Конфликт

Тяжба за опекунские деньги

В редакцию ВШ обратилась Ирина Андреевна из с.Стецковка Сумского района.

Управление соцзащиты населения Сумской РГА подало на нее в суд, требуя, чтобы она вернула деньги, перечисленные государством на ребенка. Но правомерно ли это?..

- Несколько лет назад мою дочь осудили на 4 года и 6 месяцев. На тот момент у нее уже был несовершеннолетний ребенок, мой внук Дмитрий. Моя дочь - мать-одиночка, поэтому, когда она перестала получать помощь на ребенка до трех лет, ей продолжала поступать соцпомощь как одинокой матери. Когда дочери зачитали приговор, и эту помощь перестали начислять. Тогда я обратилась в опекунский совет, чтобы оформить опеку над своим внуком. Процедура заняла три месяца, и за это время я не получила на ребенка ни копейки. Наконец 2 марта 2013 года меня официально назначили опекуном Димы и стали начислять помощь. Мой внук попал в категорию детей, лишенных родительской опеки. Свои обязанности и бабушки, и опекуна я выполняла добросовестно. Ребенок ходил в детсад (за который нужно платить), он одет, обут, накормлен, у него много книг, одежды, игрушек, компьютер и т.п. В общем, у него есть все, чтобы расти и нормально развиваться. Ко мне часто приходили соцработники, участковый, проверяли, в каких условиях находится ребенок и как расходуются средства. Никаких нареканий у них не было.

А по соседству у нас живет неблагополучная семья, в которой тоже есть ребенок. Мать пьет, отцу сын вообще не нужен. Когда я оформляла опеку над внуком, которому шел четвертый год, у соседей Егорка только появился. Однажды соседка принесла младенца ко мне и попросила присмотреть за ним, пока она съездит в Сумы. Я согласилась. Его мать вернулась только через пять дней! За это время я чуть с ума не сошла. Ребенку нужно грудное молоко, а где его взять? Пришлось бежать к своей знакомой, которая тоже недавно родила, за советом и помощью. Та покормила ребенка и дала мне сухую смесь, которой я и кормила соседского мальчика, пока его мать была неизвестно где. Я, конечно же, обращалась к участковому, но он сказал: «Это не мое дело. Пусть ребенок побудет пока у вас». С тех пор соседи нередко подбрасывают мне Егорку, и я за ним смотрю от нескольких часов до нескольких дней. Бывает, что пьяная мать забудет его в магазине - и мне звонят оттуда, чтобы я пришла и забрала его. Бывало и так, что его родной отец, когда мать опять пропадает, кричит мне через забор: «Приди и забери его, а то он кричит. Иначе возьму его за ноги и об стену...» Но это ведь не мой ребенок! Просто по-человечески мне жаль Егорку, и я беру за руку своего внука и иду в магазин или к соседу, чтобы забрать чужого мальчика. Однажды его мать где-то пропивала соцпомощь целых десять дней. Сотрудники соцслужбы, которые приходили ко мне, все это видели. Я просила их принять меры, но, увы, никто ничего не сделал. Ребенок все еще живет в неблагополучной семье. Жалобы в администрацию Сумского района тоже ничего не дали. Однажды я была на огороде и

услышала лай собаки. Во дворе я никого не увидела, но как только вернулась на огород, собака опять начала срываться с цепи. Оказалось, Егор выполз из дома и попытался пролезть под калиткой. Там он застрял, да так, что дверь придавила ему шею. Ребенок даже крикнуть не мог, был весь синий! Приди я буквально на пару минут позже, было бы горе. И я бы за это была в ответе! Меня бы посадили в тюрьму. Я настолько отчаялась, что собиралась уже ехать с этим никому не нужным мальчиком в Киев к уполномоченному по правам детей. Если родителям и соцслужбам он не нужен, что мне еще остается? Об этом я заявила в РГА, но знаете, что мне ответили? «Езжай куда хочешь, закрой рот, это не твоего ума дела. Ты лучше за своими детьми смотри». Так я и хочу смотреть только за своими!

Мою дочь Вику освободили по УДО 30 апреля 2013 года - почти на полтора года раньше срока. И началось самое интересное. Соцслужба начинает давить на нее, чтобы она как можно скорее написала заявление о восстановлении опеки над ребенком. Никого не интересовало, есть ли у нее работа, никто не дал ей возможности пройти реабилитацию, никто не спрашивал, где и за что она будет жить.

25 мая мы с дочерью приехали в РГА. Ей сказали прямо: если не напишет заявления, на нее сейчас же составят два протокола о правонарушении, вызовут опергруппу - и она уедет туда, откуда вернулась. Она со слезами на глазах написала его. А буквально через три дня, утром 29 мая уже появляется решение о снятии с меня права опекуна и возвращении опеки дочери. Меня удивило это - ведь я оформляла опеку три месяца, и дали мне ее после проверки условий проживания ребенка. А здесь все быстро - и никаких проверок. И формулировку подобрали такую: «Учитывая выводы службы по делам детей РГА от 28.05.2013 года с целью обеспечения реализации прав ребенка на жилье, охрану здоровья, образование, социальную защиту, семейное воспитание и всестороннее развитие... передать на воспитание матери». 10 июня 2013 года было подписано распоряжение о прекращении выплаты госпомощи на Диму. Но еще до этого распоряжения 1944 гривни пришли на карту, и я их сняла. Теперь же соцслужба через суд требует, чтобы я вернула переплату за июнь 2013 года. Казалось бы, все по закону, и я должна вернуть эти деньги. Но, с другой стороны, ребенок должен за что-то жить в июне 2013 года. Помощь Вика как одинокая мать снова стала получать только с июля. Поэтому я не собираюсь возвращать эти деньги, так как они были потрачены на внука, то есть на того, кому и предназначались. Его права я и буду отстаивать в суде.

