Люди

Его смерть так и осталась загадкой

Моцарту рукоплескали первые особы Европы, но он всю жизнь прожил в нищете и был похоронен в общей могиле

В ноЧь с 4 на 5 декабря 1791 г. после тяжелой и мучительной болезни, симптомы которой позже породили немало споров и легенд, скончался один из величайших композиторов в истории музыки - Иоганн Хризостом Вольфганг Амадей Моцарт. Ему было всего 36...

Ребенок-феномен

Родился Моцарт 27 января 1756 года в Зальцбурге - столице маленького княжества, во главе которого стоял зальцбургский архиепископ, представлявший одновременно духовную и светскую власть. Его отец Леопольд Моцарт был скрипачом, органистом, педагогом и композитором. У него и его жены родилось семеро детей, но выжили только двое - дочь Мария Анна и маленький Вольфганг, которого крестили на второй день после рождения в честь святого Иоанна Златоуста (Иоганн Хризостом - его мирское имя). Уже в три года Моцарт проявлял огромный интерес к урокам игры на клавесине, которые отец давал его сестре, сам садился за инструмент и воспроизводил фрагменты произведений. Поэтому в четыре года отец начал учить и его. Малыш легко запоминал небольшие произведения, а вскоре начал сочинять и свои собственные концерты - для него это оказалось легче, чем заучивать чужие. Он обладал феноменальной, ни с чем не сравнимой природной музыкальной одаренностью. Память и слух Моцарта поражали всех окружающих. В четырехлетнем возрасте он сочинил свой первый концерт для клавесина. Отец юного Моцарта нежно любил сына, дал ему и Марии Анне прекрасное всестороннее домашнее образование, мечтал о большом будущем для них.

С 1762 года (Моцарту было 6 лет) начались концертные выступления Вольфганга и Марии Анны в разных городах и странах Европы. Он выхлопотал отпуск в дворцовом оркестре зальцбургского архиепископа и повез детей в Вену - музыкальную столицу того времени. Концерты произвели небывалый фурор, семью пригласили ко двору в Шенбрунн - летнюю резиденцию австрийского императора. Там Вольфганг и его сестра играли ежедневно - то порознь, то вместе в четыре руки. Феноменальное искусство Вольфганга вызывало бурю восторгов. Он виртуозно исполнял свои и чужие сочинения, включая ранее ему не известные, которые читал с листа, импровизировал на заданные темы, чисто и безошибочно играл трудные пьесы на клавиатуре, накрытой платком. Вскоре после возвращения из Вены Леопольду удалось выпросить еще один отпуск, и он повез детей в Париж, посетив по пути ряд немецких городов. Концерты везде имели огромный успех, но для детей такая жизнь была чрезвычайно тяжела: бесконечные переезды, выступления по 4-5 часов, репетиции. В Париже Вольфганг познакомился с шедеврами музыкального искусства; слушал знаменитых виртуозов, симфоническую музыку, в Версале вместе с отцом и сестрой посещал концерты церковно-хоровой и органной музыки, много сочинял. В начале 1764 года вышли из печати его первые четыре сонаты для скрипки и клавесина. На титульном листе было обозначено, что они написаны семилетним мальчиком. А главное - две праздничные зимние недели они провели в королевском дворце, давая концерты перед королем и маркизой де Помпадур.

Следующее турне семьи было в Лондон, где восьмилетний виртуоз познакомился с сыном Баха, Иоганном Христианом, также успешным композитором. Они нашли общий язык, импровизировали, играли в четыре руки. Моцарту понравились его симфонии, и он взялся сочинять собственные симфонические произведения, которые тут же были публично исполнены в Лондоне. Правда, этому способствовало не только знакомство, но и тяжелая болезнь, надолго уложившая его в постель... Юные музыканты успешно выступали перед королем Георгом Третьим и его двором. После почти года в Лондоне семья отправилась в Голландию, где прожила около 9 месяцев, также выступая перед королевским двором. Вольфганг много сочинял в перерывах между концертами и болезнями - он и его сестра переболели брюшным тифом. Мальчик выжил чудом, исхудав до костей.

Через три года гастролей, получив известие о крайнем недовольстве архиепископа затянувшейся отлучкой своего скрипача, семья Моцартов отправилась домой, выступая по пути в Париже, французских и немецких городах. Правда, прежнего успеха их выступления уже не имели - десятилетний мальчик впечатлял публику меньше шестилетнего малыша. Домой дети вернулись в состоянии крайнего переутомления.

