Наш край

На краю Дикого поля

В Нижней Сыроватке до сих пор хранят святыни, связанные с династией Харитоненко

Что современный житель Сумщины может рассказать о реке Псел? Тут - пляж, там - рыбалка, а на том берегу - сосновый бор. Пожалуй, все. У наших предков интерес к реке был иного рода. Где по воде можно на лодке проплыть, а где посуху волоком перетащить. Где броды неглубокие, а дно невязкое. Где берег под выпас пригоден, а заводь для водопоя удобная.

А еще река служила оборонным рубежом. Об этом свидетельствует история поселений, основанных здесь казаками в середине XVII века. Одно из таких поселений расположено в низовьях притока Псла - реки Сыроватки, в 22 километрах от Сум. Оттуда и название села - Нижняя Сыроватка. Лучшего места для казачьей слободы в округе не найти. В середине XVII века место под новое поселение выбирали с учетом удобства его обороны. Вся Центральная Европа тогда была огромным театром боевых действий. В 80 верстах западнее Киева стояли поляки, а на месте современной Сумщины простиралась «великая пустошь басурманская» - Дикое поле...

Стратегия и тактика

Покинув местечко Ставищи близ Белой Церкви на реке Рось, в 80 верстах от Киева, казаки атамана Кондратьева ушли в Дикое поле. Тут не текли молочные реки в кисельных берегах. То и дело раздавался топот ногайской конницы да свист татарских стрел. Чего же искали здесь казаки Кондратьева? Новой жизни.

Случилось так, что Белая Церковь - город, возведенный Ярославом Мудрым в середине XI века для защиты от половцев, в конце XVI века оказался в составе земель Речи Посполитой. Под благовидным предлогом приобщения православных жителей оккупированных территорий к духовным ценностям европейского католицизма, поляки взялись за насильственное окатоличивание местного населения. Настоятелям православных приходов, оказавшимся на оккупированных территориях, захватчики навязывали положения Брестской унии. Сохраняя обряд богослужения византийской литургической традиции на церковнославянском языке, православные священники должны были принять католическое вероучение и смириться с переходом в подчинение к римскому папе. С этим согласились не многие. Средневековая «евроинтеграция» переросла в жуткие гонения православных. Батюшки, дерзнувшие отклонить Брестскую церковную унию, не имели возможности даже отпеть усопших. Покойников по ночам выносили за городские стены через отворы для сброса нечистот. Всякий демонстративно перекрестившийся справа налево на глазах у польских шляхтичей мог быть обвинен в смуте. Добавьте сюда тотальный экономический гнет и абсолютную уязвимость пред буквой закона Магдебургского права. По новым законам казацкие общины должны были подчиняться заседателям магистрата, в числе которых не было ни одного представителя от казачества. Заседателем мог стать лишь родовитый шляхтич. Судебные тяжбы велись на польском языке или латыни. Присутствие переводчиков не предполагалось. Зато палач был желанным участником судебного процесса. Пыткам могли подвергнуть не только обвиняемого, но и свидетеля. Что оставалось казакам?

Из западных земель к границам Московии в надежде найти пристанище у государя Алексея Михайловича казаки уходили сотнями. Шли порой без нажитого скарба, но с иконами, а то и с храмовыми алтарями. По линии незаселенных земель Дикого поля, примыкавших к Государству Московскому, в то время активно создавалась «сторожевая черта». Стремление казаков обрести земли для новой жизни совпало с желанием московского государя укрепить свои порубежные территории. Основные обязанности по несению пограничной службы возлагались на казачьи слободы. Сумина крепость стала одной из них. Казакам оставили право избирать себе начальников и жить привычным укладом. Получив землю под пахоту, сенокос и строительство, казаки не платили податей. Им разрешалось беспошлинно пользоваться лесными и рыболовными угодьями. На зависть государевым людям соседних укрепленных городков, казаки могли не только самостоятельно производить, но и торговать спиртным. Любыми доходными промыслами дозволялось заниматься «...безоброчно, дабы было с чего Великого Государя полковые службы служить».

