Среда

Шостку накрыл гептил и пестициды?

Во время майских праздников вопросом №1 для правоохранителей, спасателей и властей области и Шостки стали неизвестные химикаты, разлитые 30 апреля на ул.Фабричной на отрезке дороги длиной почти 5 км в шосткинском жилом микрорайоне Лазаревка, на выезде из города. Неожиданное ЧП поставило Шостку на грань экологической катастрофы. Что же стало его первопричиной?

Несколько лет шосткинское ООО «Элга» было единственным предприятием, занимавшимся утилизацией пестицидов в Украине. Сюда опасные химикаты, десятилетиями копившиеся на складах, свозили все области, которым удалось найти средства на их затаривание и перевозку. Шосткинцев сложившаяся ситуация не радовала. После нескольких скандалов, в том числе - и с криминальным уклоном (бюджетные деньги - слишком большое искушение), предприятие фактически прекратило свою хозяйственную деятельность. Но в прошлом году его производственную базу начало использовать киевское ООО «Сервисный центр регенерации масел», получившее государственную лицензию на этот вид деятельности. По отчетам ООО, за последние месяцы 2014 года в Шостке организацией было уничтожено более 500 тонн непригодных пестицидов. Они были собраны в Сумской, Запорожской, Днепропетровской и Николаевской областях.

Эта информация еще в начале года вызвала обеспокоенность общественных активистов. В частности, общественная организация «Розбудова», зарегистрированная в Киеве, отмечала: «Несложно подсчитать, что, согласно заявленным данным, в день ООО «Сервисный центр регенерации масел» должно было уничтожать около 10 т пестицидов. Делать это можно двумя методами: щелочного гидролиза или сжиганием в энергетических печах. В первом случае необходимо использовать не менее 500 т воды и куда-то слить 1000 т возникших жидких отходов. Во втором случае - для достижения температуры 12000С необходимо использовать сотни тонн высокоэнергетического кокса, который, как известно, остался на оккупированной территории, и с конца 2014 года его не хватало даже для тепловых электростанций, или использовать сотни тонн дизельного топлива. А про тысячи киловатт электроэнергии, которые должны быть при этом потрачены на уничтожение, мы уже не говорим. Образующиеся отходы после сжигания тоже нужно куда-то девать. Но куда дели - неизвестно. Также мы обратили внимание, что на территории промбазы отсутствует подвод воды и канализации, а в ноябре-декабре 2014 года регулярно отключалась подача электроэнергии. Из вышесказанного видно, что пестициды не были утилизированы, а попросту свезены из других областей в Шостку, где сейчас и хранятся вопреки всем нормам экологической безопасности». Похоже, именно с ними и пришлось столкнуться шосткинцам.

30 апреля жители, обнаружившие едкое вещество с жутким запахом, обратились в милицию, к спасателям и городской власти. Вонь была настолько невыносимой, что люди угрожали перекрыть дорогу. Многие заявляли об ухудшении самочувствия. В первые дни, по словам главврача Шосткинской ЦРБ Олега Штогрина, в медучреждения обратились пять человек. Подразделение радиационной, химической и биозащиты Межрегионального центра быстрого реагирования ГСЧС начало работы по дегазации местности. УМВД Украины в Сумской области открыло уголовное производство по факту загрязнения окружающей среды неизвестным химическим веществом для установления степени его опасности для людей и окружающей среды, а также виновников этого события (ч. 1 ст. 239 (загрязнение или порча земель) УК Украины).

Несколько раз спасатели и сотрудники СЭС сообщали, что наличия вредных веществ в воздухе не зафиксировано. Но люди продолжали жаловаться на ухудшение самочувствия. 4 мая мэр Шостки Николай Нога на своей странице в Фейсбук назвал виновника ЧП: «Преступное нарушение допустили работники ООО «Сервисный центр регенерации масел», зарегистрированного в Киеве, в Соломенском районе на ул.Питерской». 5 мая по поводу ЧП состоялось внеочередное заседание исполкома Шосткинского горсовета, на котором сотрудница СЭС заявила, что в пробах грунта, отобранных до начала работ по дегазации, выявили превышение содержания хлорорганических пестицидов.