Новые гастроли и новые произведения

Получив отчет о композиторских успехах десятилетнего Вольфганга, архиепископ зальцбургский привлек его к участию в сочинении коллективной праздничной оратории. Затем по случаю окончания учебного года в зальцбургском университете Моцарт, подражая итальянским образцам, написал оперу на латинский текст «Аполлон и Гиацинт». Вскоре семья Моцартов снова выехала в Вену, где брат и сестра должны были играть по случаю бракосочетания австрийской эрцгерцогини с неаполитанским королем. Но свадьба не состоялась - эрцгерцогиня умерла от оспы. Всего за три месяца он написал итальянскую оперу-buffa «Мнимая простушка» (La finta semplice) по либретто выдающегося итальянского драматурга Гольдони. Но премьера оперы была отменена из-за интриг местных музыкантов. В общем, сезон не удался, к тому же деньги, заработанные во время предыдущей концертной поездки, были на исходе, зальцбургский архиепископ перестал платить Леопольду жалованье. После возвращения в Зальцбург Моцарт все-таки увидел свою первую оперу на сцене - ее поставили по распоряжению архиепископа. Опера ему понравилась, и он присвоил Вольфгангу титул придворного концертмейстера. На этой должности он написал много духовных произведений, а также танцев, серенад и дивертисментов для светских балов.

В декабре 1769 года Моцарты предприняли большую концертную поездку в Италию, где Вольфганг еще не бывал. В Вероне, Мантуе, Милане, Болонье он выступал с огромным успехом, оперный театр в Милане заказал ему рождественскую оперу «Митридат - царь Понтийский» по трагедии Расина. Одной из легенд, касающихся поразительного слуха музыканта, стал рассказ о том, как в Риме на страстной неделе Моцарты посетили Сикстинскую капеллу, где исполнялось большое многоголосное произведение Грегорио Аллегри Miserere. Это духовное сочинение, написанное для двух хоров, исполнялось два раза в году (на страстной неделе) и являлось монополией собора св. Петра и Ватикана. Переписывать и распространять Miserere не разрешалось. Моцарт, прослушавший произведение один раз, придя домой, целиком записал его по памяти, не сделав ни единой ошибки! Так Miserere перестало быть собственностью римского папы.

Пребывание и обучение Моцарта в Болонье принесло ему еще один сюрприз - 14-летнего Моцарта приняли в члены Болонской академии. Этой чести удостаивались очень немногие композиторы (к слову, через год после Моцарта академиком Болонской академии стал наш земляк из Глухова - 26-летний композитор Максим Березовский). После постановки оперы Моцарта о Митридате Филармоническая академия в Вероне также избрала его своим почетным членом.

Придворное рабство

В Зальцбурге Моцарта ждали весьма неприятные перемены. Умер старый архиепископ. На его место вступил новый. Он утвердил Моцарта в звании придворного концертмейстера с приличным жалованьем, но спрашивать с него начал по-другому. Он не пускал молодого концертмейстера гастролировать, придирался к каждой мелочи. Видя, что дело плохо, Леопольд попытался пристроить сына при каком-нибудь итальянском дворе. Ему казалось, что после успеха Вольфганга в Италии это будет несложно. Но эти попытки ни к чему не привели. Ему пришлось вернуться в Зальцбург.

