Вера

Путь к миру - через преодоление вражды (рус.)

«Если мы не остановим войну в своих сердцах, она будет только сильнее разгораться снаружи»

Уже больше года Украина переживает самый сложный период в своей новейшей истории - военные действия на востоке страны, радикализация настроений в обществе, серьезные экономические и финансовые трудности… В этой непростой ситуации особую роль играет Украинская Православная Церковь. Сегодня именно она остается едва ли не единственным местом, где люди, разделенные войной и взаимной враждой, могут услышать друг друга и через это прийти к взаимному прощению и покаянию. Именно Православная Церковь может содействовать объединению здоровых сил общества, которые искренне хотят установления мира. Возможно, именно поэтому сегодня участились нападки на нее со стороны тех, кто, говоря о мире, жаждет продолжения войны…

О роли Церкви, особенностях ее служения в это непростое время, о распространяемых вокруг нее мифах – наш разговор с архиепископом Сумским и Ахтырским Евлогием.

- Владыка, в чем заключается миссия Церкви в это непростое время?

- Сегодня, как и две тысячи лет назад, главная миссия Церкви Христовой остается неизменной. Ее задача – привести человека к Богу, к единению с Ним через церковные таинства. И как итог - привести человека ко спасению через осознание и принятие им крестного подвига нашего Спасителя Иисуса Христа.

Истинная вера проявляет себя в реальных делах милосердия, в исполнении заповедей Божиих, что и составляет основу социального служения Церкви. Сумская епархия опекает обездоленных, больных, осужденных, всех тех, кто нуждается в помощи. К примеру, на многих наших приходах организованы благотворительные столовые для малоимущих. Так, только при Пророко-Ильинском храме в Сумах в отдельные дни питается до 200 человек. В с. Каменка Тростянецкого района церковная община под руководством своего настоятеля содержит дом престарелых, в котором нашли приют около 30 пожилых людей. Наши священники регулярно посещают осужденных и тех, кто находится под следствием.

Несомненно, к важнейшему делу милосердия можно отнести и совместную молитву за мир в Украине, которую по соглашению каждый день в 21. вот уже полтора года возносят к Богу наши православные братья и сестры во Христе.

По инициативе Сумской епархии и Сумской ОГТРК ежегодно проводится благотворительная акция помощи онкобольным детям «К Светлому Дню - светлые поступки». Это самая масштабная благотворительная акция, к которой ежегодно присоединяется большое количество людей. В нынешнем году она проводилась в пятый раз. Было собрано пожертвований на сумму более 530 тыс. грн., которые пойдут на приобретение лекарственных препаратов для пациентов отделения онкогематологии областной детской больницы.

И это далеко не все из того, что большая православная семья Сумской епархии делает для своего родного края, утверждая в обществе христианские идеалы конкретными делами милосердия.

- Ваше церковное служение много лет было связано с Одесской духовной семинарией. На Сумщине Вы также с особым вниманием относитесь к духовному образованию.

- Действительно, мое послушание в Церкви много лет было тесно связано с духовным образованием. С 1991 года я был преподавателем Одесской духовной семинарии, затем многие годы нес послушание ректора этого учебного заведения. Потребность в мудрых, образованных пастырях была и останется актуальной во все времена. Поэтому деятельность единственного на Сумщине пастырско-богословского духовного училища(СПБДУ) - предмет моего особого попечения. Сегодня СПБДУ - это 18 преподавателей, которые обучают 61 ученика. Из них 37 занимаются на стационаре и 24 - заочно. Всего в училище преподается 30 учебных дисциплин. Срок обучения - три года, после чего выпускники могут продолжить обучение на четвертом курсе семинарии.

На данный момент сделано многое для того, чтобы обеспечить нормальные условия для учебы и проживания. В здании училища выполнен значительный объем ремонтных работ, организовано качественное четырехразовое питание. Обучение, проживание и питание для студентов полностью бесплатное.

