Ділова розмова

Финансы больше не поют романсы

О том, что распределение бюджета в стране должно происходить по принципу «снизу вверх», то есть от территориальных громад в бюджет государства, а не наоборот, власти на местах говорят уже более 20 лет.

Однако упорядочить бюджетное законодательство в этом плане все никак не удавалось. И только в начале 2015 года территориальным громадам удалось приблизиться к этому принципу благодаря начавшемуся в стране процессу децентрализации, в том числе - финансовой.

О подробностях внедрения и первых результатах процедуры финансовой децентрализации рассказал управделами горисполкома Виктор Волонтырец.

Первые шаги...

По словам В.Волонтырца, в целом децентрализация власти - это широкое понятие, которое предусматривает передачу всех государственных полномочий органам местного самоуправления (городским и областным советам), ликвидацию областных госадминистраций с последующим введением префектов на уровне регионов. Срок, предусмотренный в целом для проведения децентрализации власти, - два года. Сегодня, в частности, это предусмотрено законом о местных выборах. В переходных положениях этого закона сказано: несмотря на то что срок полномочий депутатов местных советов составляет пять лет, следующие выборы должны состояться через два года (то же самое касается и мэров). Такой срок установлен потому, что децентрализация власти предусматривает изменения в Конституцию, а они сегодня приняты только в первом чтении. Для принятия конечного варианта нужно получить конституционное большинство голосов в Верховной Раде - больше 300. Законом предусмотрено объединение территориальных громад (административная реформа - одна из составляющих децентрализации власти в целом). Областного центра это касается в меньшей степени, а те процессы, которые происходят в районах, - более существенны. Но более важная составляющая децентрализации - это финансовая децентрализация.

- Что бы мы ни говорили об объединении громад, их бюджетов, о том, что все полномочия будут у местного самоуправления, что не будет ОГА, а будет только префект, контролирующий соблюдение законов органами местного самоуправления, - все это, так сказать, организационно-технические мероприятия. А что касается финансов - это самое важное. Я в системе местного самоуправления работаю уже очень давно, с 1998 года. В 1998 году у нас тоже были собственные и делегированные полномочия. Тогда собственные полномочия обеспечивались 60-ю процентами бюджета (оставались на местах) - 40% уходило на делегированные. Но уже в 2010 году и ближе к 2012-му пропорции резко изменились: на собственные полномочия мы могли направлять только до 40% бюджета, а на делегированные - 60, а иногда и все 80%. Поэтому на ремонт дорог, жилищно-коммунальное хозяйство и другие работы, предусмотренные собственными полномочиями, у нас оставался с гулькин нос, и никто нам из Киева ничего не добавлял. Такой перекос в финансах, который достиг своего критического апогея в 2012-2013 годах, дальше просто не мог продолжаться.

На сегодня первые шаги по изменению этой системы сделаны. То есть децентрализации власти в целом еще нет, поскольку нет изменений в Конституцию, но уже с 2014 года основные процедурные моменты по финансовой децентрализации внедрены и уже дают результат.

Первые результаты

По словам В.Волонтырца, в 2015 году территориальные громады живут уже намного лучше. Конечно, не все, поскольку налоги, которые закреплены за районными и сельскими громадами, не дают возможности в полной мере обеспечить потребности маленькой территориальной громады. Но все большие города - областные центры, райцентры имеют сегодня положительный финансовый баланс.

