Долі

Александр Антонец:

«Заболел музейным делом окончательно и навсегда»

Не секрет, что музейный работник - нынче в Украине не самая престижная профессия. Их зачастую считают чудаками или фанатиками. А поскольку те же государственные музеи финансируются по остаточному принципу, все это не только разрушает бесценные сокровищницы страны, но и сказывается на количестве людей, которые умеют с ними обращаться, ухаживать и хранить.

Тем более удивительно познакомиться с человеком, который уже более тридцати лет непосредственно связан с украинскими музеями. При этом он искренне увлечен, даже поглощен любимым делом.

Итак, знакомьтесь: архитектор, член Национального союза архитекторов и Союза дизайнеров Украины, член ІСОМ Александр Антонец.

- Что заставило вас, успешного архитектора, чьи проекты реализованы в Сумах, Киеве и других городах Украины, отказаться от престижной и прибыльной архитектурной практики и заняться музейными экспозициями?

- Я не считаю, что моя творческая судьба в качестве архитектора сложилась успешно. Еще в 1981 году молодым специалистом я попал в проектный институт и, проработав три месяца, ушел, не выдержав реалий советского типового проектирования. Уже потом, с возрастом понял, что, будь я терпеливее, все могло бы быть по-другому. Но сложилось именно так, как сложилось, и я об этом не жалею. В сумских мастерских худфонда я попал в среду, где работа и образ жизни слились воедино, и мне это нравилось. Именно тогда я разработал первые музейные экспозиции. Очень хорошо помню, что, взявшись за первый музей, я не понимал, что с ним делать. Ведь этому нигде не учат. Пришлось перечитать все, что можно было найти. Много ездил, смотрел, анализировал - и в конце концов заболел музейной темой окончательно и навсегда.

Последние пять лет я занимаюсь исключительно разработкой музейных экспозиций.

- Насколько востребована ваша работа?

- К сожалению, в последнее время украинские музеи переживают не лучшие времена. Мировой музейный бум пока что обходит Украину стороной.

- Расскажите, пожалуйста, подробнее о своих проектах.

- Мы параллельно работаем с несколькими музейными проектами. 2012-й начался с монтажа экспозиции в музее партизанской славы в Спадщанском лесу около Путивля. Работаем с батуринскими музеями. В 2008 году была открыта первая экспозиция - музей археологии. На стадии завершения музей истории денег в гетманской сокровищнице. Предстоит реэкспозиция в доме Василя Кочубея - генерального судьи гетмана Мазепы. Прямо сегодня и сейчас выполняем целый комплекс работ по подготовке экспозиции нового шахтерского музея в городе Свердловске Луганской области. В этом проекте принимают участие специалисты и предприятия из разных городов Украины. Завершается строительство музейного павильона на территории бывшей ставки Гитлера «Вервольф». Проектные работы мы выполнили еще в прошлом году и уже начали прорабатывать методику устройства экспозиции.

Но самый масштабный наш проект - Полтавский краеведческий музей, расположенный в уникальном здании бывшего земства (архитектор Кричевский). Это гордость Полтавы и всей страны. В нашей практике крупнее объектов пока не было. В июне нынешнего года во время поездки в Германию я показывал визуализацию нашего полтавского проекта господину Уве Райеру - основателю компании REIER, которая производит оборудование для самых брендовых музеев мира. Он был искренне удивлен и размерами украинского музея, и масштабом проекта.

- Это тот музей, в котором мамонт?

- Именно так. С мамонтом, конечно, было интересно: заходишь в здание музея, предвкушая увидеть историю и культуру Полтавщины, а тут... здравствуй, мамонт. Так была построена еще советская экспозиция. Словом, мамонта на стадии разработки концепции пришлось подвинуть. Очень болезненно восприняли музейщики переформатирование экспозиционных пространств. Устойчивыми оказались стереотипы, сформировавшиеся в советское время. Всего нам предстоит обновить экспозицию в сорока залах. Сейчас завершаем разработку дизайн-проектов экспозиционных залов и будем приступать к стадии технического дизайн-проекта.

В перспективе планируем делать экспозицию в новом музее неподалеку от Винницы. Там со времен Второй мировой войны остались обломки бункера Гитлера. Мы также получили предложение заняться усадьбой Ильи Репина в Чугуеве под Харьковом. По размерам это микрообъект, но личность Репина, история этого места нас просто заинтриговали. И хотя мемориальный музей - это не моя тема, после визита в Чугуев я загорелся идеей изобрести и воплотить там новый принцип экспозиции с использованием современных технологий. Пока я не совсем представляю, какой должна быть усадьба Репина в XXI веке, но подкупает готовность музейщиков идти на поиск и эксперимент.

- Как вы относитесь к предложениям об организации и оформлении частных музеев?

- Сектор частных музеев в нашей стране пока еще очень незначителен. Однако существуют и даже возникают корпоративные, или отраслевые музеи. Я отношусь к участию в этих проектах с большой осторожностью. Заказчики отраслевых музеев в подавляющем большинстве случаев считают: если они готовы платить, то этого достаточно, чтобы получился музей. Конечно, можно сделать эффектную обманку, но мы этим не занимаемся. Кроме денег для создания музея необходим целый перечень условий, а главное - наличие интересного экспозиционного материала и участие специалистов, владеющих музейной методикой. Поэтому я предпочитаю иметь дело с государственными музеями, где есть штатные специалисты, научные сотрудники, музейщики-профессионалы, которые знают свою работу и понимают истинную цену того, с чем имеют дело.

