати статтюПосле того как она исполнила известную песню «Тече вода», у меня, честное слово, поднялось настроение. Настолько живо, свежо, с какой-то новой, колоритной окраской, задорно, звонко, весело пела Сильвия Мария Сиртоли.

Не зря же она получила первую премию в номинации «Солист-вокалист»... Читати статтю повністю

Лет до ста расти вам без старости!

Читати статтю Будь моя воля, учредил бы новое почетное звание - «Заслуженный ветеран спорта» - и одному из первых в Сумах присвоил бы его Александру Федоровичу Силаенкову. 4 января ему исполнилось 87!

Его жизнь - постоянное движение, и он по-прежнему в спортивном строю. Еще три года назад на... Читати статтю повністю

50 - еще не осень, а только бархатный сезон!

Читати статтюВ прошлую субботу - традиционный день бракосочетаний в Сумах - возле городского загса, что на пл.Независимости, остановился необычный свадебный кортеж.

Немолодая пара - солидный статный мужчина и его миловидная светловолосая спутница - не спешила покидать авто и даже была в некотором... Читати статтю повністю