Пользуясь случаем, приглашаю в училище выпускников школ, которые намерены посвятить свою жизнь служению Богу.

Хочу добавить, что одно из главных направлений деятельности Сумской епархии просветительская и образовательная деятельность, особенно среди молодежи. Ее цель восстановить духовные, нравственные и культурные основы, которые издавна были присущи нашему православному народу. Так, на приходах Сумской епархии организованы воскресные школы для детей, курсы катехизации и лектории для взрослых. Большая работа проведена для организации преподавания предмета «Христианская этика в украинской культуре» в образовательных школах области. Приобретены учебные пособия для учащихся, методические материалы для учителей, с участием епархиальных отделов систематически проводятся курсы по подготовке преподавателей. На сегодня этот учебный предмет изучает без малого три с половиной тысячи учеников Сумщины.

- Как вы прокомментируете обвинения в адрес УПЦ в том, что она не помогает пострадавшим от боевых действий, не отпевает погибших в АТО, не поддерживает единства Украины…

- Это примеры откровенной манипуляции, рассчитанной на то, что несведущий человек, услышав подобные обвинения, поверит этому и, как следствие, сформирует у себя представление об антиукраинском характере нашей Православной Церкви. При этом тех, кто распускает подобные слухи, реальное положение вещей нисколько не интересует. Чтобы в этом убедиться, достаточно зайти на официальный сайт нашей епархии, где регулярно сообщается о помощи нашим военным и мирным жителям, которые пострадали от военных действий. Все приходы Сумской епархии неоднократно собирали гуманитарную помощь для обездоленных войной людей из Донбасса. Более 60 (!) тонн груза было отправлено Сумской епархией только в Успенскую Святогорскую Лавру, которая сегодня стала пристанищем для сотен беженцев, многие из которых - дети. Это продукты питания длительного хранения, бытовая химия и одежда, детское питание и предметы гигиены. Отмечу, что в Лавре ежедневно питается более 3000 человек.

Сумская епархия с самого начала вооруженного конфликта постоянно помогает военнослужащим-сумчанам. Ведь многие из них - это родные и близкие наших прихожан, которые выполняют свой воинский долг. Наши священники неоднократно выезжали в зону АТО, сопровождая собранные на приходах и приобретенные на пожертвования гуманитарные грузы для военных (продукты питания, одежда, обувь, лекарства, средства индивидуальной защиты). Десятки тонн груза были доставлены сумчанам, которые несут службу в 27-м полку реактивной артиллерии и 15-м батальоне территориальной обороны. Мы поддерживаем контакты с командованием этих подразделений. Недавно создали епархиальный центр духовной поддержки и реабилитации военнослужащих, участвовавших в военных действиях, а также пострадавших мирных жителей.

К сожалению, духовенству епархии (и мне лично) неоднократно приходилось хоронить погибших. Мы постоянно молимся за упокоение их душ. И ни разу не было такого, чтобы наши священники отказывались отпевать православных воинов.

Что же касается позиции нашей Церкви по поводу территориальной целостности Украины, то Священный Синод УПЦ озвучил ее в своем заявлении еще 24 февраля 2014 года: «В условиях тяжелых испытаний мы обязаны сберечь единое Украинское государство и противостоять всем возможным способам его разделения. Обращаемся ко всем верным Украинской Православной Церкви с призывом не поддаваться на провокации и ни при каких условиях не поддерживать призывы, направленные против территориальной целостности Украины». 2 марта 2014 года Предстоятель УПЦ Блаженнейший Митрополит Онуфрий (на тот момент местоблюститель Киевской Митрополии) обратился к президенту РФ с письмом, в котором особо подчеркнул: «По праву, данному мне Священным Синодом, обращаюсь к Вам от имени всей полноты Украинской Православной Церкви… и прошу остановить людское горе, предотвратить разделение нашего Украинского государства и Святой Церкви».