Такова была стратегия закрепления казаков в порубежных землях. Тактика же заключалась в максимально плотном расположении полковых слобод по сторожевой черте. От одной до другой всадник должен доскакать по тревоге, не запалив коня. 2 декабря 1659 года, четыре года спустя после постройки Суминой крепости, осадчий Матвей Малышевский получил предписание создать на левом берегу Псла новое порубежное поселение. Из Сум на то откомандировали 197 семей, из соседней Ворожбы - 87. Место выбрали в низовьях реки Сыроватки.

Куда пропали кожемяки?

Наименование реки, от которой пошло название поселения, казалось бы, не таит загадки. Официальная версия гласит: река Сыроватка протекает по суглинистым грунтам, отчего вода приобретает белесый цвет, напоминающий молочную сыворотку - «сыроватку» по-украински. Может, в XVII веке так оно и было. Ныне берега Сыроватки скорее болотистые, нежели суглинистые.

В ранних источниках, относящихся ко времени проживания здесь северских славян, встречается иное название реки - Суровица. В словаре Даля находим: «суровить кожу», то есть обрабатывать сыромятным способом, с применением овсяного кваса, без последующего дубления. Впрочем, не очень-то схожи на слух Сыроватка и Суровица. Может, это разные реки? Нет. Это одна река. Было у нее третье название - Сага. В качестве неофициального оно указано даже в современных справочниках. Сагой древние славяне называли возвышенный участок речного берега, выгнутый серпом. На карте видно, как на относительно небольшом промежутке течения, как раз в районе поселения, река делает глубокий плавный изгиб. Выходит, Суровица, Сага и Сыроватка - это названия одной и той же реки.

Но куда же подевались славяне-кожемяки с берегов Суровицы? Почему не сохранились традиции их ремесла? Не могли они дожить до наших дней. Помешали татарские набеги. Времена, когда здесь стояло древнеславянское поселение, и дату основания Нижней Сыроватки разделяют 400 лет Дикого поля.

Сомнений же насчет оседлого проживания в этих местах Северских славян быть не может. Археологи обнаружили характерные артефакты. Если северцы действительно обрабатывали кожу на берегах Суровицы-реки, их изделия могли покупать караванщики «транзитных» путей, связывавших государства Средней Азии и Китай с Русью, землями Западной Европы и Средиземноморья. Это подтверждает следующий факт: в 1847 году на выпасном сыроватском лугу местный крестьянин обнаружил клад из 206 золотых монет VII-IX веков. Исследования, проведенные в Петербурге академиком Христианом Френом, показали, что часть монет была отчеканена на Ближнем Востоке, часть в государствах Северной Африки, а одна монета - в арабской Андалузии.

«...Царей земных он словом наущал»

К началу XVIII века численность населения Нижней Сыроватки не достигала тысячи человек. Число «жен казацких и отроковиц на выданье» превосходила количество казаков почти в два раза. Обычная статистика слобод «сторожевой черты». За истекшие 40 лет сыроватские казаки успели повоевать за Чигирин, принять участие в Крымском походе и в битве за Азов, отразить несколько наскоков басурман-кочевников. Потери мужского населения были велики. Однако колокола полковой церкви исправно вызванивали благовест молодоженам. Подрастали дети, выходили в люди. Да в какие люди!

В 1732 году в Нижнесыроватской слободе, в семье местного священника, родился Андрей Афанасьевич Самборский - человек, имя которого недостойно забыто. После обучения в Белгородской семинарии, а потом в Киевской духовной академии Самборский по представлению настоятеля был отправлен Екатериной Великой в Англию для изучения агрономии. Вскоре он был рукоположен во священники и принял православный приход в Лондоне. Через 15 лет его назначают настоятелем Софийского собора в Царском Селе. Через два года императрица сочла полезным назначить Самборского в духовники к сыну - цесаревичу Павлу Петровичу и его супруге, «...в коем звании поручить сопровождать молодую чету в Их путешествии по Европе».

