Долі

«Жизнь есть топливо для творчества»

С момента выхода на советский экран в конце семидесятых фильма «Служебный роман» имя актрисы Алисы Фрейндлих было у всех на устах. Затем многомиллионная аудитория встретится с Алисой и в картине «Д’Артаньян и три мушкетера», в «Сталкере» и в «Жестоком романсе».

Тот, кто был в Ленинграде в командировке, мог приобщиться к своеобразному символу города на Неве. Каждый гость северной столицы, причисляющий себя к интеллигенции, считал своим долгом сделать три вещи: посетить Эрмитаж, посмотреть на разведение мостов над Невой и увидеть спектакль с участием Алисы Фрейндлих! И согласиться с мнением режиссеров, говорящих о ней: «Фрейндлих может все». Подробно о человеке и об актрисе Алисе Фрейндлих написал Эльдар Рязанов на страницах своей книги «Неподведенные итоги»: «Не подпасть под очарование Алисы Бруновны - женское, человеческое, актерское - было невозможно. Исключительная работоспособность, самоотверженность, увлеченность ролью, беззаветное служение искусству, полное отсутствие каких бы то ни было черт зазнайства или превосходства, наоборот, самоирония, врожденная деликатность, скромность, приветливость ко всем участникам съемочного процесса, душевная расположенность к людям - такова Алиса Бруновна в жизни. И еще надо к этому прибавить ее светлый, лучистый талант, дающий радость, излучающий тепло, согревающий души». Эти качества помогли актрисе воплотить на театральной сцене и в кино образы, полюбившиеся зрителям, и работать над картинами, вошедшими в золотой фонд киноискусства. Алиса Фрейндлих и сегодня в строю, и, по ее словам, «не вяжет носки возле печки». 8 декабря поклонники таланта выдающейся актрисы отметят ее 80-летие.

Самый дорогой подарок

Будущая народная артистка, обладательница множества престижных наград и премий, Алиса Бруновна Фрейндлих по праву считается символом Ленинграда. Она одна из немногих, кто не только прославил город своим талантом, но и прошел через тяжелейшие испытания в блокадном Ленинграде. Родилась Алиса Фрейндлих 8 декабря 1934 года в театральной семье с немецкими корнями. Ее отец Бруно Артурович, к слову, знаменитый актер, народный артист СССР, был представителем старинной немецкой династии художников-стеклодувов. В Петербург их привез Петр I, чтобы основать стеклодувное дело. О счастливых моментах детства Фрейндлих вспоминает: «Впервые я ощутила себя актрисой, пожалуй, в трехлетнем возрасте. Случилось так: меня взяли в оперную студию консерватории на оперетту «Корневильские колокола». Это был воскресный дневной спектакль, а уже вечером я выступала во дворе перед сверстниками, исполняя один из номеров». Совместная жизнь родителей Алисы была недолгой: они расстались еще перед войной. Возможно, это спасло Алису и ее маму, ведь с началом войны в СССР начались репрессии против этнических немцев. Не избежали этой участи и родственники Алисы по отцовской линии, которые были высланы в лагеря и расстреляны. Отцу повезло: он с театром был эвакуирован, а вот Алиса с матерью и бабушкой остались в блокадном Ленинграде. Алиса Бруновна вспоминает, каким вкусным был столярный клей с горчицей и как бабушка выдавала крохотные порции хлеба строго по часам. «Хорошо помню, как напряженно смотрела на часы, - вспоминала актриса, - когда же стрелка наконец дойдет до нужного деления и можно будет съесть крохотную дольку от пайки хлеба. Такой жесткий режим устроила нам бабушка - и потому мы выжили». Алисе Бруновне, впрочем, как и многим людям ее поколения, тяжело было наблюдать, как дети в мирное время клянчили у родителей игрушки, сладости. В жизни Фрейндлих был подарок, который она запомнила на всю жизнь, - макароны. Бабушку вместе с другими немцами выслали из Ленинграда, на прощание внучка получила в подарок смерзшиеся макароны (этакий провиант на дорогу ссыльным). То был последний и самый дорогой ее подарок. Алисе с матерью удалось дожить до снятия блокады и выехать в Прибалтику. После войны семья вернулась в Ленинград на родные улочки, к старинной архитектуре, разводным мостам и театрам.

