Наш край

В урочище Луговой Плес

Почему село Верхняя Сыроватка раньше называлось Злодеевкой?

В двенадцати километрах от Сум, в пойме реки Сыроватки, есть место, обозначенное на туристических картах как урочище Луговой плес. Накатанный проселок от харьковской трассы ведет к неглубокому оврагу, густо заросшему орешником. За оврагом - лесное озерцо с чистой водой.

Дальше - косогор, обросший по краю дикой малиной, сосны на холме и заливной луг. Здесь хочется дышать полной грудью. Непотревоженное великолепие природы просто завораживает. Впрочем, место это обжитое. Слева доносится лай дворовых собак, справа - стук молотка. А впереди, за стволами стройных сосен, угадывается околица села Верхняя Сыроватка.

Археологи утверждают, что люди в урочище Луговой плес жили еще в эпоху поздней бронзы, то есть в Х веке до нашей эры. Курганные могильники и характерные артефакты, в них обнаруженные, указывают, что позднее здесь обитали северские славяне. Начало современного периода заселения этих мест датируется серединой XVII века. Где-то здесь, в пределах нынешней территории Верхней Сыроватки либо чуть выше по течению реки располагалась слободка со странным названием - Злодеевка...

Легенды и быль

В середине XVII века земли современной Сумщины активно заселяли казаки атамана Герасима Кондратьева. Пришли они сюда с правого берега Днепра, который в то время находился под протекторатом Польши. Историки убеждены, что основной причиной массового исхода казаков из оккупированных территорий был не экономический и не сословный гнет, а духовное притеснение. Православное казачество не захотело мириться с попытками насильственного окатоличивания. Положения Брестской церковной унии оказались неприемлемы для православного свободолюбивого люда. Казаки сотнями уходили под защиту Москвы.

К 1655 году на западных границах Московии уже имелось несколько казачьих слобод. Сумина крепость стала форпостом православия на пути языческих орд Дикого поля с южной стороны и преградой для расширения влияния католической Польши - с западной. Получив от московского государя Алексея Михайловича привилегии на пользование землями, лесами, рыбными угодьями и право на беспошлинное ремесленничество, казаки атамана Кондратьева за каких-то пять лет превратили порубежную окраину Московии в отлично укрепленную пограничную полосу. На берег Псла атаман Кондратьев привел казаков из киевских земель. Там якобы была своя Злодеевка. Переселившись на новое место, казаки решили дать одной из построенных слобод привычное название. Так гласит официальная версия.

Легенда, объясняющая столь необычное название казачьей слободы, более интересна.

Согласно старому преданию, у атамана Кондратьева была сестра - девица дерзкая в стремлениях и вольная в поступках. Красотою своей любого с ума сводила. Быстрее ветра скакала на коне, метко палила из пистоля, а сабелька так и плясала в ее руке. Перебравшись вместе с братом на новое место, казачка собрала ватагу таких же, как сама, сорвиголов и подалась в необжитые леса. Вскоре стали поговаривать о лихих людях, обосновавшихся в верховьях Сыроватки-реки. Лихоимцы нападали на проезжих купцов и грабили обозы. Узнав о том, Кондратьев велел разведать, где засели злодеи и кто ими верховодит. Вернувшись, разведчики не знали, как смотреть атаману в глаза... Три дня атаман ходил мрачнее тучи. На четвертый день собрал отряд и отправился на встречу с сестрой. Казачка была закована в кандалы и привезена в Сумину крепость. В тот же день Кондратьев велел замуровать сестру в стену Воскресенской церкви. На месте злодейского табора построили сторожевую слободку. Как долго ее называли Злодеевкой - неизвестно.

