Вера

«Хроники моей жизни»

Воспоминания архиепископа Харьковского и Ахтырского Саввы о нашем крае

Любой новый источник по истории Сумщины всегда вызывает у читателей повышенный интерес. «Хроники моей жизни» архиепископа Саввы можно смело отнести к таковым. Свое назначение на Слобожанщину владыка принял «как высокую награду». Он искренне полюбил наш край, местное духовенство и прихожан. В своих письмах он отмечал, что здешние «коренные украинцы, как помещики, так и простолюдины, весьма набожны и привержены к церкви...»

Епископом Харьковским и Ахтырским о.Савва был назначен в декабре 1874 года.

Иван Михайлович Тихомиров родился в 1819 г. в семье пономаря. Во время учебы в духовной академии в 1848 г. принял постриг с именем Савва. С молодости занимался разбором церковных архивов, встречался со многими учеными, среди которых был и известный историк Сергей Соловьев. Он являлся почетным членом Церковно-археологического общества при Киевской духовной академии. А в 1894 г. был удостоен почетного звания доктора церковной истории. Имел уникальную личную библиотеку, в которой к концу 1870-х годов было более 10000 томов.

С визитом в Сумском уезде владыка Савва побывал дважды - летом 1875 и 1878 гг. Во время первого посещения Сум (к слову, тогда они уступали Ахтырке по числу жителей) автор называл наш город «одним из лучших и благоустроенных». Вполне понятно, что его как архипастыря прежде всего интересовало состояние церквей. Здесь автор «Хроник» упоминает «очень благолепный» Спасо-Преображенский собор, домовой храм Сошествия Св. Духа с «изящным иконостасом» при Александровской гимназии, Покровскую церковь в с. Речки, с «новым золоченым иконостасом», огромный Рождественско-Богородичный храм в Юнаковке (был освящен в 1806 г., сохранился до наших дней, но находится в крайне аварийном состоянии).

Во второй свой приезд он посетил Николаевскую церковь в с. Старом (до 2016 г. - Красное), которая была построена потомками полковника Герасима Кондратьева в середине XVIII ст. Здесь ему показали старинный серебряный золоченый ковш с надписью, выполненной вязью, которую до него никто не мог разобрать. Оказалось, что это подарок царя Федора Алексеевича, пожалованный в 1680 году некоему Ивану Елисееву за таможенную службу. Из записей о.Саввы мы узнаем, что возобновлению службы в городской Николаевской церкви (где сегодня стоит поклонный крест на пл. Независимости) верующие были обязаны приходскому старосте, директору Сумского городского общественного банка В.Ткаченко, который пожертвовал на храм 13 тыс. руб. Из воспоминаний Филарета (Гумилевского), предшественника о. Саввы на Харьковской кафедре, мы знаем, что отец благотворителя Иван Ткаченко пожертвовал храму икону Варвары великомученицы в серебряной ризе, а также паникадило и богатую плащаницу.

 
Покровская церковь, г.Белополье

Находясь вдали от епархиального центра, который тогда был в Харькове, жители городов и сел Сумского уезда старались использовать любую возможность, чтобы пригласить владыку к себе. Так, по его воспоминаниям, белопольцы во время первого визита архиерея на Сумщину отправили ему навстречу целую делегацию, которая преодолела до Лебедина 75 верст. Уже позже Савва, совершая литургию в белопольской Покровской церкви, отмечал, что «едва ли не все городское население собралось на давно небывалое зрелище торжественного архиерейского священнослужения».

Сумские лица

Значительное место в мемуарах о.Саввы уделено людям, с которыми ему приходилось общаться. Среди сумчан преосвященному особо запомнился «богатый землевладелец и сахаровар», «весьма попечительный и усердный к собору» Дмитрий Иванович Суханов, который в честь именитого гостя дал «роскошный обед», организованный на берегу Псла при Сухановской даче (сейчас это участок ул. Псельской между гостиницей «Химик» и Сухановским переулком). Спустя два месяца сумской меценат навестил о.Савву под Харьковом, подарив ему на память серебряный сервиз. Вскоре после того, как владыка был переведен на Тверскую кафедру, Дмитрий Суханов на собственные средства начал перестройку Спасо-Преображенского собора, благодаря чему он имеет нынешний вид и является настоящим украшением нашего города.

