Долі

Золушка нашего кино

«СвЯзи связями, но надо же и совесть иметь. Когда-нибудь спросят: «А что вы, собственно говоря, можете предъявить»? И никакие связи не помогут сделать ножку маленькой, душу большой и сердце - справедливым».

Сюжет сказки про Золушку вечен, потому что он про каждого из нас. Маленькие и выросшие мальчики и девочки, мы должны верить и мечтать, чтобы жить, а в трудные времена - и чтобы выжить. Волшебная сказка, конечно же, на то и волшебная, что рассказывать ее можно миллион раз и все на новый лад, и она не утратит своего волшебства. Но бывает, что рождается еще одно чудо. Таким чудом стала «Золушка» 1947 года с Яниной Жеймо в главной роли.

Ленинград, 1946 год. Еще свежи воспоминания о блокаде, жутком голоде и холоде и бесконечном запахе смерти. И до сих пор нет ни вдоволь хлеба, ни тепла, ни простого мыла... И в это самое время на киностудии «Ленфильм», где не то чтобы исторического реквизита - даже обычного стула в павильоне не найти, рождается сказка, ослепившая великолепием и озарившая сиянием доброты и послевоенное, и вот уже которое мирное поколение тех, кто выжил и победил в той войне!.. Фильм вышел ко Дню Победы следующего, 1947 года.

А замысел его, и главное - образ той Золушки, которая и делает это чудо чудом, родился почти случайно. Надежда Кошеверова, будущий режиссер фильма, вспоминала: в 44-м году, вернувшись из эвакуации, она шла однажды по ленфильмовским коридорам и вдруг увидела Жеймо. Актриса сидела на каких-то ящиках - такая маленькая, потерянная. «Я взглянула на нее и неожиданно для самой себя сказала: «Яничка, вы должны сыграть Золушку». Она сразу повеселела, и мы пошли в Комитет кинематографии...» Янине Жеймо было почти 37 лет.

«Если вы бедная, незнатная девушка - я только обрадуюсь этому, Принцессы все ломаки»

1908 год. Разноцветный передвижной цирк приезжает в заштатный город. «Внимание, внимание!!! На арене - семья циркачей Жеймо! Наездники, гимнасты и эксцентрики!.. На арену выбегает папа - красавец-поляк, за ним мама - хрупкая гимнастка, и три маленькие дочки. Янина станет четвертой, но она пока не родилась.

Это случилось 29 мая 1909 года в белорусском городке Волковыск Гродненской губернии. Не было никаких больниц и долгих мучений. Мама, как обычно, была в цирке, как обычно, крутила там сальто-мортале. Вернулась домой... и родила четвертую дочь. Спустя три года циркачей Жеймо на арене стало шестеро.

Крохотной златовласке Янине ничего не страшно! А чего бояться? Это же праздник: решительная музыка, букеты, летящие в воздух, шум аплодисментов!.. И тишина, когда у зрителей перехватывает дыхание при виде Янины под самым куполом.

Но за кулисами... Блестки со старенького трико осыпаются, мама переставала улыбаться, а папа странно кашляет. Когда Янине исполнилось 14, отец умер. Поседевшая от горя мать поняла: с цирком покончено. Она повезла своих девочек в Петроград.

Опускать руки просто не было времени, и семья Жеймо вышла на эстраду. Яня и ее сестра Эля выучились играть на ксилофонах и сделали музыкально-эксцентричный номер. Он имел оглушительный успех! Петроград был покорен и очарован.

У Янины, несмотря на то что она производила впечатление смешливого и наивного ангелочка, характер был железный. Когда в гражданскую войну вся ее семья слегла с тифом, она одна, девятилетняя, варила бульоны, мыла полы и понемногу выходила родных. А в десять стала педагогом - вела занятия балетного кружка в Доме культуры. И ученики, бывшие гораздо старше Яни, безоговорочно ее слушались. А все благодаря цирковому воспитанию и строгой дисциплине, к чему она была приучена с малолетства!