Можно ли верить этой легенде? Исторические документы свидетельствуют, что в 1660 году казачье поселение вблизи урочища Луговой плес уже называлось Верхнесыроватской слободой. Свято-Воскресенский храм, в стене которого якобы замуровали девицу-разбойницу - самая старая сумская церковь. Она стоит в центре города, там, где пешеходная улица Воскресенская примыкает к площади Независимости. В начале 70-х годов минувшего столетия храм реставрировали. Кое-кто до сих пор клянется, что лично видел во вскрытой стенной нише истлевшие женские останки. Рассказы эти, скорее всего, вымысел. Во-первых, столь изощренный вид казни не согласуется ни с казацкими традициями, ни с православной моралью. Атаман Кондратьев был глубоко верующим человеком. Даже в приступе ярости он не мог пойти на такое. Во-вторых, предание рассказывает о событиях, произошедших до 1660 года. Свято-Воскресенскую церковь начали строить гораздо позже, а освятили в 1702 году. Во время ее реставрации мастера действительно обнаружили старые захоронения. Но не в стенах, а под ними. В конце XVII века у стен православных храмов хоронили наиболее уважаемых представителей церковных общин. Эта традиция до сих пор сохранилась на Слобожанщине.

Наступая на старые грабли

Средневековая история полна примеров родственных междоусобиц. Брат, не задумываясь, шел на брата, сын хладнокровно уничтожал отца. Мог ли Герасим Кондратьев так или иначе покарать родную сестру? В принципе, мог. Особого внимания заслуживает следующий момент: атаман Кондратьев был «государевым человеком». Он был обязан пресекать на корню любую смуту. В записках первого исследователя истории Сумского полка - кавалера орденов Святого Станислава и Святой Анны, ротмистра Петра Голодолинского можно найти любопытные факты, подтверждающие непоколебимую верность присяге атамана Кондратьева и его казаков.

В августе 1657 года пушечная пальба по всей Поднепровской Украине возвестила о кончине гетмана Богдана Хмельницкого. Выполнив последний наказ Батьки Хмеля, казачья старшина вручила гетманские клейноды 16-летнему сыну Богдана - Юрию. Регентом к юному гетману был приставлен писарь Иван Выговский. Следует заметить, что писарь в строевом казачьем реестре был весьма значительной фигурой. Писарей наделяли очень широкими полномочиями, вплоть до исполнения дипломатических миссий.

Выговский сразу же повел свою тайную политику, направленную на разжигание в казачьих полках смуты. Петр Голодолинский пишет: «В сентябре месяце 1658 года Выговский заключил в Гадяче с поляками договор, по которому Малороссия и запорожцы должны были перейти под власть короны польской. Желая привлечь на свою сторону слободские полки, Выговский, зная, каким положением и доверием пользуется Сумской полк у Московского правительства и соседнего казачества, послал (Кондратьеву) универсал, в котором приглашал к восстанию слободские полки, причем просил снять копию с него и разослать полковникам других полков...»

Как похожи события 350-летней давности на события в Украине сегодняшнего дня! Даже форма распространения подметной информации - один в один: прочитай сам и обеспечь максимальный «перепост» друзьям. Воистину, забывая свою историю, мы обречены наступать на старые грабли...

Получив универсал Выговского, атаман Кондратьев пригласил к себе соседей и порвал у них на глазах подметное письмо. Посланец Выговского был с позором отправлен во-

свояси. Выговский вскоре теряет доверие польских покровителей. Попытки реабилитироваться ни к чему не приводят, и жизнь свою изменник заканчивает на эшафоте. Бесславный финал не стал уроком прочим авантюристам. В гетманы избирается бывший слуга Богдана Хмельницкого, «верный друг» его сына Юрия, лестью и подкупом склонивший к себе казаков Иван Брюховецкий. Смута разгорается с новой силой. Брюховецкий подходит к делу более тонко. Он начинает, как бы сейчас сказали, «войну компроматов». Очерняя старшин городских полков, а заодно и московских бояр, смутьян ловко использует натянутые отношения между запорожцами и городовыми казаками. Называя себя верным слугой московского царя, Брюховецкий стремится рассорить казачество. Коварный план удался. Читаем в записках Голодолинского: «Полковники заднепровские, полагая, что гетману покровительствует правительство московское, отложились от Москвы и присоединились к Польше. Польша не замедлила призвать на помощь татар и произвести в Малороссии резню и опустошения. Высланные на защиту Малороссии бояре с русскими войсками плохо способствовали подавлению восстания. Ненависть народа к Брюховецкому подлила масла в огонь. Появились новые претенденты на гетманство, что еще больше усилило без-

урядицу».

