Конфлікт

Привлечь к ответу - нельзя?

Почему военная прокуратура отказалась расследовать нашумевшее дело?

ВШ писал о громком задержании в Ахтырке 19 ноября. Напомним, пресс-служба «Правого сектора» тогда распространила информацию о совместном с СБУ задержании трех руководителей банды вымогателей, якобы представителей несуществующей организации по борьбе с коррупцией, которые требовали у предпринимателей деньги, прикрываясь при этом громкими именами своих соотечественников.

Эту информацию позже подтвердила и СБУ. Сообщалось, что в офисе были изъяты пистолет и две гранаты, а в отношении задержанных «руководителей ОПГ» открыли уголовные производства за мошенничество и незаконное владение оружием. Вскоре в Интернете появилась видеозапись громкого задержания, где люди в разномастных камуфляжах, с нашивками чего угодно - вплоть до войск Германии, избивают троих людей, не оказывающих сопротивления, привязывают одного из них к стулу скотчем и совершают другие, мало похожие на законные, процессуальные действия.

Избив людей и обыскав офис, группа неизвестных в масках, так и не предъявившая постановления суда об обыске, ушла. После чего 52-летний Муртази Баркая, который действительно является руководителем областного отделения Всеукраинской общественной организации «Комитет по борьбе с организованной преступностью и коррупцией», отправился в полицию и написал там ряд заявлений - о незаконном обыске, краже оргтехники, избиении и т.д. Потом к ним добавилось заявление о краже из дома Баркая, где тоже похозяйничали неизвестные «участники операции». Руководство Комитета и сыновья Муртази Баркая обратились в Генпрокуратуру с жалобой. Поскольку речь шла о сотрудниках силового ведомства, дело было передано в военную прокуратуру.

И вот заявителю пришел ответ из военной прокуратуры Сумского гарнизона. Смысл его заключается в том, что сотрудники СБУ в описанных действиях участия не принимали, а стало быть и привлечь их к ответу прокуратура не может. Но как же не принимали - недоумевает Муртази Баркая, если их лица есть на видеозаписи?

Действительно, все украинские СМИ и все телеканалы ссылались на пресс-службу СБУ, комментировавшую задержание, которое проводили сотрудники службы совместно с «Правым сектором». Более того, на сайте СБУ до сегодняшнего дня находится материал «На Сумщині СБУ та громадські активісти затримали шахраїв, які вимагали гроші під гаслами Революції Гідності», подписанный пресс-центром СБ Украины, и в нем недвусмысленно говорится: «У місті Охтирка Сумської області Служба безпеки України спільно з поліцією та представниками регіональних осередків ВПР «Правий сектор», ГО «Майдан» та «Народна самооборона» затримала організаторів злочинного угрупування, які вимагали гроші та майно з підприємців, використовуючи гасла Революції Гідності». Там, кстати, говорится и об уголовном производстве, открытом по результатам задержания. Мы созвонились с пресс-офицером УСБУ в Сумской области Олесей Рапутой:

- Мы передали все материалы в местные правоохранительные органы, - рассказала она. - Мы тогда отреагировали только потому, что к нам обратился «Правый сектор» и сообщил, что в офисе находится оружие - и на это мы прежде всего обращали внимание. Все изъятое мы передали в органы Национальной полиции...

То есть ничего не изменилось, сотрудники СБУ все-таки принимали участие в задержании, обыске, изъятии, пресс-служба это подтверждает. Почему же военная прокуратура дала такой ответ и что заявителю делать дальше, кто будет заниматься его делом? Эти вопросы мы задали заместителю военного прокурора Сумского гарнизона Алексею Ляшенко:

- Действительно, к нам поступило такое обращение. Мы направили в СБУ запрос и получили ответ, подписанный начальником УСБУ в Сумской области.

- В нем сказано, что сотрудники УСБУ не принимали участия в данных следственных действиях. Поэтому мы не можем проводить следствие в отношении их действий. Что касается дальнейшего расследования, ответ на жалобу заявителя мы дали. Она касалась именно СБУ. В отношении гражданских лиц мы вести следствие не можем. Ему нужно обратиться в территориальные правоохранительные органы.

Складывается очень любопытная ситуация. Для того чтобы не привлекать к ответственности сотрудников СБУ, достаточно заявить, что их там не было, хотя все знают, что они там были. Интересно, какой же тогда вообще механизм привлечения к ответственности тех, кто засветился в ролике? И не хочет ли военная прокуратура, не ограничиваясь ответом, хотя бы расспросить тех сотрудников, которые в курсе событий? И тех же бойцов ПС, которые принимали участие в совместной операции? Впрочем, дело, судя по всему, закрыто. И исходя из того, как его футболили из одной организации в другую, желающих заниматься следствием в отношении силовых ведомств и общественно-политических организаций нет не только в нашей области, а и в Украине. Как, впрочем, и защиты от произвола...

Ярослав Берест


п»ї
Читайте у цій рубриці

За фасадом разборок по «Горсвету»

23 февралЯ на заседании планово-бюджетной депутатской комиссии несколько руководителей КП отчитывались о результатах финансовой деятельности предприятий. А так как в последние две недели КП «Горсвет» находится под особо пристальным вниманием, отчета его директора Николая Пархоменко... Читати статтю повністю