Люди

Загадочный гений Никколо Паганини

Никколо Паганини - одна из самых загадочных и легендарных фигур. С одной стороны, он был признанным гением и непревзойденным виртуозом-скрипачом, которого за баснословные гонорары приглашали выступать перед самыми богатыми людьми Европы, включая монархов.

С другой стороны - о нем ходили самые невероятные легенды: что он продал душу за умение так играть, что скрипка его так чудно поет, потому что вместо струн на ней натянуты жилы замученной им женщины, что за убийство он много лет сидел в тюрьме на цепи, потому и хромает...

Как растят гениев

Никколо Паганини родился 27 октября 1782 г. в Генуе. Он был третьим ребенком в семье, и после него родились еще трое детей. Таким образом, отцу приходилось содержать шестерых маленьких Паганини. Он работал сначала портовым грузчиком, затем открыл лавку в порту. При этом он хорошо играл на мандолине и скрипке и сам учил своих сыновей музыке. Он мечтал, чтобы сын его был музыкантом, зарабатывал бы хорошие деньги и содержал семью. Сначала Антонио учил музыке старшего сына, но тот не отличался особыми талантами. Поэтому когда маленький Никколо обнаружил очень хороший музыкальный слух (позже оказавшийся уникальным), отец перенес все надежды на него. Он нагружал ребенка многочасовыми уроками и репетициями, запирал в подвале, сурово наказывал за невыученные задания. Мальчик, менее склонный к музыке, возненавидел бы ноты и инструменты, но маленький Никколо, наоборот, все больше увлекался занятиями. Вскоре отец понял, что мандолина - слишком простой инструмент, и в шесть лет купил мальчугану скрипку. Занятия по 8-10 часов с перспективой остаться без обеда сказывались на здоровье ребенка. Но в 8-летнем возрасте Паганини написал скрипичную сонату и несколько трудных вариаций, которые виртуозно исполнял. К этому времени он уже играл намного лучше отца, выступал не только на народных торжествах, но и перед знатью. Поэтому его заметили меценаты, которые оплатили ему уроки у нескольких известных музыкантов. Неизвестно, посещал ли Никколо школу, но читать и писать он умел, хотя и допускал ошибки. В 13 лет он дал свой первый большой концерт, выручка от которого предназначалась для оплаты его обучения у известного маэстро Алессандро Ролла. Приехав к преподавателю, Антонио с сыном обнаружили, что он болен и не настроен принимать гостей, но уговорили прислугу доложить о них. Ожидая ответа, Никколо обнаружил в комнате листок, на котором Ролла накануне записал свою новую мелодию, заинтересовался и начал играть ее с листа. Услышав музыку, преподаватель вышел, обнаружил совсем еще юного скрипача, без какой-либо подготовки играющего труднейшую вещь, и честно сказал, что не сможет научить Паганини ничему большему. Он рекомендовал мальчику другого учителя. Какое-то время Паганини занимался у виолончелиста Гаспаре Гиретти, затем вернулся в Геную, давал концерты и непрерывно совершенствовал свою игру. К 1801 году он был уже знаменитым скрипачом.

Женщины и гастроли

Никколо переехал в Лукку. После первого же концерта в местном соборе о нем узнал весь город. Молодой человек не только отлично исполнял музыкальные произведения, но и имитировал на скрипке звуки природы - это стало его любимой забавой на многие годы. Его пригласили на должность первой скрипки Луккской республики, вскоре он занялся преподаванием. Но внезапно все планы спутала любовь. До конца жизни Паганини так ни разу и не назвал имя знатной дамы, которая влюбилась в него тогда. Он скрылся от публики в тосканском поместье своей любимой и три года жил там, занимаясь сельским хозяйством. Бросил даже любимую скрипку - но не музыку. Возлюбленная композитора играла на гитаре, и он полюбил этот инструмент, написал для него 12 сонат. По мнению некоторых исследователей, именно гитара придала дополнительное мастерство пальцам скрипача. В это же время он пристрастился к картам.

Когда период затворничества закончился, он снова начал давать концерты, его имя становилось все более известным. Таинственным в нем казалось все, начиная с внешности - мертвецки бледная кожа, запавшие глаза, выдающийся нос крючком и невероятно длинные пальцы, дерганные движения тощей фигуры. «Постоянные упражнения на инструменте не могли не вызвать некоторых искривлений торса: грудь, довольно узкая и круглая, в верхней части впала, и левая сторона, оттого что музыкант все время держал здесь скрипку, стала шире правой, - пишет биограф Паганини итальянка Мария Тибальди-Кьеза. - Левое плечо поднималось намного выше правого, и, когда скрипач опускал руки, одна оказывалась намного длиннее другой». Сочетание этой внешности и невероятного мастерства Паганини вызывало самые разные слухи. К тому же и образ жизни он вел не самый высокоморальный - из-за карт часто оставался без копейки, влипал в самые разные любовные авантюры и в целом вел себя довольно эксцентрично.