Не так давно мне пришлось общаться с одним священником из Донецка. Он рассказал, как накануне Пасхи в его храме на исповедь в одной очереди стояли военнослужащие Вооруженных сил Украины и те, кто называет себя ополченцами. Несмотря на разность своих убеждений, они пришли к одному и тому же священнику, так как являются сыновьями одной Украинской Православной Церкви. Той Церкви, которая непрестанно молится за наискорейшее окончание вооруженного противостояния. Именно об этом в своем недавнем обращении в очередной раз говорил Блаженнейший: «Мы должны сделать все возможное, чтобы прекратить войну и установить долгожданный мир в нашем государстве… Я призываю православных, которые находятся сегодня по разные стороны, увидеть друг в друге братьев и стать на путь примирения. Среди бушующего пламени страстей мира сего Церковь призвана оставаться тем местом, где царит мир, милосердие, покаяние и прощение для всех… Если мы не остановим войну в своих сердцах, она будет только сильнее разгораться снаружи».

Сумчане, несущие военную службу в зоне военных действий АТО, прислали письмо, в котором выразили свою обеспокоенность тем, что некоторые политики и общественные активисты пытаются расшатать ситуацию, действуют против Украины, против ее территориальной целостности, в пользу врагов украинского народа. Они искренне поддерживают наши стремления к общественному миру и согласию. Слава Богу, есть люди, которым небезразлично, которые хотят сохранить драгоценное сокровище мира на Сумской земле, не допустить здесь хаоса и анархии. Мы молимся за то, чтобы Господь не допустил нарушения мира на Сумщине, чтобы не дал сбыться деструктивным намерениям тех, кто разрушает украинское общество, кто сеет раздор.

- И тем не менее, сегодня из уст отдельных политиков и общественных деятелей нередко можно услышать, что священники и верующие Украинской Православной Церкви едва ли не враги украинской государственности.

- Действительно, к превеликой скорби, сегодня со стороны определенных политических и религиозных сил развернута клеветническая кампания по очернению Канонической Православной Церкви. При этом ее организаторов ничуть не волнует ни абсурдность выдвигаемых ими обвинений, ни то, что подобные действия создают серьезный очаг напряжения в украинском обществе. Цель, которую ставят перед собой подобные деятели, - не установление истины, не достижение общественного согласия, а решение вопросов, далеких от декларируемых ими патриотических лозунгов.

Благодаря отработанным технологиям, осуществляется манипуляция сознанием, в результате которой часть общества, не знающая реальной ситуации, начинает воспринимать клевету, как реальный факт. В результате чего люди начинают действовать в угоду манипуляторам, искренне считая, что на это их толкают личные убеждения.

Подобным образом «общественное мнение» почти две тысячи лет назад использовали и первосвященники. После чего народ Израиля, который до этого возносил осанну Спасителю, спустя всего несколько дней требовал от Пилата «Распни Его!» Сегодня то же самое мы слышим из уст нынешних противников Церкви Христовой – «Распни!» За что? За то, что мы непрестанно молимся за сохранение единства Украины, установление мира и призываем к этому всех политиков? За то, что пытаемся вразумить тех, кто выступает за эскалацию насилия и ненависти? За то, что постоянно помогаем мирным гражданам и украинским воинам, которые пребывают в зоне вооруженного конфликта?

В этой ситуации православным важно не озлобиться, не впасть в уныние (именно этого и добивается враг рода человеческого), а, напротив, - осознать, что через эти испытания Господь укрепляет нас. Что же касается отношения к тем, кто сегодня стал жертвой антицерковной пропаганды, то я вновь и вновь призываю всех искренне молиться за них, памятуя слова Спасителя, Который, будучи Распятым на Кресте, просил: «Отче, прости им, ибо не ведают, что творят».

