Люди

Гордость Александровской гимназии

Казалось бы, что может связывать проблему водоснабжения крупных городов, альгологию (науку о водорослях), гидробиологию и сумскую Александровскую гимназию?

Связующая нить есть. Сегодня с особой гордостью хочется открыть сумчанам имя, которое пополнит золотой список выпускников Александровской гимназии.

Раньше у всех на слуху были имена знаменитых сумских гимназистов - поэта и художника Д.Бурлюка (1882-1967), литературоведа П.Зайцева (1886-1956), ученого-агрофизика О.Дояренко (1874-1958), хирурга-ортопеда М.Ситенко (1885-1940). Особое место в этом списке теперь займет имя выдающегося советского гидробиолога и альголога, создателя советской санитарной гидробиологии профессора Леонида Андреевича Шкорбатова (1884-1972). Благодаря материалам, кропотливо собранным дочерью ученого Татьяной Леонидовной Шкорбатовой и опубликованным его внуком Андреем Евгеньевичем Овечкиным, кандидатом физико-математических наук, ныне проживающим в Амстердаме, мы можем перенестись на сто лет назад, увидеть в письмах будущего ученого Сумы и гимназическую жизнь, а также познакомиться с его биографией.

Леонид Андреевич Шкорбатов родился 2 мая 1884 года в селе Ново-Троицкое Курской губернии в семье учителя. Он был старшим сыном в семье Андрея Прохоровича и Прасковьи Петровны. В последующие пять лет один за другим появились другие дети - Аполлинария, Николай и Ольга. В 1893 году семья Шкорбатовых переехала в село Низы, где Андрей Прохорович получил учительскую квартиру и где за два года до этого обосновался его брат Василий Прохорович, служивший фельдшером в сумской больнице. Глава семейства работал учителем в сельской школе, стесненные до переезда материальные условия их улучшились, жизнь на новом месте начала налаживаться. Судя по воспоминаниям Андрея Прохоровича, весомой причиной переезда на сумскую землю было наличие здесь гимназии. Дать образование своим детям всегда было его заветной мечтой. Однако неожиданно на семью обрушилось горе: Прасковья Петровна внезапно заболела туберкулезом и в 1893 г. умерла. Рано лишившись матери, дети остались на попечении отца.

Большое участие в воспитании сирот принимал брат Прасковьи Петровны - священник Иван Петрович Покровский. Племянники частенько гостили у него в семье. Их теплые отношения сохранились на долгие годы. Позже Иван Петрович Покровский переехал в село Витовка Черниговской губернии, что определило и судьбу Леонида Андреевича Шкорбатова: в один из приездов он познакомился здесь со своей будущей женой Анной Ильиничной Левандовской (1871-1940), учительницей младших классов. Она была дочерью коллежского асессора родом из Сум, спокойная и сдержанная, она очень любила мужа, была внимательна и заботлива к детям.

Надо сказать, что уже в пять лет Леня Шкорбатов умел читать и писать. В девять лет началась его самостоятельная жизнь: в качестве стипендиата он поступил в приготовительный класс Александровской гимназии, жил в пансионе. Режим здесь был строгий: отлучки разрешались только в праздничные дни и по особому билету, время отсутствия точно регламентировалось, за опоздания и прочие провинности детей наказывали розгами. В классических гимназиях, как и полагается, изучали закон Божий, русский, церковнославянский, латинский и греческий языки, словесность и логику, математику, историю, чистописание и рисование. Из естественных наук в программу входили физика и география. При обучении латыни и греческому гимназистов заставляли заучивать избранные места из древних прозаиков и поэтов. Уроки в седьмом и восьмом классах были посвящены исключительно чтению Геродота, Платона, Софокла, речей Цицерона, од и сатир Горация. Как позже вспоминал Леонид Андреевич, обучение велось схоластически: оно в основном сводилось к бесконечной зубрежке текстов из Вергилия и Гомера и минимальному знакомству с сутью замечательных памятников литературы, истории и философии Древней Греции и Рима. Впрочем, справедливости ради нужно заметить, что польза от этой зубрежки все-таки была. Ведь, как полагают потомки Шкорбатова, именно в гимназии были заложены те основы глубокой и всесторонней эрудиции, позволившие в дальнейшем Леониду Андреевичу стать прекрасным лектором. Более глубоко и серьезно велось в гимназии преподавание русского языка и словесности. Гимназисты читали, разбирали и заучивали произведения Ломоносова, Державина, Фонвизина, Карамзина, Жуковского, Грибоедова, Пушкина, Лермонтова, Гоголя, что оказывало большое влияние на их общекультурный уровень. С третьего по восьмой класс они изучали русскую историю, древнюю историю Востока, Греции и Рима; историю средних веков и новую историю. В старших классах изучали два новых языка - немецкий и французский.

