Культура

Seasons Виктории Телетьен

4 июлЯ в галерее «Наша» открылась выставка картин художницы их Харькова Виктории Телетьен. Называется она Seasons, то есть «Времена года».

Четыре картины, представляющие четыре времени года (по номерам), и четыре женских портрета: «Дiвчина зi Змiями», «Дiвчина з Вiслючком», «Дiвчина з Ропухою» и «Дiвчина з Лiлією».

Как связаны портреты с временами года? В буклете к пяти из восьми работам предпослан небольшой текст. Например, к «Дiвчині з Ропухою» такой: «Присвячується дiвчинi, що завжди сумна. Її думки холоднi, бо скоро зима, в її очах не буває сонця, нi одного жовтого натяку, бо все листя вже давно облетiло i потонуло там, де скiнчилося лiто».

А вот текст для «Дiвчини зi Змiями»: «Вона не знає смутку, їй потрiбнi твої уста; ти пiдозрюєш, що буде боляче, пiдозрюєш, що буде спекотно, але занурюєшся в її волосся - отруюєшся знову i знову».

Картины по сезонам написаны в коллажно-иллюстративной манере: пейзажи совмещены с натюрмортом, фигурами людей, отдельными предметами. Такими обычно делают иллюстрации в обучающей литературе. Они служат своего рода мнемосхемой к статьям по той или иной теме. Картины же на выставке иллюстрируют личный жизненный опыт, с которым зритель пришел на выставку. Так ли это? Об этом мы спросили художницу.

- Хотели бы вы донести до зрителя свое понимание картины или отдаете поиск смысла ему на откуп?

- Я думаю, это сложная серия, со множеством разнообразных противоречивых образов в одной картине. И зрителю не всегда понятно, о чем речь. Работы я делала в первую очередь для себя. И только после их показа на выставках поняла, что зритель видит совсем другие смыслы, чем я. Но я дала описание к этим картинам, и благодаря этому, я думаю, зрителю будет легче разобраться в смыслах.

- Кто придумал тексты? Есть ли тексты к другим вашим работам?

- В этот раз мне не захотелось писать каких-либо заумных концепций, тем более у меня это плохо получается, обычно я доверяю это кому-то другому, но результатами не всегда довольна. В этот раз решила написать текст сама - это лирическое описание к каждой картине, мне кажется, это интересно и необычно. К другим работам текстов нет, но, возможно, в дальнейшем буду такое практиковать.

- Использованы ли в работах «цитаты» из работ других художников по принципу коллажа? Как часто вы пользуетесь этим приемом?

- Обычно для коллажей я использую свои фотографии. В данной серии «Времена года» использовала еще вырезки из старых газет. Но на самих холстах ничего наклеенного нет. Коллажем занимаюсь, когда разрабатываю эскиз. Что касается четырех портретов с выставки, то два из них - это не реальные люди, а собирательный образ. Допустим, в работе «Дiвчина з Ропухою» я отчасти вдохновлялась картиной «Рождение Венеры» Боттичелли. Не знаю, можно ли назвать это цитатой, но это интересный опыт, думаю, повторю его в будущем.

- В ваших работах - набор предметов, визуально не взаимодействующих друг с другом. Это психотест на ассоциацию?

- Для зрителя, наверное, да. А для меня - это как мысли, роящиеся в голове, которые могут быть не связаны между собой. Каждая картина - это перечисление предметов или эмоций, сопутствующих мне на определенном этапе времени. Между собой они могут быть не связаны.

- Важен ли для вас зритель? Каким бы вы хотели видеть своего зрителя?

- Когда я работаю над картиной, я обычно не думаю о зрителе. Потребность возникает после, когда моя работа закончена и я ею довольна. Тогда хочется поделиться с кем-то еще. А свои зрители - это, наверное, близкие друзья или художники, к мнению которых я прислушиваюсь. В первую очередь хочется быть понятой людьми своего круга общения.

- Относите ли вы свое творчество к постмодерну или определяете его как-то по-другому?

- Мне обычно сложно дать определение своему творчеству. Сегодня это может быть постмодерн, завтра - экспрессионизм или реализм. Пусть в этом разбираются искусствоведы.

- Как бы вы определили творческую задачу современного художника?

- Я думаю, современный художник должен отображать современный мир, современные проблемы общества, а не то, что было 50-100 лет назад. Я не знаю, насколько я справляюсь с этой задачей. Я работаю над тем, что волнует меня, прежде всего стараюсь делать это хорошо и надеюсь, что это будет интересно и другим.

Виталий Сергеев

P.S. Не забудьте также заглянуть в галерею УАБД «Академ Аrt» - там находится экспозиция фотографий Виктории с арт-симпозиумов по ленд-арту под названием «Колыбель». Ленд-артом Виктория занимается вместе с мужем Юрием Штайдой. Она как художник, он как музыкант, а вместе они - Art-family «Ulitka Fedor».


п»ї
Читайте у цій рубриці

Клубок впечатлений

В усадьбе Кондратьевых, где расположен музей Петра Ильича Чайковского, в рамках фестиваля прошел пленэр, а в последний день - гала-концерт.

А открылся фестиваль 10 июля в помещении Сумской городской галереи скромной научной конференцией с чаепитием по ходу докладов, а также изотворчеством... Читати статтю повністю

Премьера под занавес сезона

На прошлых выходных Сумской областной академический театр драмы и музкомедии им. М.Щепкина завершил театральный сезон новым спектаклем. Худрук театра Антон Меженин представил публике премьеру «Ромео по вызову» по пьесе современного русского драматурга Андрея Иванова в переводе Степана... Читати статтю повністю

Юные художники из Сум покоряют мир

Группа юных сумских художников недавно вернулась из Польши домой. Все они - учащиеся художественной школы им. Лысенко. О целях поездки, перспективах для талантливых ребят и их достижениях нам рассказал директор школы Алексей Кузьменко:

- Люди творческих профессий традиционно любят... Читати статтю повністю

Формы и смыслы Сергея Степанова

Сергей - дизайнер по образованию (в 1990 году окончил Харьковский художественно-промышленный институт) и в творчестве остается верен своей специальности.

Его работы яркие, выполнены в декоративном стиле. В более ранних обыгрываются узоры древних «дизайнеров», более поздние - выполнены... Читати статтю повністю