Приведу только один из многочисленных примеров откровенной манипуляции, основанной на преднамеренной лжи. В начале марта этого года многие местные СМИ растиражировали информацию о том, что прихожане Спасо-Преображенского собора, названные «сепарскими собаками», якобы вырвали у случайного прохожего украинский флаг и разорвали его в клочья. Православных выставили в роли ярых украинофобов. Все это послужило детонатором дальнейшего конфликта, в ходе которого радикалы оскорбляли и бросались с кулаками на верующих, угрожали расправой священству и мне лично. По этому поводу даже был проведен круглый стол с очень красноречивым названием: «Московский Патриархат – пропагандист сепаратизма на Сумщине?» Хотя на деле не было никакого разорванного государственного флага, а «случайный прохожий» развернул перед собором самодельные плакаты кощунственного содержания в адрес Церкви. Вся же «вина» православных заключалась лишь в том, что они попросили провокатора не обострять ситуацию и отойти от входа в собор.

Я обратился к организаторам вышеупомянутого круглого стола с предложением о встрече, чтобы посмотреть друг другу в глаза и обсудить существующие проблемы. Я был готов лично ответить на все вопросы, чтобы снять искусственно нагнетаемое противостояние. Казалось бы, люди, которые на словах считают себя патриотами и искренне стремятся к установлению гражданского согласия в приграничном регионе, должны были с готовностью откликнуться на это приглашение к диалогу. Но, к сожалению, оно так и осталось без ответа.

- Осенью прошлого года Сумская епархия инициировала переименование одной из улиц областного центра в честь Митрополита Владимира (Сабодана). Но депутаты Сумского горосовета оказались не готовы ее поддержать.

- Стоит отметить, что эта инициатива нашей епархии стала результатом обращений верующих сумчан, многие из которых помнят те времена, когда митрополит Владимир возглавлял Сумскую кафедру. Поэтому неслучайно то, что тысячи сумчан поддержали предложение переименовать улицу Борцов революции в честь Предстоятеля Украинской Православной Церкви митрополита Владимира (Сабодана). Но мы стали свидетелями того, в какой нездоровой атмосфере готовилось в госовете принятие решения по этому вопросу. Нам сообщали, что на депутатов совета оказывалось давление, в обществе искусственно нагнеталось напряжение. Поэтому ради сохранения гражданского мира мы попросили отложить рассмотрение вопроса, хотя и не отказались от этой инициативы. Тем более, что президент Украины недавно подписал указ о переименовании улиц, которые имеют названия, связанные с советским прошлым. Так что вполне разумно, если бы одна из улиц, скверов или площадей, была бы переименована в честь митрополита Владимира. Тем более, что в свое время он руководил Сумской епархией и проживал в Сумах. При нем, несмотря на трудности того времени, не был закрыт ни один храм. Люди каждый раз ждали его прибытия в Сумы, очень любили слушать его проповеди. Несмотря на все запреты, в дни, когда служил владыка, на богослужениях в кафедральном Спасо-Преображенском соборе было особенно многолюдно. Пожилые люди помнят это время, бережно хранят фотографии и другие свидетельства о пребывании его на Сумской кафедре. Поэтому православные сумчане уверены, что нашему городу будет за честь, если одна из улиц будет носить имя этого выдающегося Архипастыря и настоящего отца.

- Только за последние полгода в Сумской епархии имели место более десяти ограблений православных храмов. Как обстоят дела с раскрытием этих преступлений?

- Буквально на днях преступники осквернили и ограбили еще один, тринадцатый по счету храм. При этом не может не удивлять фактическая бездеятельность правоохранительных органов. На все мои обращения к ним ответов или вовсе не было, или они носили характер формальных отписок – мол, ситуация под контролем. А ведь отсутствие должной реакции правоохранителей порождает у злоумышленников чувство безнаказанности и провоцирует их на новые преступления.