Уже в гимназические годы Леонид Андреевич интересовался природой, собирал коллекции насекомых, птичьих яиц, растений и не уставал удивляться бесконечному богатству форм природы. На множество вопросов, возникающих в его голове, уроки не могли дать ответа. Но система гимназии приучала к чтению книг и самообразованию. В гимназии была хорошая библиотека. Он часами просиживал там, читая «Основы жизни» В.В.Лункевича и другие книги по биологии, которые привлекали его гораздо больше, чем казенная программа. К слову, многие популярные брошюры (в частности, об эволюционной теории Дарвина), купленные им еще в гимназическое время, он хранил до конца своей жизни! Позже он любил вспоминать гимназические годы - к примеру, как участвовал в любительских спектаклях и, в частности, исполнял роль генерала в «Доходном месте» Островского.

В дореволюционных семьях, где, как правило, было много детей, у самых старших детство заканчивалось намного быстрее. Вот и Лене, как старшему, приходилось опекать младшего брата и сестру, заботиться об их успехах в гимназии. Будучи учеником пятого класса, Леонид подрабатывал репетиторством. О его заботах в то время свидетельствуют письма, написанные ему отцом. 4.02.1898 г.: «Уведомляю тебя, что мы здоровы. Второго числа я был в Сумах с мамой. Я подавал в реальное училище прошение о назначении Коле вспомоществования, и по этому поводу директор меня пригласил к себе для личных переговоров. Печально то, что Колька шалит и потому получает двойки; но все-таки директор, снисходя к моему труду и профессии, кроме освобождения от платы за право учения, обещал справлять ему одежду, не исключая белья, только с условием, что Колька будет оказывать успехи... Посещай Колю, задавай ему какие-либо письменные работы...» На многие десятилетия сохранил Леонид Андреевич тесные отношения со своими гимназическими друзьями Николаем Литвиненко, Петром Лебедевым, Владимиром Гленбоцким, Павлом Щекиным-Кротовым. Вел с ними постоянную переписку, а двух последних навещал во время поездок в Москву.

В 1903 году Леонид Андреевич окончил гимназию с серебряной медалью. У него не было колебаний в выборе дальнейшего пути, и он решил поступать в Харьковский университет. Вступив на стезю науки, сын чрезвычайно порадовал своего отца, который в преддверии своей скорой кончины написал: «Результат моих предприятий, тревог и забот тот, что Леонид благополучно окончил курс сумской гимназии с серебряной медалью и также благополучно окончил Харьковский университет. Николай окончил Харьковское реальное училище, Аполлинария и Ольга также получили возможное образование в женских гимназиях (стали школьными учительницами. - Д.М.). Теперь уже все взрослые, сами о себе могут подумать и устроить свою жизнь. Обет умирающей жене исполнил свято, насколько мог. Всего мне 47 лет от роду, но чувствую упадок сил и скорое приближение той чаши, которую испила жена. Да, в этом заключалась вся жалкая моя жизнь, но я на Бога не ропщу, а, напротив, благодарю Его за то, что Он укреплял меня в минуты невыносимой скорби и указывал пути, какими идти я должен. Как важно иметь во всех хороших предприятиях устойчивость и непоколебимость духа; желаю этого потомству своему. Желаю, чтобы со ступени моих детей внуки и правнуки, если то Бог благословит, стремились дальше к возможному совершенству, памятуя о том, как трудно было жить их деду без положения и средств. 1908 г., июля 17-го дня. Народный учитель А.П.Шкорбатов». Губернский город Харьков, в то время главный центр высшего и среднего образования в Украине, принял студента приветливо. Талантливый ученик сразу попал в поле зрения выдающегося ботаника профессора В.М.Арнольди. Под его руководством Шкорбатов писал свои первые научные труды. Позже Леонид Андреевич занимается научной деятельностью в Институте физиологии растений при Венском университете, куда был направлен для подготовки к профессорской деятельности (его руководителем был выдающийся австрийский ботаник-физиолог профессор Ганс Молиш).

