Нет проблем ?

Война на Петропавловской

Почему коллективу филармонии пришлось чуть ли не ложиться под трактор?

Отступать некуда - позади орган

Со времени исторического решения перенести орган в филармонию прошло уже года полтора. Был разработан план реконструкции старинного особняка, где когда-то размещалось Дворянское собрание, выделены средства... Но практическое осуществление этой идеи принесло с собой множество проблем.

В первую очередь они заключаются в разновекторности задач архитекторов и строителей, а также работников культуры. Если первых интересует максимально быстрое завершение реконструкции с наименьшими материальными затратами, то вторых - приспособленность помещения к концертам камерной музыки, удобство его для артистов и зрителей. Постепенно ожесточенные споры за каждую мелочь в проекте и на практике переросли в настоящее противостояние. Своего пика оно достигло в пятницу, 10 ноября, когда коллектив филармонии буквально своими телами защищал тротуар перед зданием от взламывающего асфальт трактора.

Сто тысяч - в землю, а сверху - плиткой...

Краткая предыстория конфликта такова. Планируя реконструкцию, архитекторы разделили ее на первую и вторую очередь. К первой была отнесена реконструкция концертного зала (с укреплением фундамента под ним), чтобы филармония могла принять орган. Согласно решению облгосадминистрации, большинство работ в зале (кроме пола) должны быть закончены к первому декабря. Реконструкция фасада и благоустройство прилегающей территории запланированы уже на вторую очередь - на следующий год.

В работы над фасадом входит и укрепление его фундамента. Технически оно осуществляется так: под стенами здания выкапывается «штрек» в 2,5 м глубиной и больше метра шириной, и уже из него строители ведут работы. Вокруг концертного зала он уже вырыт, а в следующем году такая операция ожидает фасад.

Но после первого снега (!) УКС ОГА неожиданно осенила замечательная мысль - положить плиточное покрытие на тротуаре перед фасадом филармонии прямо сейчас. Причем из 352 тыс. грн., по смете выделяемых на вертикальную планировку и замощение территории, на этот тротуар приходится сто тысяч!

Правда, предполагалось, что они понадобятся на восстановление тротуара ПОСЛЕ разрытия. И очень трудно понять, почему УКС решил обновить его

ПЕРЕД разрытием. И из каких резервов он собирался восстанавливать его вторично?

Во-первых, складывается впечатление, что это просто зарывание денег в землю. Денег, которые можно было бы истратить на гораздо более необходимые сейчас работы и материалы. Например, довести до ума свежевставленные окна (в том числе - и в фасадной части, где эти работы сделали так же внепланово, не дожидаясь общей реконструкции). А то снаружи они оштукатурены, а внутри... Сотрудникам приходится плотно занавешивать ободранные оконные проемы, чтобы придать хоть какой-то уют малому залу, где, между прочим, постоянно проходят концерты и мероприятия. А уж какие там дуют сквозняки! А во-вторых, не верится, что плитка, которой суждено полежать всего полгода, обошлась в целых сто тысяч!..

Правая рука не знает, что делает левая

Несколько дней прошло в оживленной переписке директора филармонии с УКСом ОГА. И вот когда на общем совещании уже было принято решение о нецелесообразности обновления тротуара перед разрытием, в 7 утра в пятницу под филармонию прибыл трактор для снятия асфальта. И даже успел «выкусить» полосу тротуара шириной сантиметров в тридцать. Дальнейший путь ему преградили сотрудники филармонии, срочно вызвавшие директора. Прибытие руководства обеих сторон конфликта не остановило. Поэтому до обеда трактор стоял, а работники филармонии за ним наблюдали, готовые в любую минуту снова защищать тротуар. Даже не столько асфальт, сколько средства, в кои-то веки выделенные на их учреждение. В это же время директор филармонии Надежда Дяковская связалась с архитектором проекта Натальей Иванцовой, которая пообещала в связи с происходящими событиями направить срочное письмо должностным лицам УКСа.

Изучив многотомную переписку директора филармонии с УКСом, мы пришли к выводу, что половина его руководителей определенно не в курсе даже самых важных деталей проекта реконструкции и ее этапов. Поэтому, видимо, и сложилась ситуация, в которой правая рука не знает, что делает левая, - одни соглашаются с нецелесообразностью благоустройства тротуара именно сейчас, а другие в это время направляют бригаду «Сумжилстроя» для его проведения, не считаясь с затратами.

Зато у обладминистрации не нашлось 10 тыс. для приезда чешских специалистов, сейчас «заочно» перестраивающих орган под помещение, которого они в глаза не видели. Хотя этот визит, от которого зависит судьба самого главного в истории с реконструкцией - органа, - предполагался в ноябре. Экономим десять тысяч, а в землю закапываем сто...