Моцарт обязан был ежедневно по несколько часов просиживать в передней в ожидании распоряжений архиепископа на данный день, писать музыку, угодную хозяину и его гостям. Малейшее невыполнение требований вызывало ярость архиепископа и унизительные оскорбления. Моцарт писал симфонии, серенады и дивертисменты, произведения духовной музыки, выступал как клавесинист и скрипач в оркестре. Настоящим шедевром, невероятным по свей драматической силе, музыковеды считают созданную в это время двадцать пятую симфонию соль минор. К опере хозяин Моцарта относился враждебно, но не стал вмешиваться, когда баварский курфюрст решил заказать Вольфгангу оперу-buffa для новогоднего карнавала 1775 года в Мюнхене. «Мнимая садовница» по либретто Р.Кальцабиджи оказалась впереди многих современных опер. Моцарт понимал, что если он рассчитается со службы, скандал неизбежен, вместе с ним архиепископ уволит его отца, и семья окажется на грани нищеты. Следующие два года были наполнены многочисленными сочинениями духовного и светского характера и целой чередой оскорблений. В 1777 году Моцарту ценой невероятных усилий удалось на какое-то время вырваться с матерью в Мангейм, где он мечтал найти работу. И хотя это не получилось, там он плотно общался с местными музыкантами, уделял огромное внимание оперному искусству и первый раз влюбился в начинающую певицу Алоизию Вебер, дочь суфлера мангеймского театра. Когда почти закончились средства, а работы так и не нашлось, ему пришлось отправиться дальше - в Париж. Здесь его ждало горькое разочарование и немало страданий. Он потерял горячо любимую мать, которая умерла на его руках летом 1778 года. Моцарт остался один в огромном городе, где уже были забыты его детские триумфы и мало кто интересовался приезжим зальцбургским музыкантом. Он бегал по урокам музыки, чтобы заработать хотя бы на еду, писал инструментальную музыку - в том числе знаменитые клавирные сонаты Моцарта ля минор, до мажор, ля мажор и другие. Между тем отец продолжал писать гневные письма, осыпая Вольфганга упреками и убеждая его вернуться в Зальцбург, что он и сделал. Он вытерпел еще два года, не имея права никуда выезжать даже на короткое время, а также выступать без разрешения хозяина. Архиепископ, чувствуя стремление композитора к независимости, делал все, чтобы было его положение безвыходным. Но мягкий по характеру юноша не поддавался и становился только суровее. Отец и сестра уговаривали Вольфганга смиряться и терпеть. Практически вся музыка, которую он тогда писал, была духовной - таким было требование архиепископа.

На свободу - и в нищету

В это время о Моцарте вспомнили в Мюнхене. Курфюрст и его супруга заказали ему к придворному карнавалу 1781 года оперу-seria «Идоменей» на текст либреттиста Джамбаттиста Вареско. Архиепископ не мог противиться желанию баварского властителя и должен был предоставить Моцарту отпуск для сочинения и подготовки оперы в Мюнхене. Опера прошла с успехом. Со своим патроном Моцарт встретился в Вене, куда тот приехал по случаю смерти императрицы. Архиепископ не разрешил ему выступать в салонах и на мероприятиях, поэтому Моцарт не смог восстановить связь со здешними музыкантами. Композитор не покидал дом, а его работодатель заставлял выполнять заказ на какое-нибудь произведение в немыслимый срок, вынуждая тем самым сидеть ночь напролет, во время обеда держал в людской вместе с лакеями и поварами. В итоге терпению 25-летнего композитора пришел конец. Он писал отцу: «Вам в угоду я готов был пожертвовать своим счастьем, своим здоровьем и своей жизнью, но честь моя - она мне, да и Вам также, должна быть дороже всего».

Несмотря на все уговоры отца, он подал письменное заявление об увольнении. Архиепископ не только ответил отказом, но и встретил Моцарта потоком ругательств и оскорблений. Моцарт вторично принес заявление; когда он пришел за ответом, его вытолкали за дверь. После этого Моцарт в течение нескольких дней был близок к душевному расстройству. Придя в себя, он решил не возвращаться в Зальцбург, а остаться в Вене. Таким образом, он стал первым, кто порвал с зависимым положением придворного музыканта.

После этого он вынужден был работать до изнеможения: сочинять, давать уроки, выступать. К этому примешивалось беспокойство об отце и сестре, которым он лишен был возможности помогать. И тем не менее следующие 10 лет жизни и работы Моцарта в Вене были вершиной его творчества. Освобождение от ненавистной службы вернуло ему былую жизнерадостность и вдохнуло в него надежду на лучшее будущее, которую не смогла отнять у него даже страшная нищета. К тому же в Вене он снова встретился с семьей Вебер, переехавшей сюда из Мангейма. Алоизия, к которой он испытывал глубокое чувство, сделала блистательную карьеру на оперной сцене, была солисткой венской оперы. Он показался ей теперь маленьким и невзрачным, и хотя он продолжал бывать у них дома, она не обращала на него внимания. Вскоре чувствами композитора завладела младшая сестра Алоизии - Констанца, веселая, жизнерадостная, совершенно немузыкальная и не особо красивая девушка. Ее родители не поощряли их брак, учитывая материальное положение жениха, поэтому в августе 1782 года Моцарт увез 19-летнюю невесту и обвенчался с ней без их разрешения.