В то же время депутат Шосткинского горсовета Виктор Мозолевский сообщил, что результаты анализов Харьковской военной лаборатории показывают наличие на месте утечки гептила (крайне опасного для человека компонента ракетного топлива), который превышает допустимую норму в 1,6 и 3,3 раза. По предварительной информации, гептил обнаружился и в емкостях на складах ООО. Это сообщение вызвало общественный резонанс - ведь гептил - канцерогенное вещество, он поражает буквально все системы человека - иммунную, сердечно-сосудистую, лимфатическую, нервную, желудочно-кишечный тракт, печень, кожу, а также вызывает нарушения репродуктивной функции и появление врожденных уродств.

Утечка гептила - совсем не то же самое, что пестициды, рядом с которыми мы волей -неволей живем уже несколько десятилетий. Село Болеславчик Первомайского района Николаевской области, где в 2000 году был выброс гептила в грунт и воды реки Синюха, было признано зоной экологического бедствия. По официальным данным, там по-страдало более 700 человек, 80% из которых - дети. Но действительно ли в Шостке был обнаружен гептил? Официального ответа нет до сих пор.

6 мая на пресс-конференции в райцентре говорили уже не о гептиле, а об обычном ДДТ (дусте). Директор департамента гражданской защиты населения ОГА Александр Калин заявил, что по результатам анализа на дороге и на свалке гептила нет, ситуация предварительно квалифицирована как ЧП местного уровня. А руководитель Сумского областного лабораторного центра ГосСЭС Владимир Збаражский сообщил о предварительных результатах проб воздуха и грунта - в них был обнаружен ДДТ, использование которого в Украине запрещено с 1997 г. Концентрации хлорорганических пестицидов ДДТ, ДДЕ, ДДД в пробах превышают допустимые в 1,7-25 раз. В воздухе ничего опасного не выявлено.

В тот же день пресс-служба прокуратуры опубликовала информацию о подозрении, объявленном начальнику производственного отдела ООО «Сервисный центр регенерации масел» Шостки. Он подозревается в совершении преступления, преду-смотренного ч. 1 ст. 239 УК. По данным следствия, работник предприятия ночью вез химикаты с территории ООО на свалку на автомобиле «КамАЗ», разлил часть химикатов по дороге, а остальное слил на свалку на окраине Шостки. Сам он, по словам правоохранителей, с места жительства скрылся, поэтому письменное сообщение о подозрении было вручено его жене.

В этот же день в соцсетях начал бить тревогу экс-губернатор Сумщины Владимир Шульга: «К сожалению, самые худшие опасения по ситуации в Шостке принимают конкретные очертания. Первое: количество всей химии, которая попала в грунт - около 140-а тонн(!). И ее сливали чуть ли не шлангом в речку Шостка! Второе: часть веществ определить химанализом не удалось. Что это? Формула, используемая военными? Но(!) то, что определено анализом - гептил - относится к первому классу опасности. Плюс еще пара веществ не лучше. Третье: мэр Шостки заявил, что опасность для жизни людей остается. Главврач предупредил, что приближаться к местам заражения нельзя. Исполком планирует обратиться к области и признать случившееся чрезвычайной ситуацией государственного уровня! Позвонил маме - никто ни гу-гу! 80-тысячный город живет так, как будто ничего не произошло! Да таким количеством не то, что Шостку, всю область травануть можно! И это при том, что сегодня идет уже седьмой(!) день...»

Оставим на совести экс-губернатора вопрос, как 140 тонн химикатов незаметно транспортировали к реке и откуда взялась такая цифра. Равно как и то, почему химикаты якобы сливали в реку, а оказались они в грунте. Главное в другом - и тут Владимир Шульга совершенно прав - если в грунте действительно обнаружен гептил, почему шосткинцам об этом неизвестно? Почему население пострадавшей улицы не эвакуируют? Почему не объявляют ЧС всеукраинского масштаба?