С 1805 года Никколо стал служить первой скрипкой оркестра при дворе сестры Наполеона Бонапарта Элизы Бачокки, которая в то время именовалась Великой герцогиней Тосканской (позднее он возглавил этот оркестр). Вскоре между некрасивой, но умной знатной дамой и скрипачом вспыхнула страсть, которая продолжалась четыре года. Элиза назначила скрипача капитаном личной гвардии и наградила титулом «придворного виртуоза». Например, однажды он взялся продирижировать целой оперой с помощью скрипки, на которой будут всего две струны ? третья и четвертая. Он выиграл пари, публика неистовствовала, а Элиза предложила музыканту, «сделавшему невозможное на двух струнах», сыграть на одной струне. В день рождения императора Франции он исполнил сонату для четвертой струны под названием «Наполеон» - и снова всех удивил.

После трех лет пребывания при дворе Элизы Паганини испросил у нее разрешения удалиться в отпуск и отправился в турне по городам Италии.

Вскоре он познакомился с любимой сестрой императора, очаровательной 28-летней Полиной Бонапарт. Между ней и композитором вспыхнул страстный роман, который довольно быстро исчерпался. Когда у музыканта случилось сильное расстройство желудка, Полина подыскала ему замену. Впрочем, это его не расстроило - женщины были от него без ума, вешались ему на шею, падали в обмороки на концертах - словом, он пользовался у них большим успехом.

Любовные приключения со знатными дамами и простолюдинками завели его так далеко, что он не избежал неприятного инцидента, который испортил его репутацию. В 1814 году в Генуе 20-летняя дочь портного Анджелина Каванна, с которой он познакомился после концерта, забеременела - причем непонятно от кого, поскольку встречалась и с другими мужчинами. Когда Никколо об этом узнал, он поспешил отправить ее к своим друзьям, пока она не родит. Но отец девушки обвинил Никколо в похищении дочери и ее изнасиловании и подал на него в суд. Ребенок, едва родившись, умер, но судья приговорил Никколо выплатить в пользу Анджелины 3 тысячи лир. Репутация Паганини в глазах обывателей была подпорчена, и он поспешил покинуть родину. Слава Паганини возросла после путешествия по Германии, Франции и Англии. Музыкант везде пользовался огромной популярностью. В Германии он купил титул барона, который передавался по наследству. Везде, где он появлялся, тут же случались забавные истории. После концерта в Вене один из слушателей утверждал, что он видел, как за спиной музыканта стоял дьявол и водил его рукой со смычком. Журналисты подхватили эту новость и сообщали ее вполне серьезно. На многочисленных карикатурах его изображали безобразным, в газетах характеризовали как жадного, скупого и мелочного человека, завистники и враги распускали о нем нелепые слухи. Но даже самые недоброжелательные критики не могли скрыть необыкновенного впечатления, которое производила на слушателей его музыка: «...Это наваждение. Слушатели охвачены каким-то сумасшествием, иначе не может быть. Когда он играет, дыхание захватывает, и самое биение сердца отвлекает внимание человека. Собственное сердце раздражает и становится невыносимым. Собственная жизнь прекращается, когда начинаются эти звуки».

В 34 года Паганини увлекся 22-летней певицей Антонией Бьянки, которой он помогал с подготовкой сольного выступления. Они сходились и расходились, Никколо заводил кратковременные романы с другими, певица отвечала ему тем же. В 1825-м у Никколо и Антонии родился сын Ахилл. На некоторое время отношения Паганини и Бьянки стали нежнее. Но в конце концов, получив неопровержимые доказательства измены возлюбленной, в 1828 году композитор решился на разрыв, отсудив в свою пользу опеку над сыном. С тех пор все, что он делал, было только для мальчика.

Чем же все-таки болел Паганини?

Паганини давал концерты один за другим. Он бросил расточительство и карты. Желая обеспечить сыну достойное будущее, он запрашивал себе огромные гонорары, так что после смерти его наследство составило несколько миллионов франков. Он очень спешил - здоровье его ухудшалось с каждым днем.

В течение долгого времени считалось, что композитор болел туберкулезом. Он вернулся в Италию настолько больным, что приступы кашля не давали ему разговаривать. Говорили и о том, что в могилу его свел рак гортани. Известно, что в октябре 1839 года больной и в чрезвычайно нервном состоянии Паганини в последний раз приехал в родную Геную. Последние месяцы своей жизни он не выходил из помещения, у него постоянно болели ноги, а болезни уже не поддавались лечению. Истощение было столь сильным, что он не мог взять в руку смычок, его сил хватало лишь на то, чтобы перебирать пальцами струны лежащей рядом скрипки. Было ли это следствием рака?