- Каким должен быть современный украинский музей?

- Ответить на этот вопрос в условиях навязчивого советского музейного наследства и ограниченной информации о современных музейных технологиях очень сложно. Поэтому в Украине в рамках проекта «АРТ СТРАНСТВИЯ» Фондом содействия развитию искусств в Украине была основана новая программа образовательных туров. В апреле 2011 года состоялся первый такой музейный тур в Европу.

За десять дней очень насыщенной программы 16 специалистов музейного дела из разных городов Украины осмотрели экспозиции лучших музеев Будапешта, Вены, Мюнхена, Праги и Кракова. В каждом из программных музеев были организованы специальные экскурсии, встречи с руководством, общение с музейными специалистами.

Выяснилось, что найти действительно инновационные экспозиционные решения не так просто. Увиденные нами музеи исторического направления имеют, к сожалению, уже не новые экспозиции, а созданные несколько лет назад. Это традиционные европейские музеи с экспозициями, которые по большей части построены по коллекционному принципу. Безусловно, мы там смогли увидеть немало полезного, но даже европейские коллеги говорили о необходимости обновления. Как ни странно, но, общаясь с музейщиками даже из Вены и Мюнхена, мы слышали рассказы об очень знакомых проблемах, связанных с достаточно большими средствами, которых недостает для создания новых экспозиций.

- Что произвело самое большое впечатление?

- Наиболее яркие впечатления оставили временные тематические выставки. Именно они, по моему мнению, действительно демонстрируют современный музейный дизайн в сочетании с интересными новейшими экспозиционными средствами. Особенно запомнилась выставка, посвященная истории венского собора святого Стефания, в Wien Museum и выставка исторических коллекций в National Gallery в Праге.

Необычными оказались два музея из всех осмотренных. Первый, не включенный к программу обзора, - Еврейский музей в Мюнхене. Его экспозиционное пространство поражает, при этом экспонаты практически отсутствуют. Необычная музейная среда образуется органичным сочетанием современного дизайна, компьютерных технологий и

аудиовизуальных эффектов.

Второй - музей еврейского гетто в Кракове, экспозиция которого была создана в здании фабрики Шиндлера. Интересной оказалась сама история создания музея. В составе работающего над ним творческого коллектива кроме музейщиков, архитекторов и дизайнеров работали режиссеры, сценографы и специалисты компьютерных технологий. В результате такого творческого симбиоза появилась совершенно необычная экспозиция, которая органично соединила в себе элементы музея и театра.

- В чем принципиальное отличие европейских музеев от украинских?

- Во-первых, их отличает уровень комфорта. Условия для отдыха на каждом шагу прямо заставляют сесть или даже лечь. Лифты, пандусы и другие удобства для инвалидов иногда кажутся даже навязчивыми. Во-вторых, сопутствующие услуги. Кафе и магазины с книгами, буклетами, каталогами и сувенирами есть практически в каждом, даже небольшом европейском музее. Кроме того, в музеях, которые расположены в необычных исторических зданиях, как правило, предлагают услуги по организации разнообразных коллективных мероприятий - свадеб, раутов, презентаций, корпоративов. Они приносят достаточно большую прибыль музейному комплексу. С особенным удовольствием музейные специалисты демонстрировали нам специально оборудованные помещения для работы с детьми. Привычное явление в экспозиционных залах и студенты с мольбертами.

- Что же сегодня в Украине тормозит развитие музеев?

- Практически для всех госмузеев характерна одна проблема - неспособность государства обеспечить достаточное финансирование. Подавляющее большинство экспозиций краеведческих музеев, традиционно действующих во всех областных и во многих районных огородах, создавалось в 60-70-х годах прошлого столетия, частичные переэкспозиции проведены в 80-х.

Проблема и в законодательстве, никак не мотивирующем инвесторов вкладывать средства в создание и строительство музеев, а активных людей - заниматься музейным менеджментом. В США, например, заинтересованность членов попечительского совета музея может обеспечить приток необходимых средств в виде части налогов, которые любой налогоплательщик по своему усмотрению может направить не государству, а музею. Показателен в этом смысле пример испанского города Бильбао, где в 1997 году открылся филиал американского музея Гуггенхейма. Здание, спроектированное архитектором Фрэнком Гери, буквально вдохнуло новую жизнь в депрессивный, экономически отсталый район. Открылись сотни гостиниц, ресторанов и других объектов туристической инфраструктуры, обеспечив приток огромного количества людей, желающих увидеть архитектурное чудо и полюбоваться художественными сокровищами.

Подобных примеров в мире множество. Надеюсь, Украине тоже удастся выйти на путь оживления и развития музейного дела.

Саша Градская


п»ї
Читайте у цій рубриці

«Легкомысленный» король гротеска

Читати статтюКак-то уже 80-летнему Сергею Мартинсону задали вопрос: стал ли бы он актером, если бы можно было все начать сначала? Он поинтересовался, что на это отвечают коллеги. Узнав, что клянутся в верности профессии, печально заметил: «Значит, у них была легкая жизнь в искусстве. Я бы не... Читати статтю повністю

эта неделЯ в истории

«Февраль. Достать чернил и плакать!..» Похороны «солнца русской поэзии» Пушкина. Начало русско-японской трагедии. Постройка Карлага МВД. Но заключен мир с Литвой, придумана кардиограмма, начал путь к славе Чарли Чаплин.

5 февраля

1494 (520 лет) - Впервые установлены дипломатические... Читати статтю повністю