Наш край

Шпилевка: полеты во сне и наяву

Здесь обрели чудотворную Корсунскую икону Божией Матери, прославившуюся многими чудесами...

Неподалеку от Сум есть место, где из года в год птицы собираются в стаи перед сезонными перелетами. Изрезанный глубокими оврагами пологий спуск к реке Псел создает здесь восходящие воздушные потоки.

Используя подъемную силу ветра, птицы могут часами парить в небе. Лет пять уже, если не больше, вместе с птицами в свежих потоках ветра здесь парят над оврагами парапланеристы. Голубое небо, белый пух облаков, серебристый изгиб реки за мохнатыми верхушками леса... Непередаваемый восторг свободного полета смельчаки-летуны называют «объятиями неба». В пьянящем азарте этого чувства хочется петь. Поначалу жители села, расположенного внизу, между холмов, невольно вздрагивали, услышав пение с небес. Со временем привыкли. Плохой человек хоть в небе, хоть на земле, петь не будет. А хорошим людям здесь рады...

На семи холмах

Село Шпилевка расположено в 15 километрах от Сум. Многие из 560 жителей села по праву считают себя потомками казачьего рода. Шпилевка была основана в 1697 году казаками-переселенцами атамана Кондратьева и сразу же включена в состав земель Сумского слободского полка. Слово «полк» в данном контексте следует понимать не как воинское строевое подразделение, а как военно-административное территориальное образование XVII века. Что-то вроде польского воеводства. Впрочем, прямая аналогия с польским административным укладом тут неуместна.

Казаки атамана Кондратьева пришли в середине XVII века на земли современной Сумщины не для того, чтобы утвердить здесь польские порядки. Наоборот, пришли, чтобы освободиться от гнета польских шляхтичей и насильственного насаждения католицизма. В начале XVII века под протекторатом Речи Посполитой находилась половина территории современной Украины. Жители оккупированных земель видели в соседней Московии сильного защитника в борьбе с захватчиками. Государь московский Алексей Михайлович тоже был заинтересован в верных союзниках. Порубежные земли Московского княжества нуждались в защите от набегов басурман-кочевников. Взаимное стремление к единству стало обоснованной причиной появления на карте средневековой Европы нового территориального образования - Слобожанщины. Присягнув на верность московскому царю, казаки упрочили устои веры православной и освободились из-под гнета оккупантов. Начиная с 1655 года на берегах Псла появляются казачьи слободы Сумского полка.

Жители Шпилевки то ли в шутку, то ли всерьез говорят, что их село, как Рим, было основано на семи холмах. Так оно и есть на самом деле. Правда, с небольшой оговоркой. Не на семи холмах, а между семи холмов. Это обстоятельство дает повод для серьезных исследований.

Обычно полковые слободы строились с учетом удобства их обороны. Каждая была укрепленным поселением. По логике, строить село нужно было на холмах. Неплохо бы иметь рядом реку. Это и транспортная артерия, и оборонительная преграда. В Шпилевке - все наоборот. Следы первопоселения находятся в низинах между холмов. А река Псел протекает от села на расстоянии полутора километров. И это порубежная казачья слобода? Ответ на этот вопрос нужно искать в историческом периоде развития Сумского полка.

Казачьему роду нет переводу

К 1697 году слободское казачество выросло в грозную силу. Спустя всего четыре года после своего основания - в 1659 году - Сумина крепость достойно выдержала татарскую осаду. В 1677 году сумские казаки в составе московского войска бились с турками за опорный город на Днепре - крепость Чигирин. В 1687-м отправились в поход на Крым, а в 1695-м прикрывали основные силы войска Якова Долгорукого под Азовом.

Несмотря на боевые потери, численность Сумского полка неуклонно росла. В 1697 году конный строй полка насчитывал 1230 отлично обученных и экипированных казаков. В это время Яков Долгорукий по велению Петра Первого осаждает Перекоп - ключевой форпост Крыма, находящийся под контролем турок. Баталия выявляет ряд серьезных упущений в тыловом снабжении армии. Стремясь исправить положение, царь Петр налагает на слободское казачество продовольственную и фуражную повинность. Отныне казаки должны были не только сами себя кормить, но и обеспечивать провиантом армию. Стремясь компенсировать материальные убытки казаков, Петр особым указом дарует Сумскому полку право «...беспошлинной продажи вина и дальнейшего свободного владения занимаемыми землями». Именно в этот период в некотором удалении от берега Псла, в укромном месте, укрытом холмами от чужих глаз, строится село Шпилевка. Не порубежная слобода, а крестьянское село - житница Сумского полка.

