Наш край

Мечта всех мальчишек

Неожиданно разбогатеть, не прилагая к этому практически никаких усилий, человек мечтал всегда. Не случайно еще в 533 году в юридическом своде византийского императора Юстиниана был набор законов, по которым решали, кому принадлежат найденные сокровища: то ли нашедшим, то ли владельцам земли, где их откопали. Были счастливчики, которые находили клады и в наше время, особенно в Украине.

Ведь мы считаемся одной из самых «кладоносных» стран (особенно на юге и на севере). Богат сокровищами и Киев, где согласно официальной статистике каждые год-два находят монеты и украшения, которым несколько сотен лет (больше всего драгоценных находок времен Древней Руси). Поиском кладов занимаются не только отдельные люди и учреждения - на них рассчитывают и целые государства. К примеру, правительство Гондураса выделяет средства искателям, которые исследуют морское дно, чтобы найти двадцать испанских галер с золотом, затонувших 400 лет назад. Этими средствами планируют погасить долг государства - 3,8 миллиарда долларов.

Но сегодня поговорим о кладах, которые так или иначе связаны с Сумщиной и Сумами в частности. У известного сумского коллекционера и краеведа Виктора Токарева мечта найти клад, похоже, проходит красной линией через всю жизнь. Дом под номером 187 в станице Курганной на Кубани, куда переехала семья Токарева из Астрахани, как оказалось, таил сокровища. К сожалению, Виктор Федорович их не нашел. В 1958 году он служил в армии, а его родители решили переложить печь и частично перестроить дом. Наняли двух 20-летних парней, живших по соседству. Родители работали в саду, когда работники разбирали печь. Один из них в конце дня принес пустой старый глиняный горшок и сказал, что нашел его в подпечье - узком и низком пространстве, предназначенном для ухватов и кочерги. Горшок тут же выбросили, и он разлетелся на кусочки. Через неделю парни выехали из станицы, а много позже стало известно, что эти двое, в станице жившие крайне бедно, выстроили себе большие дома в Сочи. Легенда, гласившая, что бывшая владелица, богатая купчиха, сошедшая с ума, хранила золото в доме, похоже, оказалась правдой. Давняя мечта найти клад сподвигла Виктора Федоровича на занятия коллекционированием. Клада в виде золота он не нашел, зато знания краеведческого характера, имеющиеся у Виктора Токарева, - тоже самый настоящий клад! Впрочем, согласно статистике, клады, как правило, находят не те, кто их целенаправленно ищет, а те, кто и не подозревает об их существовании.

Низовский и сумской клады

Как утверждал в своих мемуарах один из сумских краеведов В.А.Коваленко, в имении Кондратьевых в Низах в 1947-48 году тоже нашли клад. В послевоенные времена там была школа, а служебные постройки усадьбы использовали под жилье и сельсовет. Коваленко вспоминал об этом так: «Отец моего товарища В.И.Подоймы был создателем в Низах колхоза и долгие годы его председателем. Семья жила в одном из домов рядом с особняком. Однажды, году в 48-м Володя Подойма играл на острове (что посреди реки, тот самый, который так любил Чайковский).

Играл в войну, рыл с мальчишками землянку - тогда это было модно у детей. Вдруг наткнулись на какой-то ящик. Вырыли - оказалось, сундук, в каких раньше хранили приданое для невесты. А в нем до самого верха - фарфор. Здесь была и посуда, и подсвечники, и статуэтки, и даже, как рассказывал Володя, зеркало в раме из фарфоровых цветов. Его отец позвонил в Сумской обком. Пообещали прислать машину и забрать все в музей. Действительно, уже через час машина была в Низах. Сундук поставили в машину, и она уехала. В Низах об этом вскоре забыли. Меня же эта история заинтересовала - захотелось взглянуть на вещи, которые держал в своих руках Петр Ильич Чайковский. Я обратился в художественный музей, но там сказали, что первый раз слышат о такой находке. Не поступала она и в краеведческий музей. Поэтому о дальнейшей судьбе драгоценного фарфора можно только строить догадки.

А вот судьба другой находки очень даже известна - о ней писала местная газета. В советское время в одном из зданий бывшей Александровской гимназии до 1973 года размещался пединститут. А напротив, в здании, принадлежавшем городскому голове Золотореву, располагалась библиотека пединститута (сейчас здесь казначейство. - Ю.Л.). После того как институт получил новое здание на Роменской и переехал туда, в доме Золоторева стали проводить ремонт. В том доме была красивая изразцовая печь с барельефами и медальонами, какие часто встречались в богатых домах. Ее стали разбирать - и обнаружили тайник, где находилось 48 кг столового серебра! Серебро было передано в государственный банк».

Краснопольские и лебединские находки

Жителям Сумской области тоже везло на нечаянные находки. В 1990 году в Краснополье во время субботника рыли канаву для прокладки кабеля. Под лопатой одного из горожан что-то звякнуло, и на глубине около метра в нише увидели глиняный горшок, доверху наполненный медными монетами с изображением Георгия Победоносца. Их оказалось 312 штук. Ну а история с лебединским кладом до сих пор продолжает волновать многих, ведь это был крупнейший среди кладов, найденных на Слобожанщине за последние 75 лет. Шестеро жителей Лебедина копали могилу на Мироносницком кладбище. Под старым деревом на 80-сантиметровой глубине один из копальщиков обнаружил керамический кувшин. В нем оказалось полным-полно серебряных и золотых монет, жетонов, ювелирных изделий, наград (количество предметов 2114 единиц, общий вес 12,176 кг!). О находке никто и никогда бы не узнал, если бы одному из кладоискателей не захотелось выпить и расплатиться за бутылку водки золотой монетой времен Петра Первого! Золотые монеты времен Петра III, Екатерины II, польского короля Сигизмунда III, Петра I, Георгиевские кресты, коронационный жетон в честь коронации русского императора Александра III, медаль к юбилею отмены крепостного права и т.д. впечатляли. Были предположения, что сокровища принадлежали одному из лебединских помещиков, председателю земства Якову Кучерову. Однако обилие военных наград и испорченных ювелирных украшений говорило о другом. Многие извлеченные перстни и кольца были «перекушены» - вероятно, их уже нельзя было снять с пальца свободно. Откушены от колодок кресты и медали. Скорее всего, горшок наполнялся в смутное время революции каким-то мародером. Коллекция была признана экспертами Национального музея истории Украины как культурно-историческая ценность, а ориентировочная стоимость найденных сокровищ оценивалась (в ценах 1996 г.) не менее чем в 100 тыс. грн.! Клад был передан на временное хранение в Национальный музей истории Украины. С тех пор жители Лебедина могли видеть его только на фотографиях.

Найти клад можно где угодно, но не следует забывать, что в случае нахождения клада счастливец должен сообщить об этом в органы внутренних дел. Кроме того, обязательно уведомить об этом специалистов местных музеев для описания и изучения находки как исторической ценности. Сегодня согласно украинскому законодательству, как и некогда в СССР, лицу, обнаружившему и отдавшему государству клад, выдается вознаграждение в размере 25% стоимости сданных ценностей.

Юлия Лесина


п»ї
Читайте у цій рубриці

В урочище Луговой Плес

Читати статтюПочему село Верхняя Сыроватка раньше называлось Злодеевкой?

В двенадцати километрах от Сум, в пойме реки Сыроватки, есть место, обозначенное на туристических картах как урочище Луговой плес. Накатанный проселок от харьковской трассы ведет к неглубокому оврагу, густо заросшему орешником.... Читати статтю повністю