Павел Петрович просит Самборского не прекращать духовных наставлений и после своей коронации. Пятью годами позже Андрей Афанасьевич становится духовником Александра Первого и духовным наставником детей Павла Петровича - Великого князя Константина и Великих княгинь Александры, Марии и Елены. Такой блестящей карьеры не знал ни один священник ни при одном дворе. Однако в назидание потомкам Самборский оставил лишь два труда, и те не богословские, а по агрономии - «Описание практического земледелия» и «Сельское хозяйство».

Человек и пароход

В 1822 году в Нижнесыроватской слободе родился крупнейший предприниматель Харьковской губернии Иван Герасимович Харитоненко. Он воспитывался в набожной семье. Неудивительно, что в 1880 году действительный статский советник Харитоненко воздвиг в родном селе однопрестольную Свято-Тихоновскую церковь. При храме были жилые дома для церковного причта - священника, диакона и псаломщика, а также церковно-приходская школа.

По завещанию отца Павел Иванович Харитоненко открыл в Нижней Сыроватке богадельню. Ныне в этом здании работает больница. Рядом - еще одно здание в «харитоненковском» стиле. Здесь некогда располагалось туберкулезное отделение. К сожалению, в этом историческом здании ныне гуляют сквозняки запустения. Лишь воспоминания остались о народном училище, открытом на пожертвования семьи.

Следы, которые семья сахарных магнатов оставила по себе, чаще ищут в сумских землях. Однако фамилию Харитоненко хорошо знали далеко за пределами Слобожанщины. В московском особняке династии - великолепном здании, стоящем на берегу Москвы-реки, напротив Кремля, после революции располагается посольство Великобритании. В гостевых покоях посольства жили писатель-фантаст Герберт Уэллс, знаменитая танцовщица Айседора Дункан, а «железная леди» Маргарет Тэтчер, посещая Москву с официальными визитами, квартировала в особняке пять раз.

Следующий факт, скорее всего, станет открытием для сумских краеведов. В 1913 году на Сормовском заводе для Волжской флотилии Пароходной компании «Русь» был построен колесный пароход «П.И.Харитоненко». Пассажиры восхищались его скоростью и комфортом. Паровая машина парохода была оборудована новейшими форсункам английского образца, позволявшими держать двойное давление пара.

***

...Свято-Тихоновский храм, возведенный в Нижней Сыроватке Иваном Харитоненко, сохранился до наших дней. Сохранилась и храмовая икона церкви - образ святителя Тихона Задонского с частицей святых мощей, та самая, которую Харитоненко вручил первому настоятелю в день освящения церкви. К этой иконе прикладывались Иван Герасимович, супруга Наталья Максимовна, сын Павел и многие гости - люди успешные, которых по праву называли сильными мира сего.

Часто ли сегодня в Свято-Тихоновский храм наведываются бизнесмены, спросили мы у настоятеля церкви - протоиерея Михаила Панасюка. Ведь не исключено, что Харитоненко, молясь перед образом святителя Тихона, просил покровительства в делах. Батюшка ответил на вопрос после некоторых раздумий. Святителя Тихона Задонского семья Харитоненко избрала своим молитвенным покровителем не случайно. За глубину и проникновенность мыслей, за смиренную простоту деяний. Трудно даже представить, что Иван Герасимович мог думать у святого образа об успехе в делах. Успех - плод напряженного труда во славу Господа. Недаром на гербе семьи Харитоненко значился девиз: «Трудом возвышаюсь».

Петр Павловский, Сергей Кондратенко


п»ї

 Комментарии:

Имя Отзыв (сообщение)
 
Отзывов (сообщений) по данной статье нет!

Оставить отзыв

Имя
Сообщение
 

Внимание! Комментарии с нецензурными выражениями, оскорбительного характера, призывающего к межнациональной розни и пр., содержание которых противоречит Законам Украины, а также содержащие недостоверную информацию - будут удаляться. Если у вас есть достоверная информация (с доказательствами) о правонарушении тех или иных лиц, можете связаться с РЕДАКЦИЕЙ.

Код потверждения
Введите код потверждения:

Если Вы не видите картинку с кодом, проверьте, включен ли в Вашем браузере показ картинок. Если Вы сомневаетесь в том, что за символы изображены на картинке, обновите страницу и попробуйте еще раз.






Новини
Реклама
Новини
Новини
Будь в курсі!