Наш край

За стеклом музейной витрины

СтариннаЯ вещь - не просто предмет. Это судьба человека и целого поколения, это история страны и целый мир, спрятанный за какой-нибудь формой. Вот, к примеру, микроскоп и противопылевые очки, которые хранятся в Сумском краеведческом музее на ул.Покровской (ранее Октябрьской).

Мы еще раз заглянем сюда, чтобы продолжить начатую больше года назад виртуальную экскурсию по выставке «Сумы и сумчане», которая проходит здесь вот уже более 15 лет. В начале ХХ века эти микроскоп, очки, а также рулетка принадлежали уроженцу Нижней Сыроватки Петру Федосеевичу Лазаренко. Этот выходец из крестьян для нас сегодняшних может служить примером человека, который благодаря тяге к знаниям и самообразованию, природному уму, порядочности смог многого добиться в жизни. Надо сказать, что сама земля Нижней Сыроватки, по-видимому, обладает особенными свойствами. Она дала миру многих известных людей, и список этот по праву возглавляет Иван Герасимович Харитоненко, о котором в последние десять лет написано рекордное количество статей.

А вот о Петре Лазаренко речь пойдет впервые. Имея за плечами всего лишь церковно-приходскую школу, собственными усилиями Петр Федосеевич постигал азы многих наук, стал агрономом и хозяйственником. В противопылевых очках, с микроскопом в сумке он ходил по полям, рассматривал заболевшую пшеницу или вредителей сельскохозяйственных культур, изучал свойства почвы и растений, знал, что, где и когда нужно сеять, прикидывал виды на урожай, умело организовывал труд людей в поле. В 1880-х годах его заметил Дмитрий Суханов, купивший у Николая Кондратьева имение и сахарный завод в Низах. Суханов, занятый строительством Спасо-Преображенского собора и множеством других дел, нуждался в молодых, предприимчивых людях, которые смогли бы наладить не только работу производства, но и всю инфраструктуру Низов. После смерти Дмитрия Суханова Низы, 6000 десятин земли и завод перешли в наследство к его усыновленному племяннику Николаю Суханову. Однако завод Кондратьева был убыточным по многим причинам: устаревшие технологии производства сахара и обветшалое оборудование. Но более всего тормозили производство «временно обязанные» крестьяне. Как известно, реформа 1861 года, отменившая крепостное право, носила противоречивый характер, она во многом обманула ожидания крестьян и стала «исходным пунктом всего процесса происхождения революции» в Российской империи. Низовские крестьяне не желали работать в новых условиях и саботировали производственный процесс. Впрочем, Петру Лазаренко, обладавшему сильным характером, даром убеждения и управленческой жилкой, удалось убедить низовчан, и вскоре были отстроены новые цеха (последнее заводское сооружение появилось в 1914 году), современные помещения для скота и комфортабельные квартиры для служащих завода. Организаторский талант Петра Лазаренко был заметен и в работе обновленного сахарного завода.

Сам Петр Федосеевич был женат, имел шестерых детей, которым дал гимназическое образование, а сыновьям - и университетское. Их семья была наглядным примером того, что и без чинов и происхождения, обладая лишь талантом и знаниями, вполне реально было достигнуть определенного положения и уважения в обществе. Дом Лазаренко находился в Нижней Сыроватке (позже в Сумах), а в Низах - служебная квартира, в которой до советских времен сохранился рационализаторский дух в виде необычной мебели. Встроенные шкафы, оказывается, придумали вовсе не в Европе! Они существовали у нас в Низах на заре ХХ века.

До 1905 года жизнь в Низах кипела. А вот с началом революционных забастовок пришли смутные времена. Погромы, поджоги. Жестокость крестьян поражала: огромную ферму они заперли, оставив ни в чем не повинную скотину без еды и воды. Петру Федосеевичу удалось

остановить издевательство и наладить кормежку животных. Уже в советские годы бывший телефонист Сухановского имения, вспоминая прошлое, писал, что нет ничего страшнее воя голодной скотины. В 1919 году Петра Лазаренко, который в свои за семьдесят все еще оставался ценным специалистом, включили в список лиц, входящих в комиссию по национализации сахарных заводов на Сумщине. По-видимому, революционные изменения не радовали старика. В том же 1919 году Петр Федосеевич умер.

Его наследники прожили трудную жизнь. Ольга и Неонила были преподавателями рукоделия в гимназиях. После революции они вынуждены были работать в детских садах (их искусная вышивка и сегодня украшает выставку на Покровской), но в период активной украинизации покинули Сумы. Борис стал инженером и работал в Петербурге, где и умер в блокаду. Алексей тоже окончил вуз и стал юристом. А вот Елене Лазаренко, которая вышла замуж за Николая Пуме, повезло больше всех. Николай Пуме родился в Нижней Сыроватке, был российским подданным, но имел бельгийские корни - когда-то его предки приехали на эти земли в поисках лучшей жизни. Дома Лазаренко и Пуме были недалеко друг от друга, семьи дружили. Николай и Елена были помолвлены. В 1914 году молодой человек был мобилизован на фронт, ранен. Вернувшись, работал агрономом. В 1919 году он ушел в белую армию, с остатками которой чуть позже эмигрировал за рубеж. В Чехословакии Николай Пуме стал известным ученым, что позволило ему в 1923-м году вырвать из Союза Елену и увезти с собой. Их сын Дмитрий тоже пошел по научной стезе и пополнил число чехословацких профессоров. Научная жилка, тяга к знаниям проявилась и у внучки Петра Федосеевича - Елены Алексеевны Орловой, которая долгие годы преподавала в МГУ. Именно благодаря ей были сохранены и переданы Сумскому краеведческому музею предметы, так много рассказавшие нам о ее семье и непростой истории нашего края...

Юлия Лесина


п»ї
Читайте у цій рубриці

Поповка - просветительский центр Слобожанщины

Читати статтюБлагодаря усилиям Александра Палицына сюда съезжались лучшие умы своего времени

Если вам захочется узнать, каким чистым воздухом дышали наши предки, из каких криниц они черпали студеную воду, по каким тропинкам ходили через заснеженные леса, - отправляйтесь в село Поповка. От Сум... Читати статтю повністю