«Вы всюду поспеете и будете счастливы...»

Главной страстью в школьные годы был для Алисы театральный кружок и пение. Окончив школу в 1953 году, Алиса точно знала, что станет актрисой, только не могла решить, на каком поприще искать счастья - музыкальном или драматическом. Выбор в пользу второго варианта помог сделать отец. Впрочем, музыкальные данные пригодились актрисе в будущем, к примеру, в фильме «Служебный роман», где Фрейндлих исполняет несколько песен. Алиса подала документы в Ленинградский театральный институт имени А.Н.Островского и была принята на курс выдающегося театрального педагога Бориса Зона. В июне 1957 года, по окончании учебы, отмечая многогранность таланта своей студентки, Борис Зон подарил ей на память фотографию с многозначительной надписью: «Милая Алиса! Вы не смеете оставить втуне ни одну из Ваших склонностей: играть, читать, петь, танцевать. Только в таком случае Вы всюду поспеете и будете счастливы». Она помнит эти слова наизусть и считает, что учитель очень прозорливо предсказал ее актерскую судьбу.

Алисе Фрейндлих удалось не просто работать, а по-настоящему блистать в нескольких театрах. Первым был Театр им.Комиссаржевской. В 1960 году постановщиком спектакля «Время любить» выступил молодой режиссер Игорь Владимиров, встреча с которым серьезно повлияла на жизнь Алисы. Между молодыми людьми возникла симпатия, они поженились, а вскоре родилась дочь Варя. Актриса была замечена театральной общественностью. Она стала получать заманчивые предложения от многих театров, но, связав свою судьбу с Игорем Владимировым, вслед за ним перешла в труппу Театра им.Ленсовета, где проработала более 20 лет. Все эти годы Алиса Фрейндлих играла с немыслимыми перегрузками. Она не имела права болеть, пропускать репетиции. Большинство спектаклей, в которых она участвовала, ставились в расчете именно на нее. Очень скоро Фрейндлих стала первой леди театра и не переставала восхищать зрителей.

О своей творческой театральной жизни и о ролях Алиса Бруновна в одном из интервью сказала: «Нужно вообще относиться философски к театру, к жизни, к успеху. Что происходит в жизни, что несет с собой испытание - это все «горючее» для сцены. Жизнь есть топливо для творчества, а творчество - топливо для жизни. Это настолько взаимопроникающие вещи! Нельзя тратиться в жизни безудержно, чтобы потом ничего не осталось для сцены. Нельзя тратиться в театре так, чтобы в жизни все скользило мимо. Нужен баланс житейских и творческих затрат, весы все время должны балансировать». Работы Фрейндлих в театре имели большой успех. И в немалой степени благодаря ее таланту Театр им.Ленсовета стал заметным явлением в культурной жизни

60-70-х годов. Однако в начале 80-х в жизни Френдлих снова перемены - она разводится с Владимировым, выходит замуж за художника Юрия Соловья (с которым, впрочем, брак тоже продлился недолго) и начинает жизнь на сцене Большого Драматического Театра. На сцене театра она воплощала героинь Шекспира, Чехова, Горького, Достоевского, Шиллера, Уильямса.

«Служебный роман»