Они хорошо подходили друг другу. Констанца никогда не жаловалась на трудную жизнь и почти постоянное отсутствие денег. Из шестерых детей, родившихся в семье, выжило только двое. Легенды утверждают, что у Моцарта было множество внебрачных связей. Однако он никогда не был донжуаном, как герой его оперы. Напряженная работа Моцарта отнимала у него все время и силы. Если он куда-нибудь уезжал, то писал теплые и нежные письма жене почти ежедневно. По этим письмам можно предположить, что Моцарт был идеалом супружеской верности. К слову, однажды он сам признался, что не желает вступать в случайные связи, поскольку боится венерических болезней.

В Вене Моцарт успешно выступал и заводил новые знакомства. Отношения с другими композиторами у него складывались по-разному. Одним из наибольших его завистников был Антонио Сальери, живший в Вене и занимавший высокий пост при императорском дворе. Он изо всех сил мешал Вольфгангу занять видное положение при дворе и получить там должное признание. Глюк и Гайдн, которые высоко ценили Моцарта, не могли ему помочь. И хотя известность Вольфганга и популярность его среди простого люда становилась все больше, вельможи приглашали его все реже. Моцарт был лишен даже самых необходимых средств для существования. Имея долги, он подвергался притеснениям со стороны кредиторов. Пользуясь доверчивостью, мягкостью и житейской неопытностью Моцарта, издатели его обманывали, а иногда и попросту обкрадывали. На некоторое время его поддержал громадный успех «Свадьбы Фигаро» в Праге и заказ оперы «Дон Жуан» для Пражского театра. В мае 1788 года, после блестящей премьеры «Дон Жуан» был поставлен в Вене. Но там его приняли холоднее. После возвращения Моцарта в Вену снова началась полоса материальных невзгод. Только в конце 1788 года, после смерти Глюка, занимавшего должность камерного музыканта при императорском дворе, Моцарту было предложено это место. Но император использовал его лишь как сочинителя танцев для придворных балов и маскарадов, за что платил ничтожное жалованье.

Последние годы

В течение лета 1788 года Моцарт написал три свои последние величайшие симфонии: ми-бемоль мажор, соль минор - самую популярную из симфоний Моцарта; и монументальную симфонию до мажор (получившую название «Юпитер»). Материальное положение семьи Моцарта оставалось тяжелым. Перенапряжение в работе, постоянные материальные невзгоды угнетали, приводили в отчаяние великого композитора и постепенно подрывали его здоровье. Концертные поездки приносили мало дохода, крупных заказов не было. Две следующие его оперы «Так поступают все» и «Милосердие Тита» не стали чем-то особенным. И только «Волшебная флейта», последняя опера Моцарта, была несомненным шедевром.

Незадолго до ее постановки Моцарт получил заказ на «Реквием» при довольно странных обстоятельствах, казавшихся долгое время загадочными. К нему явился человек, одетый в черное, заказал «Реквием» и скрылся. Моцарт его больше не видел.

В это время он был болен - почувствовал себя плохо еще в Праге, и состояние его постепенно ухудшалось. Поэтому чем больше он работал над заупокойной мессой, тем чаще говорил, что она станет его последней работой. Позже странности с заказом объяснились: загадочный посетитель оказался посланцем графа Вальзег цу Штуппах, имевшего обыкновение заказывать нуждающимся композиторам различные произведения, покупать их за бесценок и издавать под своим именем. Так он собирался поступить и с «Реквиемом» Моцарта. Вольфганг работал над ним в невероятной спешке - хотел сделать его одним из величайших своих творений. Но не успел. 20 ноября у него воспалились суставы, он не мог двигаться и испытывал сильные боли, его руки и ноги опухли, затем началась рвота. У него дико обострился слух и чувствительность, он приказал убрать из комнаты клетку с канарейкой, щебетание которой причиняло ему физическую боль, для него было мучительным даже прикосновение ночной рубашки, тело его начало источать неприятный запах. Врачи считали, что у него ревматическая лихорадка, и лечили ее компрессами и кровопусканиями, от которых он еще больше слабел. Моцарт до последнего думал о музыке, сказал жене, кого проинформировать о его смерти в первую очередь, чтобы этот музыкант мог занять его место помощника капельмейстера в Соборе Святого Стефана. В ночь с 4 на 5 декабря его не стало. Жена, с которой он прожил 9 лет, была в истерике. Похоронами руководил барон Годфрид ван Свитен, который заказал место на кладбище по третьему разряду - не в братской могиле для нищих, как многие полагают, но в общей могиле на