«Советская Мэри Пикфорд»

Но в Петрограде еще сильнее крепла та мечта, о которой девочка не рассказывала пока никому, - мечта стать киноактрисой. С тех самых пор, как Янина увидела на экране немые страсти Мэри Пикфорд, Дины Дурбин и Дугласа Фэрбенкса, она бредила кино. Звезда Голливуда Мэри Пикфорд была мала ростом, золотоволоса и выглядела вечной девочкой. Янина примеряла ее образ на себя. Ее рост был всего 148 сантиметров - после 14 лет она перестала расти. Возможно, из-за того, что приходилось таскать тяжеленные ксилофоны - на голове, чтобы не уставали руки... В Москве и теперь уже Ленинграде начинался бум кинематографа, открывалось множество киношкол. И в неполные 16 Янина Жеймо втайне от родных поступила на ленинградский кинокомбинат «Фабрика эксцентрического киноактера» (ФЭКС). Ее актерский стаж насчитывал 12 лет - больше, чем у удивленных экзаменаторов (а возглавляли актерскую студию будущие великие советские режиссеры Григорий Козинцев и Леонид Трауберг). Учились вместе с Яниной Сергей Герасимов, Тамара Макарова, Елена Кузьмина...

Спустя год Жеймо получила первую роль в фильме своих педагогов «Мишки против Юденича», где сыграла мальчишку. Но первое же появление на экране закончилось слезами: «Это лицо - мое?! Такое... не мое!» К Янине подошел молодой человек: «Не расстраивайся, просто свет неудачно поставили. Я сейчас!» И проблема решилась - на следующих пленках Янина была такая же, как в жизни, - лучащаяся светом. Юноша тоже был студентом ФЭКСа, звали его Андрей Костричкин. Их любовь началась мгновенно и с полной отдачей, родившуюся дочку Андрей настоял назвать, как и любимую жену, Яниной.

Комедии «Разбудите Леночку» и «Леночка и виноград», в которых 25-летняя Янина играла школьницу-заводилу детских проказ, постепенно делали ее любимицей зрителей. В «Приключениях Корзинкиной» задолго до «Амели с Монмартра» Янина Жеймо сыграла этакую советскую Амели - милую девчонку, которая хочет изменить жизнь всех окружающих к лучшему и у нее это получается. После фильма «Подруги» у нее появились толпы поклонников, а на киностудию приходили пачки писем, подписанные «Ленфильм, Пуговице». Ее все чаще называли «советской Мэри Пикфорд»!.. А вот с мужем отношения становились все прохладнее, и Янина с Андреем решили «остаться друзьями».

Ведь это очень вредно - не ездить на бал...

Но ее захлестнула новая любовь. Янина встретила режиссера Иосифа Хейфица (снявшего «Депутата Балтики», а в будущем знаменитого фильмами «Большая семья», «Дорогой мой человек», «Дама с собачкой» ), красивого, галантного, интересного. Казалось, они созданы друг для друга. В конце 30-х у них родился сын Юлий. Они были так счастливы, что никто и представить не мог, каким кошмаром закончится их супружеская жизнь. Когда началась война, Хейфиц с киностудией, забрав детей, эвакуировался в Ташкент. Жеймо наотрез отказалась уезжать из Ленинграда. Она была зачислена в истребительный батальон. Днем в концертной бригаде «Ленфильма» выступала в госпиталях, по ночам на крышах гасила зажигательные бомбы.

В 1942-м Хейфиц уговорил жену приехать в Ташкент. Жеймо добиралась туда два месяца, эшелон бомбили, и до Хейфица дошли слухи, что Янина погибла. Когда она, живая и невредимая, на радость детям появилась в Ташкенте, Иосиф жил с другой женщиной. Нервный шок и отчаяние Жеймо, которая очень любила мужа, были так сильны, что она тяжело заболела. Хотела отравиться газом, теряла память, забывала слова... Сказался и ад ленинградской блокады. Один Бог ведает, чем бы это все закончилось, если бы не польский режиссер Леон Жанно, который выходил ее, поставил на ноги и остался рядом до конца жизни. И если бы не «Золушка».

Узнав о замысле фильма, замечательный детский писатель и сценарист Евгений Шварц им тут же загорелся. Сценарий в сжатые сроки по сказке Перро он, обожавший Жеймо, написал специально для нее. Сказочные герои были изображены автором не без иронии. Король по каждому пустяку отказывается от престола и тут же снова водворяет корону на свою голову. Лесничий до смерти боится своей жены; у нее такой же ядовитый характер, как и у ее родной сестры, проглотив которую людоед отравился и умер. А Золушка говорит, что очень вредно не ездить на бал, когда ты этого заслуживаешь, и мечтает, чтобы люди заметили, что она за существо...