Из других сумчан о.Савва также отметил «знаменитого землевладельца и сахаровара, потомственного почетного гражданина» Ивана Харитоненко; предводителя уездного дворянства Николая Дмитриевича Кондратьева, который принимал архиепископа в своем имении в Низах; помещика из с. Николаевка Ивана Калугина и его супругу Марию Николаевну, отличавшуюся «благочестием и набожностью», настоятеля Воскресенской церкви в Сумах священника Никулищева, отмеченного «особенной ревностью в проповеди слова Божьего», и многих других. В своих воспоминаниях владыка цитирует отрывки из писем и обращений к нему, из которых можно судить о проблемах того времени. Так, из записки Никулищева узнаем, что в конце 1870-х годов приход Воскресенской церкви составлял всего около 360 человек. Это положение он объяснял тем, что центр города активно заселялся в то время иноверцами. Здесь же отмечена и огромная заслуга гласного городской думы Лащенкова, стараниями которого торговля в Сумах в воскресные и праздничные дни была разрешена только после обеда, чтобы люди с утра могли сходить на службу в храм.

Тревожные нотки относительно благочестия звучат и в записке упомянутого выше Лащенкова, сетовавшего на то, что «с каждым годом усиливается нарушение постов». Эпоха западного просвещения, пропитанного атеистическими воззрениями, активно проникала в городскую мещанскую среду. Так, из этих воспоминаний мы узнаем, что «несколько лет тому назад отказ от постов встречался лишь среди высшего сословия, среди среднего - лишь изредка, а теперь - не редкость и среди рабочего класса». Одной из причин этого называлось «значительное количество временно проживающих должностных лиц светского сословия и особенно немцев, имеющих в г. Сумы свою кирху».

Черный пиар

Отцу Савве не раз приходилось защищать честь верующих от нападок со стороны СМИ. Например, Николай Кондратьев уведомлял епископа о скандальной статье князя Мещерского в журнале «Гражданин» - «Священники не хотят учить Закону Божьему в народных школах». Автор публикации якобы от имени горожанина сообщал, что священники отказывались преподавать, «потому что не хотят учить безвозмездно», а о.Савва при этом лишь разводит руками и не в силах повлиять на подчиненных. К слову, как писал известный писатель Иван Тургенев, «Гражданин» - «без сомнения, самый зловонный журналец из всех ныне выходящих». О цинизме автора этого опуса говорит следующий случай. Вскоре после этой публикации он не постеснялся обратиться к владыке с предложением приобрести у него авторский экземпляр книги «Речи консерватора». Расчет публициста на порядочность преосвященного оказался верен. Епископ не стал раздувать скандал и принял решение «послать 2 рубля, а книгу оставить у себя, не имея ни времени, ни охоты читать ее, как бы ни восхвалял ее сам автор».

Только утих этот скандал, как возник новый. Теперь «чернуху» напечатал «Сын Отечества». В центре внимания оказалась давно уже закрытая частная школа Анны Ивановой, которая умерла за 8 лет до публикации. Ее воспитанницы были обвинены автором в разврате. Более того, описывая свои скабрезные фантазии, автор утверждал, что все это непотребство «происходило прямо во дворике Ильинской храма». Вся эта история, разумеется, не имела никакого отношения к реальности и была опровергнута сумской общественностью. Выяснилось, что нападки на школу явились следствием скандального развода автора этого пасквиля с женщиной, в прошлом воспитанницей этого пансиона. «Все общество наше возмущено этою наглою клеветою», - сообщал впоследствии епископу соборный протоиерей Василий Никольский.

Прощание с епархией

Неприятной неожиданностью стал для о.Саввы указ о его переводе на кафедру в Тверь. Об этом свидетельствуют просьбы оставить его епископом Харьковским и Ахтырским. С грустью в душе о.Савва навсегда покидал полюбившийся ему край и искренне полюбивших его слобожан. Здесь о себе он оставил добрую память как строгий и одновременно справедливый пастырь, заботившийся о просвещении и сохранении тесной связи церкви с народом. Впрочем, связь со Слобожанщиной в своем сердце он сохранил навсегда. Подтверждение этому - его воспоминания, позволяющие восполнить некоторые пробелы истории нашего края и прочувствовать дух той эпохи.

Дмитрий Кудинов

С полной версией материала можно ознакомиться ниже

***

«ХРОНИКИ МОЕЙ ЖИЗНИ»: СУМСКИЕ ВСТРЕЧИ СВЯТИТЕЛЯ САВВЫ

Воспоминания архиепископа Харьковского и Ахтырского Саввы о нашем крае

Среди источников истории по г. Сумы, его культурного и общественного развития в 1870-е годы важное место занимают воспоминания бывшего архиепископа Харьковского и Ахтырского Саввы (Тихомирова). Мемуары, насыщенные многочисленными фактами и наблюдениями, выходят далеко за информационные пределы известных нам документальных источников. На страницах «Хроники» перед нами предстают живые образы людей, с которыми общался или просто был знаком мемуарист, подробно описываются быт и труды духовенства, отношения церкви и представителей власти, анализируется пореформенное движение страны. Наконец, в ней представлены размышления о событиях и процессах, происходящих в пределах Харьковской епархии, и в Сумском уезде в частности. Насыщенность разнообразными фактами из прошлого и настоящего по времени написания записок, привлечение различных документов, писем, пастырских речей, газетных статей и прочих источников, позволяющих восстановить или уточнить детали памятных событий, в соединении с наблюдательностью самого автора являются отличительными чертами мемуаров Саввы, что делает знакомство с сумским прошлым весьма увлекательным занятием.