Например, когда был ограблен храм святой Ксении Петербуржской при первой больнице люди, сразу же обратились в милицию. Это случилось утром, а правоохранители прибыли только вечером. При этом они даже не сочли нужным пройти на место преступления и общались с заявителями, не выходя из служебного автомобиля. Что это, как не демонстрация пренебрежительного отношения к защите интересов и законных прав православных? Стоит ли удивляться, что это порождает недоверие к правоохранительным органам, создает ощущение безвластия и анархии. В такой ситуации мы просто вынуждены обращаться к руководству государства, МВД, международным организациям. К слову, последние все чаще проявляют обеспокоенность систематическим нарушением прав верующих Украинской Православной Церкви – самой многочисленной конфессии на Сумщине и в Украине.

- Данные, которые публикуют отдельные средства массовой информации, говорят о том, что якобы количество прихожан «Московского патриархата» неуклонно уменьшается. А как обстоят дела на самом деле?

- Действительно, кое-кто целенаправленно дезинформирует общество, широко распространяя слухи, что наши храмы стоят почти пустые, что люди уходят в более «патриотические церкви», которые провозглашают «правильные» политические лозунги. Цель таких пропагандистских приемов вполне понятна. Создать в обществе впечатление, что все на самом деле так и есть. Но реальность совсем иная.

По состоянию на конец 2014 года Украинская Православная Церковь имеет:

епархий - 53;

епископов - 85;

приходов - 11908;

всего священнослужителей - 11970;

монастырей - 228.

Сумская епархия является поместной Церковью здесь, на части Сумской области, и продолжает нести миссию Христову.

Каноническая территория Сумской епархии занимает семь южных и центральных районов Сумской области - Ахтырский, Белопольский, Великописаревский, Краснопольский, Лебединский, Сумской, Тростянецкий. Она состоит из 9 благочинных церковных округов, соответствующих административно-территориальным границам районов Сумской области (есть еще одно больничное благочиние, которое имеет экстерриториальный характер).

На конец 2014 года Сумская епархия имеет 213 приходов, 180 храмов (в том числе часовен, молитвенных комнат и других молитвенных помещений). Церковное служение на приходах несут 177 священнослужителей.

Пользуясь случаем, хочу отметить, что верующие Украинской Православной Церкви составляют абсолютное большинство по сравнению с количеством представителей других конфессий на Сумщине. Все эти данные отражают реальный характер религиозной жизни нашего Слобожанского края и его истории.

По своим личным наблюдениям могу утверждать, что количество людей в храмах даже возросло. Известно, что в воскресный или иной праздничный день кафедральный собор традиционно посещает много людей. Но и по будням люди приходят на богослужение, обращаются за советом к священникам. Я нередко бываю в соборе вне служб, и могу свидетельствовать, что даже в будни верующих много.

И так обстоят дела не только в кафедральном соборе. Об этом мне говорят священники из районов: количество людей, приходящих на исповедь и причастие растет.

Вероятно, это связано с обострением общей ситуации в обществе, войной, жизненными трудностями. Ведь именно в такой ситуации человек чувствует особую духовную потребность, поэтому он и обращается к Богу, ищет духовной поддержки.

Несмотря на огромное давление со стороны недругов Церкви, на попытки дискредитировать ее как антиукраинскую, непатриотичную, люди видят, что на самом деле Церковь последовательно творит дела мира, братолюбия, помогает гражданам Украины, которые выполняют воинский долг, заботится о страждущих мирных гражданах. Поэтому люди приходят в наши храмы, ища спасения и помощи Божией и находя все это в Церкви Христовой.

- Некоторые политики говорят: вся проблема УПЦ в том, что она является «московской церковью», а поэтому выступает с антипатриотических позиций. И если бы она объединилась с «киевским патриархатом», то все было бы иначе…

- Никакой «московской церкви» ни на Сумщине, ни в Украине нет. Есть Украинская Православная Церковь, представленная у нас в области тремя православными епархиями, прихожане которых составляют абсолютное большинство всех верующих Сумщины.