Брюховецкий с ужасом понимает, что инициатива ускользнула из его рук. Он посылает гонцов в Крым и на Дон за подмогой. Верные Брюховецкому войска осаждают Недригайлов и Лебедин. Крымские татары занимают обширную территорию от Нежина до Ахтырки. Сумы оказываются в центре этой кровавой сумятицы. Всерьез обеспокоившись положением у своих юго-западных границ, Москва собирает войско. Со дня на день может вспыхнуть новая большая война.

Однако война не началась. Сумина крепость не просто выдержала осаду. Полковник Герасим Кондратьев своим примером показал, что такое верность присяге. Кроме обороны крепости, а это была первая серьезная баталия Сумского полка, Кондратьев вел переговоры с командованием соседних слободских полков, «победив тем шатание в казаках». Сумской полк был жалован новыми экономическими привилегиями. Кондратьеву удалось убедить московского царя, что некоторые казаки из старшины соседних полков поддались смуте «по неволе, по прелестным письмам изменника и вора Ивашки Брюховицкого». Репрессий в отношении отступников не последовало. Тем полковник Кондратьев приобрел себе многих союзников. О нем заговорили как о политике и дипломате, а вскоре «в совете с сыновьями» ввели в ведение Московского Посольского приказа.

Одна на всех

Представление о том, как могла выглядеть сторожевая слободка Злодеевка, мы можем составить по картинам художника Льва Каменева. В середине XIX века живописец неоднократно приезжал на Слобожанщину. Этюды и зарисовки из этих поездок ложились в основу его полотен.

До наших дней в Верхней Сыроватке не сохранилось ни одного строения времен Герасима Кондратьева. Храм Успения Пресвятой Богородицы в центре села был возведен по проекту Александра Палицына и освящен в 1812 году. Храм поставили на месте старой деревянной церкви, дату постройки которой никто не помнит. На средства поручика Николая Власовского в храм был перевезен позолоченный иконостас, до этого украшавший церковь Успенского мужского монастыря в селе Малая Чернетчина.

В 1844 году в колокольню верхнесыроватского храма ударила молния. Огненная волна опалила позолоту иконостаса, но церковь уцелела. Не пострадала и особо почитаемая храмовая икона - святой образ Ченстоховской Божьей Матери.

Утверждают, что образ этот еще в старую деревянную церковь принес какой-то богатый шляхтич. Польская икона попадает в казачью слободу, да еще становится там особо почитаемой. Необычный сюжет, однако. А может, ничего необычного в этом нет?

Образ Ченстоховской Божьей Матери - одна из немногих икон, одинаково почитаемых как католиками, так и православными. Ее первообраз был написан евангелистом Лукой. Чудесными исцелениями образ прославился, пребывая в монастыре паулинов на горе Ясной, близ польского города Ченстохова.

В 2012 году образ Ченстоховской Божьей Матери - святой покровительницы уз брака и семейного благополучия - провезли через 20 стран, от Владивостока до Мадрида. От побережья Тихого океана до берега Атлантического. Икона побывала и в Сумах. Один из сумских священников, прикоснувшись к чудотворному образу, тогда сказал: «Светлая радость моя малым ручейком скатилась в реку, которая пополнила большое море в огромном Мировом Океане. Пресвятая Матерь Божья одна на всех...»

Петр Павловский, Сергей Кондратьев


п»ї
Читайте у цій рубриці

Мечта всех мальчишек

Читати статтюНеожиданно разбогатеть, не прилагая к этому практически никаких усилий, человек мечтал всегда. Не случайно еще в 533 году в юридическом своде византийского императора Юстиниана был набор законов, по которым решали, кому принадлежат найденные сокровища: то ли нашедшим, то ли владельцам... Читати статтю повністю