Духовная и научная жизнь о.Саввы

Иван Михайлович Тихомиров, будущий святитель Савва, родился в 1819 г. в семье пономаря с. Палех Вязниковского уезда Владимирской губернии - известном центре иконописного промысла. Принадлежность к семье церковнослужителей (родной брат, воспитывавший Ваню после смерти отца, был диаконом) определила профессиональный выбор - быть священником. После учебы в Шуйском духовном училище, затем во Владимирской духовной семинарии, короткой службы при семинарии и в Муромском духовном училище он был рукоположен сперва в диакона, а затем и во священника при Муромском соборе. Во время учебы в Московской духовной академии в 1848 г. принял постриг с именем Савва. По окончании академии последовательно служил синодальным ризничим, архимандритом, ректором Московской духовной семинарии, ректором Московской духовной академии, викарным епископом Можайским, епископом Полоцким и Витебским, епископом Харьковским и Ахтырским, а после - епископом, архиепископом Тверским и Кашинским. Где бы ни служил о.Савва, вопреки его любви к порядку, о нем, как правило, составлялось самое положительное мнение. Например, весьма придирчивый к подчиненным митрополит Филарет отозвался о ризничем следующим образом: «Он порядочно проходит свою должность». Да и сам о.Савва на епархиальной кафедре отличался взыскательностью по отношению к духовенству. «Настойчиво внушал Архипастырь пастырям Харьковской церкви учить народ православный и словом, и добрым примером, - характеризировали его деятельность составители «Записок». - При обозрении епархии с особенным вниманием прочитывал поучения сельских священников и этим чтением определял степень их умственного развития и нравственного состояния».

 
Дмитрий Суханов

Подобную строгость к духовенству о.Савва обосновывал просветительской миссией священнослужителей: «Главная причина тех или других отношений между пастырем и пасомыми заключается, по моему мнению, в самом духовенстве, в его умственных и нравственных качествах. Священник умный, трезвый, бескорыстный всегда может расположить прихожан в свою пользу». Во время своих поездок по епархии он прибегал к своеобразной экзаменовке братьев во Христе. Например, во время объезда Лебединского уезда о.Савва обратил внимание на диакона с. Марковка Мухина, владевшего внушительным басом, но при этом «не отличавшегося трезвостью». Однако этот недостаток оказался не столь велик в сравнении со служебной некомпетентностью: «Особенно поразило меня его невежество. Когда я спросил его, что значит слово «Преображение» (храмовый в этой слободе праздник - Преображение Господне), он не мог объяснить. А на вопрос, когда бывает праздник Преображения Господня, отвечал: 6-го марта!..» (Правильно - 7 августа по юлианскому календарю.) «Ленивым и нерадивым пастырем» нашел о.Савва священника Иоанно-Предтеченской церкви с. Штеповка А.Котелевского, составлявшего «неудовлетворительные» поучения и совершенно не заботившегося о религиозном просвещении прихожан. Ввиду подобных прецедентов, негативно отображавшихся на престиже церкви, о.Савва вел бескомпромиссную борьбу с пьянством, невежеством, пренебрежительным отношением священников к своим обязанностям, устанавливал точный и строгий порядок при богослужении, а при рассмотрении епархиальных дел добивался вынесения справедливых и беспристрастных решений.

Однако о.Савва был не только хорошим организатором и духовным наставником, но и талантливым ученым. Еще в молодом возрасте он заинтересовался историей и значительную часть своего времени посвящал церковной археологии и разбору документов в церковных архивах. В должности ризничего он наладил тесные отношения с учеными, среди которых был и известный историк С.М.Соловьев. В период службы при Синоде его «готовность всякому служить своими знаниями, своим временем, своими учеными связями, - свидетельствовал друг Саввы, в описываемые годы ректор Московской семинарии о.Леонид (Краснопевков), - делала библиотеку и ризницу общедоступной сокровищницею старины; а лицо Синодального ризничего поставляли в общем мнении так высоко, как оно никогда не возвышалось. И русские не могли довольно похвалиться им, и ученые иностранцы, особенно которые могли говорить с ним по-латыни».