Первой владелицей Шпилевки была дочь атамана Кондратьева - Мария Герасимовна. Осадчими порубежных слобод обычно назначали лихих казаков, проявивших себя в боях. А тут - атаманская дочь, по свидетельствам современников - женщина рассудительного и спокойного нрава. Кому, как не ей, руководить земледельческим хозяйством?

Утверждают, что название села происходит от слова «шпиль» - верхняя точка возвышенности. В Шпилевке семь возвышенностей. Какую из них считать верхней? Есть другая, неофициальная версия. В словаре Даля можно найти слово «шпилек» - простолюдная суконная шляпа. Там же находим: «метать снопы под шпилек, то есть ставить пучки колосьев вертикально, накрывая соломенной шляпою». Неофициальный вариант косвенно указывает на крестьянское «происхождение» Шпилевки...

Чудесный сон отроковицы

Первый деревянный храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы был построен в Шпилевке в 1732 году. До наших дней он не сохранился. В 1850 году был освящен новый каменный храм. Возведен он был чаяниями отца Александра Сильванского на пожертвования помещицы Варвары Римской-Корсаковой и князя Петра Оболенского - наследника славного рода черниговских князей, много сделавших для укрепления Руси Православной. Со шпилевским храмом связана трогательная история явления Богородицы и обретения чудотворной иконы.

В с.Романовка Сумского уезда, в небогатой крестьянской семье жила слепая девочка. Однажды, готовя на ощупь домашний иконостас к празднику, она с горечью посетовала, что не может увидеть лик Богоматери. Детская мольба родила искру Благодати Божьей. Веки слепых глаз затрепетали, и девочка, просияв улыбкой, воскликнула: «Вижу, вижу лик Пречистой!» В этот момент она держала в руках Святой образ Богородицы Корсунской. Через время прозревшая отроковица увидела чудесный сон. Невидимые крылья поднимали ее к сияющим высотам, а голос Богородицы твердил: «Отнеси икону Мою в церковь, что в селе Шпилевка». Девочка исполнила наказ. С того дня каждый, кто приходил к чудотворной иконе с искренней верой и любовью, чувствовал святую благодать исцеления.

В 1859 году епископ Харьковский и Ахтырский преосвященный Макарий (Булгаков) лично просил императора Александра Второго ходатайствовать перед Священным Синодом о признании образа Пречистой местночтимой святыней и об учреждении в честь Ее крестного хода. На то было получено высочайшее благоволение.

Каждый год 9 октября после литургии крестный ход отправлялся из Шпилевки в Сумы. По дороге к процессии присоединялись прихожане соседних сел. На окраине города крестный ход встречало городское и уездное духовенство с большим хором церковных певчих. По обочинам дороги выстраивались солдаты в парадной форме, а офицеры сопровождали процессию верхом. У кадетского корпуса крестный ход встречал военный оркестр духовным гимном «Сколь славен наш Господь в Сионе». Под звон колоколов сумских церквей чудотворную икону вносили в кафедральный Спасо-Преображенский собор. В Шпилевку икону возвращали с той же торжественностью в третий день Пасхи.

Так было до 1917 года. В наше время, по прошествии долгих лет декларативного безбожия, к радости православных, чин крестного хода со Шпилевской иконой Пресвятой Богородицы возобновился. Однако радость была недолгой. В ночь с 23 на 24 марта 2009 года чудотворный образ был похищен неизвестными злоумышленниками. Поиски иконы ни к чему не привели...