А ведь на этот орган уже записываются в очередь музыканты не только из СНГ, но и из стран Европы. Рассказывает Надежда Дяковская:

- Я обещаю: в первые 10 лет после открытия органного зала у нас будет 3-5 концертов ежедневно. Мы собираемся установить самую современную аппаратуру, сделать настоящий камерный зал, словом, все для того, чтобы Сумы действительно стали культурным центром. Но если бы не надо было каждую мелочь буквально выбивать... Ведь строители не думают, как будут работать люди в том, что они возводят! Вот сейчас оказалось, что рядом с площадками для роялей будут батареи отопления. Сколько в таких условиях проживут рояли? Значит, нужны будут какие-то щиты... То лестницы не хватало - артистов на сцену хоть на парашютах спускай. И так на каждом шагу.

Проходим лабиринтами помещений. Везде тепло и очень чисто, несмотря на то что ремонтные работы идут полным ходом. В предназначенном для органа концертном зале вырисовываются контуры будущего великолепия. Жаль, уже успели обозначиться и новые проблемы, угрожающие этой красоте...

При составлении проекта реконструкции его авторы рассчитывали на всю территорию, закрепленную за филармонией. Напомним, этот проект официально утвержден и разрешение на проведение строительных работ филармония получила в прошлом году. А в июле текущего года решением горсовета часть закрепленной за ней территории была отдана под сквер УАБД. Но граница между владениями УАБД и филармонии не определена до сих пор, несмотря на неоднократные письменные запросы в академию и информирование городского и областного советов о возникшей проблеме. Дело в том, что, согласно нормативам, между ними должна быть проезжая часть шириной 6 м. Сложившаяся же ситуация напоминает анекдот про 10 апельсинов, из которых «свои восемь я уже съел». Сквер УАБД построила. При этом проезжая часть учтена не была - и все ее шесть метров пришлись на территорию филармонии. На которой, согласно УТВЕРЖДЕННОМУ проекту, должна была размещаться топочная и системы водоотвода, газоснабжения и электросетей, подпорная стена. Обустраивать часть ОБЩЕЙ дороги на «своей» земле академия категорически запретила, более того, предложила внести коррективы в план по «пересекающимся» метрам.

ДоСЮДА строим, отСЮДА топим?

После очередной корректировки проекта недостающую для проезжей части площадь удалось сократить до 1,2 м. Ужиматься дальше, не перенося стены филармонии, некуда. Для топочной места не осталось.

Но сочтут ли возможным экспертные организации в данном случае отступить от правил и норм или будут требовать расширения проезжей части? «Укринвестэкспертиза», например, объясняет, что горсовет при выделении земельного участка под парк академии должен был согласовать его с планом реконструкции филармонии и выдержать нормативные 6 м. Поэтому филармония направила в управление архитектуры горсовета письмо с просьбой откорректировать решение горсовета о выделении участка УАБД, чтобы провести реконструкцию согласно плану, и при этом были обеспечены водоотведение и проезжая часть. Если же архитекторы и горсовет не решат вопрос о недостающих 1,2 м, филармония намерена обращаться в суд.

Пока же «ущемление» водоотвода сказывается подтоплением здания филармонии, что, само собой, угрожает проседанием фундамента и разрушением старинного строения. Вполне вероятно, что к весне наш свежеотремонтированный орган будет учиться плавать в новом концертном зале. Ведь зал опускают на 70 см, как и наружную территорию филармонии, а значит, по отношению к скверу она будет еще ниже, чем сейчас.

Не слишком ли высокой может оказаться плата за элементарную неспособность городских властей сначала поинтересоваться, что уже запланировано на срочно раздаваемых земельных участках и где они должны в таком случае заканчиваться? Да и позиция УАБД не совсем понятна - неужели полтора метра сквера дороже общегородского достояния?

Создается впечатление, что в то время, когда областные власти вкладывают средства в реконструкцию филармонии, городские же своей «земельной политикой» сводят эти усилия на нет. Может, в такой ситуации обращение в суд будет действительно лучшим выходом?

Богдана Александрова

P.S. Как нам стало известно в субботу, УКС ОГА мотивировал свои действия тем, что на реконструкцию второй очереди денег все равно не выделят. Но мнение архитектора Н.Иванцовой и главы облсовета В.Шапошника было иным. Поэтому тротуару на Петропавловской больше ничто не угрожает.


п»ї
Читайте у цій рубриці

Арсенал под сиденьем

Пистолет Макарова и 8 патронов к нему обнаружили пограничники Сумского погранотряда совместно с сотрудниками Глуховской таможни во время досмотра автомобиля «Тойота-Лендкрузер». Эта машина прибыла в международный пункт пропуска Бачевск для въезда в Украину 9 ноября. Водитель направил... Читати статтю повністю

Как Конотоп «заминировали»

Согласно украинскому законодательству, за телефонный терроризм, независимо от возраста звонившего, предусмотрено наказание в виде штрафа на сумму от 8 до 15 тысяч гривен, арест на 6 месяцев или ограничение свободы до 5 лет.

Но, видно, из-за незнания законов, а может, будучи в полной... Читати статтю повністю