Современные исследователи, анализируя внешность Паганини и течение его болезни, склоняются к мысли, что у него был синдром Марфана - генетическое заболевание, вызываемое повреждением 15-й хромосомы. Эту наследственную болезнь французский педиатр Антонио Марфан описал через 56 лет после смерти Паганини. Пациентов с этим диагнозом объединял ряд внешних характеристик: длинные и тонкие конечности, арахнодактилия («паучьи», поразительной длины, пальцы) «птичье лицо» (большой нос и маловыраженный подбородок), повышенная подвижность суставов, вогнутая грудная клетка. Все это было следствием аномалии соединительной ткани, постепенно разрушавшей суставы. И в целом облик музыканта - высокий рост и чрезвычайная худоба, сильная бледность, тяжелый пронизывающий взгляд, правая нога длиннее левой, левое плечо выше правого, ввалившаяся грудная клетка, ярко выраженная мышечная слабость при железной силе кистей рук, необычайно тонкие пальцы, суставы которых гнутся во всех направлениях, - действительно мог быть именно следствием заболевания, а не чрезмерных занятий.

Эта версия объясняет и дальнейшую смерть музыканта. Со временем болезнь Марфана прогрессирует: соединительная ткань разрушается, мышцы, сухожилия и суставы становятся избыточно эластичными, человек ощущает слабость в руках и ногах - они фактически отказывают ему. Но наиболее грозное осложнение синдрома Марфана - расслоение аневризмы восходящей аорты, при котором соединительная ткань стенок этого широкого кровеносного канала постепенно истончается, разрушается и угрожает разрывом. Ранние признаки возникающей катастрофы - охриплость, боль за грудиной и в спине, кашель, одышка, рвота.

Приступы ревматических болей в суставах, кровавый кашель и слабость преследовали великого скрипача последние годы его жизни. Его неоднократно пытались лечить именитые врачи, но никто не мог поставить вразумительный диагноз. Известно, что за полгода до смерти Паганини практически утратил голос, а каждый публичный концерт стоил ему, по его собственному выражению, года жизни. Официально смерть маэстро принял от загадочной болезни горла, но, по всей видимости, причиной его кончины был разрыв аневризмы аорты - фатальное осложнение синдрома Марфана.

Посмертные приключения

Никколо Паганини скончался в Ницце 27 мая 1840 года, не дожив 5 месяцев до своего 58-летия. Он старался держать в секрете ноты своих произведений, играл по памяти и крайне неохотно соглашался на их публикацию. В записанном виде после него остались 24 каприса, множество вариаций на оперные и балетные темы, шесть концертов для скрипки с оркестром, сонаты, сонаты для скрипки и гитары, вариации и вокальные композиции.

Репутация композитора стала причиной еще многих скандалов уже после его смерти. Сначала усопшего Паганини не похоронили из-за запрета церкви. Когда Ахилл привез гроб с телом отца, чтобы похоронить его в Генуе, ему было отказано во въезде в город. Долгие пять лет Ахиллу пришлось хранить гроб в глубоком подвале, пока он через суд добивался разрешения на захоронение. Лишь в 1876 году тело Никколо Паганини предали земле, но в 1893 году опять откопали, потому что люди якобы слышали странные звуки, доносившиеся из-под земли. В присутствии внука Паганини, чешского скрипача Франтишека Ондржичека, прогнивший гроб вскрыли. Ходит легенда, будто тело музыканта к тому моменту истлело, но лицо и голова были практически невредимы. Конечно, после этого еще не одно десятилетие по Италии ходили самые невероятные слухи и сплетни. В 1896 году гроб с останками Паганини вырыли еще раз и перезахоронили на другом кладбище Пармы.

***

Любимая скрипка Никколо Паганини «Ил Канноне» (Пушка), созданная великим Джузеппе Гварнери, теперь хранится в Ратуше Генуи (маэстро не хотел, чтобы на ней кто-то играл после его смерти, и завещал ее городу). Один раз в месяц специально назначенный куратор вынимает ее из витрины и играет произведения Никколо Паганини. Иногда скрипку привозят для выступлений в другие города и даже страны - в бронированном автомобиле с усиленной охраной. В мае 1999 года украинцы могли услышать ее звучание в Киевской опере - для этого муниципалитету Генуи был уплачен залог в четыре миллиона долларов. Скрипка окружена различными слухами и мистическими историями не меньше, чем личность ее владельца. Мало кто из скрипачей мира играл на ней более одного раза. Одним из таких смельчаков стал народный артист Украины Богодар Которович, который сыграл на ней два концерта в Киеве и затем рассказывал: «На репетиции «Пушка» не произвела особого впечатления, но позже, на концерте, она просто преобразилась. Это было необъяснимо, и не обошлось без мистики. Когда я играл, то вдруг почувствовал - точно за мной кто-то разыгрывается. Чувствовал только звуки, может, это иллюзия, фантазия, но мне показалось, что за мной кто-то стоит. После того концерта я два раза попадал в больницу, пережил даже состояние комы»...

Подготовила Руслана Рябинина


п»ї
Читайте у цій рубриці

Хронограф

90 лет назад умер Гудини

Знаменитый американский иллюзионист, филантроп и актер Эрик Вайс, известный как Гарри Гудини, родился в Будапеште в семье раввина. Родители эмигрировали в США, когда ему было 4 года. А уже с 10 лет он начал показывать фокусы. Его подвешивали в мешке к карнизу... Читати статтю повністю