Тем временем управление ГСЧС в Сумской области рассказало о дегазации химического вещества водным раствором хлорной извести и ДТС ГК (две трети основной солью гипохлорита кальция) по всей площади разлива. Более 150 т нейтрализующего вещества было собрано в спецмешки и вывезено на площадку «Сервисного центра регенерации масел». Туда же вывозится и грунт с обочины дороги, поскольку, по заключению Сумского областного лабораторного центра ГосСЭС Украины, исследованные пробы почвы не соответствуют требованиям госсанправил и норм. В то же время администрация и коллектив «Сервисного центра регенерации масел» обнародовали заявление, в котором назвали безосновательными подозрения в том, что выброшенные пестициды могут принадлежать ООО: «Администрация ООО расценивает произошедшее 30 апреля как целенаправленную кампанию заинтересованных лиц, имеющих целью дискредитировать учредителей нашего предприятия и дестабилизировать его работу. В настоящее время ООО проводит внутреннее служебное расследование...

...В течение осени 2014 года на территорию предприятия с целью дальнейшей утилизации были завезены пестициды, собранные в разных хозяйствах Сумской области. До конца декабря 2014 г. все они были нейтрализованы путем переработки их в гидролизную добавку (согласно регламенту Минздрава). В 2015 г. на предприятие пестициды не ввозились вообще. В течение первого квартала 2015 г. гидролизная добавка в полном объеме была сожжена в печах. В апреле текущего года ревизионная комиссия предприятия провела ревизию печей, и они были поставлены на ремонт. В апреле инвентаризационная комиссия предприятия также провела инвентаризацию остатков всех отходов и составила акты. В соответствии с ними на предприятии нет ни грамма пестицидов». Представители ООО сообщили о готовности всемерно содействовать официальному следствию, предоставить все необходимые внутренние документы, открыть территорию.

Что же вылилось на городскую дорогу из злополучного КамАЗа и кто в этом виноват, пока так и остается неизвестным. Стало ли ЧП результатом общественного интереса к происходящему на ООО или, наоборот, полного отсутствия реакции со стороны власти и Минэкологии? Хочется верить, что ответы на эти вопросы сможет дать начавшееся расследование. Как и на еще один, возникший у общественных активистов «Розбудови» уже после ЧП: «Все сводится к банальному загрязнению окружающей среды, а на то, что на утилизацию этих пестицидов были получены бюджетные средства, стараются не обращать внимания. А куда делись почти 25 млн. грн. от утилизации 500 т пестицидов?»

Депутаты Шосткинского горсовета на внеочередной сессии решили обратиться к украинской власти с просьбой признать Шостку зоной экологической катастрофы. Мэр города Николай Нога сообщил, что для привлечения специалистов ГСЧС к сбору «пестицидов, гербицидов, остатков гептила и другой гадости» со свалки, на которую их вылили, необходимо около 250 тыс. грн. Также, по его словам, достигнута предварительная договоренность с губернатором Сумщины о дополнительном выделении средств, в пределах 1 млн. грн., на работы по ликвидации последствий ЧС.

Удастся ли шосткинским депутатам и общественности обратить внимание на ЧП хотя бы после окончания праздников - покажет время.

Руслана Рябинина


п»ї
Читайте у цій рубриці

Полигонно-земельные баталии

Читати статтюНа сессии Сумского горсовета в минувшую среду депутаты всерьез схлестнулись на вопросе о полигоне ТБО возле В.Бобрика. Речь шла о выплате сельсовету денег, которые задолжали Сумы за два года.

Напомним, что со времени отведения В.Бобриком Сумам земель под полигон между сельсоветом,... Читати статтю повністю

У афганцев появится надежда на землю

Пока для участников АТО представители власти на всех уровнях ищут земельные наделы, участники боевых действий, прошедшие Афган, до сих пор не у дел.

По словам заммэра и главы координационного совета афганцев Виктора Волонтырца, сумские афганцы еще в 2007 году подали 40 заявлений... Читати статтю повністю