Съемки «Золушки» начались на «Ленфильме» ровно 70 лет назад - в мае 1944 года. Съемочная группа выглядела для тех лет очень сомнительно. Сценарист Евгений Шварц - друг репрессированного поэта Николая Заболоцкого. Второй режиссер Михаил Шапиро был женат на родственнице Троцкого. Композитор Антонио Спадовеккиа - ясное дело, иностранец. «Мачеха», Фаина Раневская - подруга опальной Анны Ахматовой. «Лесничий», отец Золушки Василий Меркурьев, был женат на дочери «чуждого советским гражданам» режиссера Всеволода Мейерхольда. «Принц» Алексей Консовский - из семьи «врагов народа». Наконец, саму Янину Жеймо недолюбливал Сталин, считавший, что миниатюрной женщине не место в советском кинематографе, в котором должны блистать только такие красавицы, как Любовь Орлова.

Да, утвердить 37-летнюю Янину Жеймо на роль шестнадцатилетней Золушки было непросто. Режиссерам настойчиво предлагали взять на роль Золушки балерину Марию Мазун: 20 лет, красива, грациозна, танцевала партию Золушки в балете Сергея Прокофьева! Но балерину отвергли, а Жеймо отстояли: Золушка не должна порхать - она должна двигаться робко, немного смешно, по-детски неуклюже. И не должна быть красива, только бесконечно очаровательна, нежна и наивна... То есть такая, какой мы по сей день видим ее в фильме.

Реквизит для «Золушки» собирали по нитке. Приносили из дома - не все в ленинградских домах было сожжено в буржуйках. Платья пошили из занавесок и тюля. Вот только хрустальные туфельки 31-го размера были сделаны из оргстекла специально для Янины Жеймо... Когда пришло время сдавать готовую картину, все трепетали: как-то примет сказку худсовет? Сказка-то иностранная и, как все сказки, - аполитичная, а как раз начиналась борьба с космополитизмом.

Но произошло почти сказочное чудо: «Золушку» приняли с восторгом, и приказано было выпустить картину на экран ко Дню Победы. «Золушка» вернула Янину Жеймо к жизни. Фильм стал звездным в ее карьере. Но пока сказка собирала полные залы, по ней все же ударила главная газета страны «Правда»: «Сказка «Золушка» - слабый и вредный фильм, выпуск ее на экраны явился идеологической ошибкой...» Это был сигнал - и мало-помалу ее перестали приглашать в кино. Зарабатывала Янина тем, что озвучивала иностранные фильмы (ее голосом говорят Софи Лорен и Джина Лоллобриджида) и мультики, играла в радиоспектаклях. До микрофона она не дотягивалась, и ей подставляли скамеечку, которую еще много лет после на радиостудии называли «жеймовочкой». А потом верный Леон Жанно, брак с которым оказался самым счастливым, увез ее в Польшу. Бессмертная Золушка нашего кино умерла от инфаркта в Варшаве в 1987 году, но похоронена все же, как хотела, в родной земле - на Востряковском кладбище в Москве. «Это та самая Золушка!» - удивляются люди и оставляют на ее могиле цветы.

Подготовила Людмила Гриневич


п»ї
Читайте у цій рубриці

Давайте поможем Лизе!

Читати статтюПЯтилетнЯЯ Лиза Ковальчук болеет с двух лет. Основной диагноз - острый лимфобластный лейкоз, в процессе лечения которого добавилось еще одно серьезное заболевание - гепатит С.

И если с лейкозом врачи сумели, слава Богу, справиться, то гепатит, с которым они борются с июля прошлого... Читати статтю повністю

Помогите Сергею победить болезнь!

«Болезнь у меня обнаружили 15 апреля прошлого года - уже на поздней стадии. Диагноз - неходжкинская лимфома-В крупноклеточная II гр. В процессе лечения за год перенес 10 химиотерапий (стоимость одной - 20 тыс. грн.). Лечение особого результата не дало, болезнь прогрессирует.

Для... Читати статтю повністю

эта неделЯ в истории

Нет ничего нового под солнцем: индейцы США получают американское гражданство, русские договариваются с Китаем... Но есть Бог и дети. А дети - «святы и чисты. Даже у разбойников и крокодилов они состоят в ангельском чине. Сами мы можем лезть в какую угодно яму, но их должны окутывать... Читати статтю повністю