Что же касается патриотизма, то о нем стоит судить не по громким заявлениям, а по реальным делам. А они говорят о том, что верующие Украинской Православной Церкви являются настоящими патриотами Украины. Так, наша Церковь в целом собрала более 3000 тонн гуманитарной помощи и более 30 млн. грн. для тех, кто пострадал от военных действий. Это и есть реальные дела. А громкие заявления недругов Православия - это лишь очередная попытка очернить Церковь Христову, создав из нее образ врага. Именно этим оправдывают захваты храмов сторонники раскольнических группировок.

В 2008-2009 годах я своими глазами видел, как представители так называемого «киевского патриархата» цинично захватывали православные храмы на Сумщине. При этом захватчики допускали осквернение святынь, что для меня является явным признаком отсутствия у этих людей вообще какой-либо веры и благочестия. Могу засвидетельствовать, что на данный момент ни один приход Сумской епархии не перешел в раскол. Духовенство и миряне, несмотря на давление со стороны отдельных должностных лиц, общественных и политических деятелей, остаются верными Канонической Церкви.

Хочу отметить, что нынешний глава Сумской облгосадминистрации понимает опасность подобного межрелигиозного противостояния, поэтому прилагает определенные усилия, чтобы не допустить обострения ситуации. Для нас это особенно важно, ведь Сумщина – пограничный регион.

Что же касается якобы существующего подчинения нашей Церкви Москве, то это - откровенная ложь. Реальность же заключается в том, что с 1990 года она является полностью самоуправляемой, независимой и автономной. У нас абсолютно независимый от Москвы Священный Синод, Архиерейский и Поместный Соборы, мы самостоятельно проводим канонизацию святых, поставляем епископов, распоряжаемся церковным имуществом и финансами. С 1990 года никакие средства в Москву не отсылаются, равно как и не приходят оттуда. По всем критериям наша Церковь сегодня фактически осуществляет свою деятельность как автокефальная. К примеру, те же греко-католики не имеют такой независимости - без согласия Папы Римского они не могут поставлять епископов. Папа Римский имеет прямую юрисдикцию над любым приходом в мире. Патриарх Московский никаких подобных прав в Украине не имеет. Нас с ним соединяет только молитва, так же, как и со всеми православными России. Молитвенное общение соединяет нас и с единоверными братьями в Польше, Греции, Японии, США, Австралии и других странах. И мы не намерены его разрушать. Те, кто советует нам присоединиться к «киевскому патриархату», далеки от понимания церковной жизни и ее канонов. Ведь «киевский патриархат» ни одной Поместной Православной Церковью мира церковью не считается. И напротив - Украинская Православная Церковь единодушно признается всем православным миром как единственная каноническая Церковь на территории Украины. Поэтому никто из православных не согласится изменить Христовой Церкви ради благосклонности политиков, не разбирающихся в этих вопросах. Мы скорбим о тех, кто, пребывая в расколе, отпал от Церкви и молимся о том, чтобы они скорее вернулись в материнское лоно Святого Православия, которое через равноапостольного князя Владимира наши предки приняли в Древнем Киеве. Надеюсь, что такое время наступит.

- Что бы Вы хотели пожелать напоследок?

- Я хотел бы поблагодарить за возможность донести мои ответы широкой общественности. А также пожелать самого главного – благословения Божьего, мира и согласия! Пусть Бог укрепит нас всех в стремлении к миру!

Беседу вел Валерий Никольский

(Перевод с украинского)


п»ї
Читайте у цій рубриці

Шлях до миру - через подолання ворожнечі (укр..)

Читати статтю«Якщо ми не зупинимо війну в своїх серцях, вона буде тільки сильніше розгоратися зовні»

Вже більше року Україна переживає найскладніший період у своїй новітній історії - військові дії на сході країни, радикалізація настроїв у суспільстві, серйозні економічні та фінансові труднощі... Читати статтю повністю