5-6 гробов, в которых хоронили людей небогатых. В последний путь композитор отправился один, жена его физически не могла сопровождать катафалк ни в церковь, ни на кладбище. Друзья побыли только на заупокойной службе. Зимой катафалки отправлялись на кладбище только после шести вечера, когда было уже темно, к тому же в тот день разыгралась непогода. Поэтому с гробом на кладбище не поехал никто. Тем не менее некоторые из друзей Моцарта знали, в какой могиле его похоронили вместе с еще тремя взрослыми и двумя детьми, и какое-то время навещали ее. Через 17 лет Констанца попыталась отыскать могилу мужа, но не нашла. До сих пор точное место захоронения гениального композитора неизвестно.

***

Слухи о том, что Моцарт был отравлен, появились сразу после его смерти - слишком уж необычна была болезнь, от которой он умер. Версий о том, кто мог это сделать, было множество. Самая известная - об убийстве Моцарта Сальери. Якобы Сальери, доживавший свой век в приюте для умалишенных, признался в этом кому-то из посетителей. Хотя есть и обратные свидетельства, что он очень серьезно заявлял на пороге смерти о своей невиновности. О том, что никогда не слышали от него признаний в убийстве, заявили и неотлучно находившиеся при нем в эти годы санитары. А главное - яды, которые вызывали такую болезнь после однократного применения, не были тогда известны, а возможности травить Моцарта в течение какого-то времени у Сальери не было - это мог сделать только кто-то из близких.

Были и другие версии: что Моцарт отравился сулемой (соединением ртути), используемой при лечении сифилиса, которым якобы страдал (но симптомы ртутного отравления выглядят иначе); что его отравили масоны, секреты которых он якобы выдал в опере «Волшебная флейта»; что его отравила жена ради любовника, сыном которого является Франц Ксавер, младший сын Моцарта. Констанцу так достали эти пересуды, что в издании биографии Моцарта она опубликовала анатомический рисунок его левого уха - оно имело дефект, который Франц Ксавер унаследовал от отца. Говорили и наоборот, что Моцарта убил муж его ученицы и любовницы, которая ждала от него ребенка. В общем, легенд было великое множество, как и версий причин его естественной смерти. Любую из них можно оспорить, но невозможно доказать по прошествии такого времени. Поэтому смерть Моцарта так и остается загадкой.

Младший сын Моцарта Франц Ксавер в начале XIX века двадцать лет жил и работал во Львове. Он преподавал музыку детям знатных галицких родов и был одним из основателей первого музыкального общества Львова под названием «Цецилия». Именно на его базе впоследствии и была организована Львовская филармония.


п»ї

 Комментарии:

Имя Отзыв (сообщение)
 
Отзывов (сообщений) по данной статье нет!

Оставить отзыв

Имя
Сообщение
 

Внимание! Комментарии с нецензурными выражениями, оскорбительного характера, призывающего к межнациональной розни и пр., содержание которых противоречит Законам Украины, а также содержащие недостоверную информацию - будут удаляться. Если у вас есть достоверная информация (с доказательствами) о правонарушении тех или иных лиц, можете связаться с РЕДАКЦИЕЙ.

Код потверждения
Введите код потверждения:

Если Вы не видите картинку с кодом, проверьте, включен ли в Вашем браузере показ картинок. Если Вы сомневаетесь в том, что за символы изображены на картинке, обновите страницу и попробуйте еще раз.
Читайте в этой рубрике

Хронограф

30 ноября родился отец Гулливера

Джонатан Свифт родился в ирландском Дублине 30 ноября 1667 г. в семье скромного судейского чиновника. Когда его отец умер, мать переехала в Англию, а Джонатан остался на попечении дяди, который обеспечил ему достойное образование в университете.... Читать статью полностью

Вибрации жизни Ларисы Логвин

Читать статьюЛариса Логвин уже 35 лет учит рисовать детей в Шосткинской школе искусств. Последние 10 лет она успешно совмещает преподавательскую работу с творческой. Свидетельство тому - эта прекрасная выставка.

Она расположена на втором этаже здания. Но уже у лестницы посетителей встречает... Читать статью полностью





Анонс








о чем говорят?
Реклама
Товары
Будь в курсе!
Курсы валют в Украине
Новости
Новости
Новости
Товары