- Что касается бюджета, то у нас в этом году введены новые налоги, которые увеличили как бюджет города в целом, так и финансовый ресурс на выполнение собственных полномочий. Один налог у нас, конечно, забрали - это подоходный налог, который был основным источником наполнения горбюджета и давал 80% всех поступлений. Нам оставили от него только 60%. Но дополнительно государство дало нам новые налоги - акцизный сбор (+41,3 млн. грн.), плата за предоставление админуслуг (+5,9 млн. грн.), налог на недвижимое имущество, отдельное от земельного участка (+2,8 млн.), транспортный налог (+1,9 млн. грн.), в полном объеме зачисляется в горбюджет госпошлина (+3,9 млн. грн.). Поэтому, несмотря на потерю 20% подоходного налога, бюджет города по результатам восьми месяцев текущего года перевыполнен более чем на 56 млн. грн. (по сравнению с соответствующим периодом прошлого года). Прогнозные показатели перевыполнения до конца года - 100 млн. грн. И главное, что государство впервые внедрило в этой процедуре, - это выделение местным бюджетам целевых субвенций на финансирование сфер здравоохранения (176 млн. грн.) и образования (176 млн. грн.). А эти две сферы - самые крупные потребители финансового ресурса громады из всех делегированных полномочий. Поэтому позитив процесса финансовой децентрализации для нас весьма ощутим.

Было бы что тратить, а куда - найдется

Что касается расходования бюджетных средств, то, поскольку упомянутой госсубвенции (352 млн. грн.) Сумам оказалось недостаточно, то благодаря перевыполнению доходной части и за счет свободного остатка прошлого года город дополнительно направил на сферу образования 7 млн. грн. собственных средств, на здравоохранение - 19 млн. грн. Свободный остаток средств на начало года у нас был 100 млн. грн., на сегодня они все распределены и направлены на капитальные расходы.

- Раньше свободный остаток всегда сохранялся до конца года практически как резервный фонд, так как не было известно, как закончится финансовый год. Но в этом году, имея уже текущее перевыполнение, мы не держали свободный остаток и использовали его в течение года на капремонт дорог и жилфонда, благоустройство дворов, покупку троллейбусов. В частности, на сегодня выполнены работы по текущему ремонту дорог (36 тыс. кв. м) на сумму 12,9 млн. грн.; капремонту дорог (21 тыс. кв. м) на 11,7 млн. грн.; капремонту внутридворовых дорог - 6,4 млн. грн.; 28,9 млн. грн. направлены на капитальные вложения: это строительство троллейбусной линии на ул.Ковпака, реконструкция детсада на ул.Августовской, 1, и закупка оборудования для наших медицинских и спортивных учреждений. Кроме того, сделана реконструкция дорог на четырех улицах, реконструкция водопроводной системы до села Песчаного, продолжается строительство дорог и линий уличного освещения в 12-м микрорайоне, начата работа по перекладке напорного канализационного коллектора на ул.Криничной, строительство 3-й очереди полигона ТБО.

В целом, по словам В.Волонтырца, на 2015 год город предусмотрел на жилищно-коммунальное хозяйство 128,6 млн. грн., что на 50 млн. больше, чем в прошлом году; капвложения - 93,6 млн. грн. (на 60 млн. больше); общественный транспорт - 44,9 млн. грн. (из них на покупку - 44,2 млн. грн.); улучшение материально-технической базы учреждений социально-культурной сферы - 36 млн. грн. (на 20,3 млн. грн.).

- До конца года мы планируем выделить еще 15 млн. грн. на реконструкцию напорного коллектора, так как имеющихся сейчас 25 млн. недостаточно;

3,5 млн. грн. «Электроавтотрансу» на компенсацию разницы в тарифах и льготного проезда студентов; 18 млн. грн. - на покупку еще пяти новых троллейбусов. И еще один важный вопрос - индексация зарплат работникам бюджетной сферы. Хоть это и делегированные полномочия, но в выделенной нам госсубвенции индексация предусмотрена не была, и сегодня на эти цели нужно 24 млн. грн. Конечно, было бы правильно, если бы эти средства дало нам государство в виде дополнительной субвенции, и мы надеемся на это. Но даже если Киев нам не даст этих денег, мы сможем выделить эту сумму из своего бюджета.