В 1916 году Шкорбатов был избран приват-доцентом кафедры морфологии и систематики растений Харьковского университета. С 1920 года Леонид Андреевич исполняет обязанности профессора и руководит этой кафедрой. С того времени и начинается его научно-исследовательская работа в области альгологии и гидробиологии. В 1934 году Шкорбатова утверждают в ученом звании профессора по кафедре низших растений.

Много сил и энергии отдал Леонид Андреевич Донецкой гидробиологической станции - одному из первых научных гидробиологических центров в СССР, - бессменным директором которой он был с 1926 года вплоть до ее ликвидации в 1951 году.

Создание надежных методов контроля качества воды было только первым шагом, следующим было изучение поведения отдельных представителей водной флоры в загрязненных водоемах, исследование процессов самоочищения рек и озер, создание биологических методик их очистки. В начале тридцатых годов в связи с интенсивной индустриализацией страны резко ухудшается экологическая обстановка, особенно в районе крупных индустриальных центров. Отмечая эти перемены, Леонид Шкорбатов направил свои усилия на борьбу с загрязнением водоемов.

Он организовал отдел санитарной гидробиологии в Украинском институте коммунальной гигиены. В 1922-1930 годах Шкорбатов работает директором Харьковского ботанического сада, восстанавливает его разрушенные оранжереи, приводит в порядок уникальный гербарий. На его долю выпали многие удары судьбы: он был свидетелем революций и войн, пережил голод, разруху, репрессии тридцатых годов, немецкую оккупацию, во время которой был арестован гестапо, приговорен к расстрелу, но чудом спасся. После освобождения Харькова от немецко-фашистских захватчиков Леонид Андреевич возглавил кафедру низших растений Харьковского госуниверситета. Вокруг Шкорбатова формировался круг ученых-гидробиологов, деятельность которых оказала решающее влияние на последующее развитие санитарной гидробиологии.

Профессор Шкорбатов скончался 7 мая 1972 года, на 88-м году жизни, 60 с лишним из которых он посвятил научной, педагогической и общественной деятельности. Им написано 58 научных работ, имеющих научный и практический интерес. Более 60 лет своей жизни он отдал Харьковскому госуниверситету. Как систематик профессор Шкорбатов обогатил науку о низших растениях 29 новыми таксонами водорослей и грибов. Его гидробиологические исследования получили широкую известность не только в нашей стране, но и за рубежом. Отмечая один из своих последних юбилеев, он заметил: «Если сравнить все то, что я получил в жизни, с тем, что я успел дать для науки и общества, то это сравнение далеко не в мою пользу: получил я неизмеримо больше, чем дал. Существует латинская поговорка: я сделал что мог, пусть сделают больше, кто может. По отношению к себе я могу применить это изречение лишь в измененном виде: я не сделал того, что мог, пусть это сделают кто может. Таким образом, к 70-летнему юбилею я подошел с большой задолженностью, которую рассчитываю, хотя бы частично, погасить в ближайшие годы, будучи обнадежен физиологами нашего факультета, что мозговые клетки у человека стареют в последнюю очередь. Как видите, постоянное общение с моими товарищами по биофаку вселило в меня большую долю оптимизма».

Даша Мирская, по материалам А.Е.Овечкина и Т.Л.Шкорбатовой


п»ї
Читайте у цій рубриці

Многогранный талант Ларисы Мухиной

РоскошнаЯ оперная дива в сверкающем бальном платье цвета ультрамарин, с пышными локонами до пояса,украшенными диадемой, и томным взглядом огромных сияющих глаз бархатным сопрано исполняла Con te partiro Франческа Сартори в сопровождении живого оркестра. Хотелось зажмуриться и ущипнуть... Читати статтю повністю

Эники-беники ели вареники...

МоЯ девятилетняя дочь принесла из школы какую-то абракадабру: «Дин-дон-беби, а бейби, бейби кока-кола, а бейби бейби пепси-кола, джими-джими я - упс! В траве сидела саранча и пела песню ча-ча-ча. А си-си-си. А жу-жу-жу. А си. А жу. Я с тобой дружу».

Удивление от услышанного вскоре... Читати статтю повністю