В опале у Сталина

После смерти Марии Герасимовны Кондратьевой Шпилевка, что называется, пошла по рукам. Село вместе с крестьянами и окрестными угодьями продавали, закладывали за долги, делили на земельные паи. Шпилевкой владели прямые наследники Марии Кондратьевой, вдова полковника от инфантерии Янова, а после столыпинской аграрной реформы 1906 года у Шпилевки оказалось сразу четыре хозяина - помещики Корсаков, Лисовский, Кисель и сахарозаводчик Суханов. Память по себе оставил лишь Кисель. В здании его усадьбы до недавнего времени располагалась сельская библиотека. Ныне здание пустует. Единственная дореволюционная постройка, использующаяся по назначению, - шпилевская школа. На фасаде до сих пор отчетливо видна надпись «земская школа», а мемориальная доска справа от входа свидетельствует, что в начальных классах шпилевской школы учился украинский драматург Яков Мамонтов.

Якова Мамонтова можно считать счастливым автором по двум причинам. Во-первых, все восемь его пьес увидел зритель, а во-вторых, ему посчастливилось уцелеть, попав в немилость к Сталину.

В 1928 году ленинградский Театр сатиры поставил пьесу Мамонтова «Республика на колесах» о борьбе с бандитизмом. В роли «президента» шайки железнодорожных воров на сцене Театра сатиры дебютировал Леонид Утесов. По ходу действия Утесов пел песни, стилизованные под блатной фольклор. Песни буквально расхватали на цитаты. Окрыленный успехом, Утесов включил их в свой концертный репертуар, а вскоре записал на пластинку. Вот тут и грянул гром. Выхваченные из сценического контекста, песни резали слух контрреволюционным текстом. Спектакль запретили, а всех, кто был причастен к его постановке, взяли на карандаш. В докладной записке, которая легла на стол Сталину, фамилия автора пьесы значилась первой. Переписывали-то с театральной афиши!

Но тут Утесова неожиданно вызвали петь на кремлевском банкете. Подвыпивший Сталин поинтересовался, тот ли это Утесов, который поет контрреволюционные песни? Пусть споет, если не струсит! Утесов спел. После долгой паузы, в гробовой тишине, Сталин сказал: «Ну, и что тут страшного? Это смешно! Большевики не должны бояться смеха. Пусть большевицкого смеха боятся наши враги». Опала с Театра сатиры была снята. Больше всех радовался Яков Мамонтов. Ведь его фамилия, как мы уже отмечали выше, значилась в списке первой...

Своим рождением Шпилевку прославил еще один известный человек - действительный член Академии художеств Советского Союза Михаил Григорьевич Лысенко. Лучшим его творением называют скульптурный монумент памяти жертв Бабьего Яра в Киеве. В 2006 году в Украине была выпущена юбилейная монета, посвященная Михаилу Лысенко.

* * *

Шпилевские холмы особым образом наполняют человека чувством полета. Об этом говорила и Александра Николаевна Титаренко - старейший житель села. Прожив на свете 90 лет, она уезжала отсюда всего один раз, и то не по своей воле. Фашисты во время войны вывезли ее в Восточную Пруссию на принудительные работы. В чужой земле ей каждую ночь снилась Шпилевка. Как будто с высоты птичьего полета. И каждый раз все выше, выше...

В 1935 году, когда Александре Николаевне исполнился одиннадцатый год, в селе появился первый трактор. Был праздник. В том же году разрушили церковь. Были слезы. Церковь стояла на холме. Вдруг все услышали, как по склону катятся вниз колокола. Катятся и глухо звонят. Жуткий звук. Как из-под земли. Все побежали на холм, а там пусто. Церкви нет. Как такое могло случиться?..

В детстве Александра Николаевна пела в церковном хоре. Больше всего она хочет дожить до дня, когда над Шпилевкой вновь поплывет чистый колокольный звон. Ведь человек может вынести и осилить все. Лишь бы была вера и не было войны.

Петр Павловский,Сергей Кондратенко


п»ї
Читайте у цій рубриці

История города в школьных сочинениях

Жаль, что никто и никогда не придавал особой важности исписанным листкам ученических тетрадок. Над ними можно было бы поразмышлять об истории, о целях и задачах воспитания, качестве образования.

В начале ХХ века имели возможность получить достойное образование только выходцы из... Читати статтю повністю