* * *

По информации В.Волонтырца, в целом по выполнению бюджета и расходам наш город считается зажиточным, и, согласно проведенному специалистами анализу, мы идем примерно на 3-4 месте по стране. Поэтому у нас еще есть реверсная дотация, то есть так называемое изъятие из горбюджета в государственный - 55 млн. грн., которые потом направляются на покрытие расходов других регионов. Но в этом году государство частично компенсировало нам это изъятие, выделив дотацию на ремонт коллектора (11 млн. грн.), капремонт дорог (11 млн. грн.) и еще 10 млн. дополнительно на сферу образования.

Антон Акулин


п»ї
Читайте у цій рубриці

Обзор набора школьного Derby

Стильный набор для маленькой школьницы

Выбор стильного удобного рюкзачка для юной школьницы – дело чрезвычайно важное. Но не менее важно подобрать для маленькой модницы и другие дополнительные аксессуары, например пенал или сумку для спортивной одежды. Можно купить все нужные... Читати статтю повністю

Безкоштовні препарати для захисників Сумщини

НІ для кого не секрет, що хоч влада і обіцяла учасникам АТО безкоштовне лікування, але лікарні препаратами на достатньому рівні не забезпечує. «Українське об’єднання патріотів - УКРОП» у Сумах звернулося до приватних медичних центрів з пропозицією зібрати разом медикаменти для закладів,... Читати статтю повністю

«Повод для сдержанного оптимизма - есть!»

Читати статтюСумы многие десятилетия считались городом машиностроителей. Ведь львиную долю городской казны наполняли именно представители этой профессии. И флагманом этой отрасли, конечно же, всегда было ПАО «Сумское научно-производственное объединение».

Хотя последние несколько лет завод сильно... Читати статтю повністю

Участникам АТО передадут 66 га

22 сентЯбрЯ Сумской окружной админсуд принял решение удовлетворить в полном объеме иск прокурора о признании противоправным и отмене распоряжения председателя Сумской райгосадминистрации.

Благодаря чему государству будет возвращено 66 га земли стоимостью более 1,6 млн. грн. на... Читати статтю повністю

10 ТОП-требований бизнесменов к власти

Перед каждыми выборами кандидаты и в депутаты, и в мэры в своих предвыборных программах обещают создать благоприятные условия для развития бизнеса, упрощения регуляторных процедур и т.д. Но каждый раз многое из обещанного так и остается невыполненным.

На этот раз ОО «Союз предпринимателей,... Читати статтю повністю

В Сумах будут старшие по дому

Как рассказал управделами горисполкома Виктор Волонтырец, общественная экспертная комиссия по вопросам ЖКХ подготовила на рассмотрение сессии горсовета два проекта решений, которые, по его мнению, имеют очень важное значение в вопросах обслуживания жилья. Особенно в связи со вступлением... Читати статтю повністю

Пока без перспектив

Жизнь в деревне никогда не отличалась легкостью, а в наше непростое время все стало еще сложнее.

Жителям Красного села немного повезло - многие из них могут совмещать свой деревенский быт и работу в областном центре, по сути, превратив это село в пригород. Если бы не проблема с... Читати статтю повністю

Приглашаем перезаключить договора

КП «Горводоканал» Сумского горсовета обращает внимание потребителей - физических лиц на возможность перезаключения действующих договоров о предоставлении услуг по поставке холодной воды и водоотведения по форме типового договора, утвержденного постановлением Кабмина от 21.07.2005... Читати статтю повністю

Для офисов общественников - видеонаблюдение

По поручению городского руководства управление комимущества горсовета промониторило все заявки от общественных организаций на аренду коммунальных помещений, которые расположены в жилых домах.

Такое поручение мэр Александр Лысенко дал неделю назад после ЧП, которое случилось в офисе... Читати статтю повністю

Бюджет развития трещит по швам...

На аппаратном совещании в Сумской мэрии 28 сентября управделами гор-исполкома, заммэра Виктор Волонтырец выразил обеспокоенность тем, что бюджет развития областного центра практически не выполняется.

35% в нем - доля от продажи земли. Поэтому первой отчитаться по ситуации попросили... Читати статтю повністю