В кино актриса снималась с 1955 года, в основном в эпизодических ролях. Потом в 1961 году был «Полосатый рейс», где она появилась в роли буфетчицы. И наконец, звездный час Фрейндлих пробил с выходом на экраны «Служебного романа». Успешно поставленная в 134 театрах пьеса «Сослуживцы», написанная Э.Рязановым вместе с Э.Брагинским, чрезвычайно пришлась по душе соотечественникам и в киноварианте. Рязанов подумал, что главную роль - Людмилу Прокофьевну Калугину - на этот раз точно должна исполнять Алиса Фрейндлих. «Служебный роман» стал идеальным вариантом любимого жанра Рязанова - трагикомедии, в котором просматривались особенности его режиссерского почерка: переплетение смешного и грустного, помноженное на талант исполнителей главных ролей. Говорят, что фирменную походку своей героини Фрейндлих взяла от реальных начальниц того времени. А для создания правдоподобного образа директорши-мымры режиссер и актриса долго искали подходящую одежду. В самых отдаленных уголках костюмерных «Мосфильма» они подбирали бесформенные непонятного цвета и размера юбки и пиджаки. Но все-таки для завершения образа не хватало какой-то детали. Оператор картины Владимир Нахабцев на всякий случай принес старые очки своего отца. И когда Алиса Бруновна их надела, то стало понятно - «мымра» готова появиться на площадке. После выхода фильма актрису завалили мешками писем, в которых женщины писали, что после кино сразу же рванули в парикмахерскую, «сделали себе такую же прическу, сшили себе такое же платье и вообще привели себя в порядок».

«Сталкер»

Фильм А.Тарковского «Сталкер», не получив значительных призов на международных кинофестивалях, вот уже несколько десятилетий считается нетленной классикой мирового кино. Изначально Тарковский планировал снимать в роли жены Сталкера свою жену Ларису. Но оператор фильма Георгий Рерберг уговорил его устроить пробы Алисе Фрейндлих. Работа Фрейндлих, по воспоминаниям Рерберга, не шла ни в какое сравнение с игрой Ларисы. И тогда Рерберг подошел к Тарковскому и спросил: «Ну что, кого будем снимать - Актрису или Ларису?» На что Тарковский ответил: «Что я, любовник своей жены? Алису, конечно!» Благодаря чему зрители услышали пробирающий до дрожи монолог жены Сталкера. Супруга Тарковского, кстати, не простила до конца своих дней этого Рербергу. А про Фрейндлих Тарковский сказал: «Это великая трагическая актриса... Она создана для ролей по Достоевскому, Шекспиру... Она может сыграть даже телефонную книгу, это чудо природы, до сих пор недооцененное. Ее можно включить, как выключатель, но бывает трудно выключить - она растрачивает себя полностью».

На алтарь искусства

«В личной жизни, к сожалению, я не счастлива, - честно признается актриса. - Не могу сказать, что у меня совсем не было счастья. Были, конечно, и счастливые годы. Но все в конце концов разбивались о мою занятость. К тому же мужчины не любят чересчур самостоятельных женщин. Они не приемлют женщину, которая отстаивает свою творческую и финансовую самостоятельность. И вот этот диссонанс, который возникает в семье, неизбежно разрушает ее...» Как поведала актриса, личной жизнью она пожертвовала, принеся ее на алтарь искусства. Но одинокой себя не считает: она согрета теплом и вниманием дочери, двоих внуков и, конечно же, зрителей.

Подготовила Юлия Лесина, Людмила Гриневич


п»ї
Читайте у цій рубриці

«Украинское слово есть!»

Читати статтюВ последний день третьего «Чеховфеста», за несколько часов до спектакля, Ада Роговцева вместе со своей партнершей по сцене Светланой Орличенко и дочерью Екатериной Степаненко (режиссером спектакля) дала в помещении муниципальной галереи пресс-конференцию. Вот самые интересные вопросы... Читати статтю повністю

Помогите Оле!

До недавнего времени семья Дуленко из села Подолки Липоводолинского района жила тихой и спокойной жизнью.

Отец Александр Борисович занимался домашним хозяйством, обрабатывая 2 га земли. Мама Надежда Владимировна работала бухгалтером. Сыну Виталию исполнилось уже 18 лет. 13-летняя... Читати статтю повністю

эта неделЯ в истории

Ровно через 180 лет после основания Эрмитажа родился его современный директор; человечество обрело винт, ледокол и роликовые коньки, ансамбль донских казаков - новую родину в США, а львовяне у себя на родине - колхозы.

3 декабря. Международный день инвалидов

1959 (55 лет) - В... Читати статтю повністю