Ирина Андреевна намерена подать в суд на соцслужбу, чтобы ей возместили помощь, которую ее внук Дмитрий недополучил за те три месяца, в течение которых она оформляла над ним опеку.

Мы попросили прокомментировать эту ситуацию начальника службы по делам детей Сумской РГА Людмилу Литвиновскую:

- Начнем с того, что оформляли опекунство Ирины Андреевны в сжатые сроки. Процедура начинается с момента подачи заявления. К нам женщина обратилась в конце февраля 2011 года, а уже в марте получила опеку над внуком. Возможно, остальное время до подачи заявления было потрачено на сбор необходимых документов, но мы, к сожалению, на это никак повлиять не можем. Действительно, она отлично выполняла свои обязанности опекуна. Специалисты приходили, смотрели - и ни разу никаких оснований для замечаний не было. Следует отметить, что о приговоре суда мы узнали от самой Ирины Андреевны. Правоохранительные и судебные органы почему-то не сообщили нам об этом решении, хотя должны были - ведь ребенок фактически остается без матери и отца. Когда ее дочь вышла из мест лишения свободы, бабушка и об этом сама сообщила нам, а затем вместе с дочерью пришла на прием. Естественно, встал вопрос о том, что опеку нужно вернуть матери, ведь ее не лишали родительских прав. В первую очередь именно мать должна заботиться о ребенке. Однако прошел год. За это время мама Димы так и не трудоустроилась. Она, конечно, пыталась, нам известно о двух таких случаях. Ее брали, но почему-то через несколько дней увольняли. Сейчас она живет с гражданским мужем, который обеспечивает ее и Диму. А поскольку она не имеет постоянного дохода и считается матерью-одиночкой, государство продолжает выплачивать ей помощь. Похожая ситуация была и с бабушкой мальчика. Она тоже живет в гражданском браке. Ее гражданский муж имеет доход, она тоже получает пенсию и не работает. Тем не менее, будучи опекуном, она имела право на помощь, и государство выполняло свои функции добросовестно. Что касается возврата социальной помощи - она насчитывается на месяц вперед. И всех предупреждают, что если будет принято решение об отмене опеки, а деньги придут, их нужно будет вернуть. Это не наша прихоть и не злой умысел управления соцзащиты. Это буква закона, перед которым все равны.

Что же касается маленького Егорки из неблагополучной семьи - у нас всего четыре специалиста, и мы просто физически не можем знать о том, как живут все дети в Сумском районе. Но когда к нам поступают сигналы из сельсоветов, правоохранительных органов, других соцслужб и даже просто от граждан, мы реагируем незамедлительно. О Егоре мы узнали от Ирины Андреевны. Приехали, посмотрели, действительно - проблема. Мало того, в этой семье есть и старший сын. Год назад его отправили в центр реабилитации в Шостке, а Егора - в Дом ребенка. Затем Егорку перевели к старшему брату, чтобы они были вместе. За это время их мать предпринимала попытки бросить пить, даже закодировалась. Было принято решение вернуть ей старшего сына и посмотреть, справится ли она с материнскими обязанностями, чтобы затем решать вопрос и с Егором. Но женщина снова вернулась к нетрезвому образу жизни. Теперь будет подниматься вопрос о лишении ее родительских прав. Если бы Ирина Андреевна сообщила нам о ситуации еще раньше, то Егору не пришлось бы пережить всего того, о чем она рассказывает.

Максим Новиков


п»ї
Читайте у цій рубриці

В четырех стенах без света и воды

Читати статтюНавернЯка многие слышали о сумчанине Алексее Харченко, который 20 марта в числе нескольких курсантов академии ВМС в Севастополе во время поднятия флага РФ спел гимн Украины, после чего в глазах многих украинцев стал героем вместе с друзьями.

И вот имя Алексея Харченко снова появилось... Читати статтю повністю

Неконкурентные войны

Конфликты на почве бизнеса, как правило, происходят между конкурентами. Но в нашем случае два магазина работают в одном помещении и не конкурируют, потому что торгуют абсолютно разным товаром. Почему бы не сосуществовать мирно?

В редакцию ВШ обратилась сумчанка Яна, которая утверждает,... Читати статтю повністю

Куда ушли 110 га?

Читати статтюНесмотрЯ на то что экс-мэр Сум обещал не критиковать новую власть двести дней, потому что ситуация в стране крайне сложная, - время критики все же наступило быстрее заявленного срока.

В среду, 9 июля, Геннадий Минаев обвинил нынешнего губернатора Владимира Шульгу и мэра Александра... Читати статтю повністю

Саботаж нового перевозчика

Читати статтюВ Глухове кипят нешуточные страсти из-за перевозчика Виктора Довбыша, которого Глуховский горсовет решением конкурсной комиссии снимает с маршрута №3 (ул.Заводская - ул.Пушкина).

Люди обивают пороги местных инстанций, организуют массовые собрания и готовы дойти до президента, лишь... Читати статтю повністю

На СКД - снова война

В пЯтницу, 11 июля, на ул.СКД снова было жарко. Только на этот раз местные жители протестовали против строительства не жилого дома, а аптеки.

Причем медлить не стали и сразу обратились в сумскую милицию. На место происшествия прибыла следственно-оперативная группа и наряд патрульной... Читати статтю повністю