Перу Саввы принадлежит ряд историко-церковных, археографических, палеографических и педагогических трудов, воспоминания и дневниковые записи, являющиеся литературными памятниками своего времени, свидетелями действительности просвещенного современника. По мнению церковных биографов о.Саввы, «все учено-литературные труды его отличались обилием сведений, основательностью исследования и твердостью мысли и убеждения и доставили ему почетное звание доктора церковной истории» (1894 г.). Следует отметить, что этой мысли придерживались и светские исследователи. В частности, авторы биографической статьи в словаре Брокгауза-Эфрона назвали его «выдающимся археологом». Благодаря своим исследовательским успехам о.Савва широко привлекался и к общественно-научной деятельности. Только за время пребывания на Харьковской кафедре Савва удостоился звания почетного члена Церковно-археологического общества при Киевской духовной академии, а также был включен в состав столичного Общества любителей древней письменности. Пресвященный также слыл известным библиофилом - к концу 1870-х годов он обладал личной библиотекой в более чем 10000 томов.

Среди многочисленных работ о.Саввы особо выделяется составленный им «Указатель Патриаршей ризницы и библиотеки», выдержавший пять изданий (1855, 1858 (дважды), 1863 и 1883 гг.). В нем он систематизировал и описал фонды РПЦ. Этот труд, признанный «замечательным явлением литературы по церковной археологии и палеографии», был удостоен Демидовской премии. К тому же времени относится еще одно интересное исследование о.Саввы - «Вновь открытые памятники XI века» (1858 г.). По вхождению в епископскую должность о.Савва, несмотря на занятость, отнюдь не забросил научные изыскания. В 1863 р. был напечатан еще один его заметный труд - «Палеографические снимки с греческих и славянских рукописей Московской Синодальной библиотеки VI-XVII веков». Позже вышли «О принесении части св. мощей преподобной Евфросинии, княжны Полоцкой, из Киева в Полоцкий Евфросиниевский монастырь», «Воспоминания о высокопреосвященном Леониде, архиепископе Ярославском и Ростовском», «Житие преподобного Иосифа, игумена Волоколамского» и многие другие работы. Уже после смерти епископа (13 октября 1896 г.) в 1898-1911 гг. были изданы его автобиографические записки в девяти (!) томах - исключительный образец из мира мемуарной литературы. Собственно материалы одного из них и представляют в полной мере деятельность Харьковской епархии, жизнь и труд ее духовенства.

Храмы Сумского уезда

В декабре 1874 г. о.Савва был определен Синодом к руководству Харьковской и Ахтырской епархией. Позднее он вспоминал, что это назначение он «принял как высокую награду за мои восьмилетние, поистине тяжкие труды по управлению Полоцкой епархией, и весьма дорожил и дорожу этою наградой». Вскоре он искренне полюбил и Слобожанщину, и местное духовенство, и паству. В письме к виленскому попечителю учебного округа Н.А.Сергиевскому в 1876 г. о.Савва не без удовольствия отмечал, что здешние «коренные украинцы, как помещики, так и простолюдины, весьма набожны и привержены к церкви,.. что выражается, между прочим, похвальным обычаем ставить пред иконами в храм множество свечей». Подобные картины, надо полагать, архиерей созерцал всюду по губернии.

Судя по «Хроникам», с визитом в Сумах и Сумском уезде о.Савва побывал дважды - в июне 1875 г. и в мае-июне 1878 г. Описание служебных поездок, хотя и отличается фрагментарностью, все же оказывается ценным данными мемуаристом характеристиками. Уже во время первого посещения г. Сумы, который в 1870-х годах еще уступал по численности жителей другому уездному центру - Ахтырке, автор записок нашел его «одним из лучших и благоустроенных городов», с недавно устроенными средними учебными заведениями, окружным судом, банками и прочими общественными учреждениями. Безусловно, из всего увиденного основное внимание архипастырь уделил церквям Сумского уезда: отметил «очень благолепный» Спасо-Преображенский собор, при Александровской гимназии - домовой храм Сошествия Св. Духа с «изящным иконостасом», Покровскую церковь в с. Речки, а в ней «новый благолепный по пунцовому полю золоченый иконостас», «огромный и благолепный» Рождественско-Богородичный храм в Юнаковке (освящен в 1806 г., ныне находится в аварийном состоянии). Эти впечатления обогатились во время второго посещения Сумского уезда, когда епископ выделил «благолепно украшенную» Николаевскую церковь в с. Старом, построенную стараниями потомками полковника Герасима Кондратьева в середине XVIII ст. Не обошел вниманием о.Савва предметы старины, увиденные в этом храме: «При обозрении мною ризницы и утварей между ними оказался старинный серебряный золоченый ковш с вязною надписью, которой до того времени никто не мог разобрать, но мне удалось прочитать ее, и вот что в ней содержится: «Божею милостію Великій Государь Царь и Великій Князь Феодоръ Алексеевичъ всея великія и малыя и былыя Россіи самодержецъ, въ 1680 году арзамазецъ Иванъ Елисеевъ сынъ Сальниковъ пожалованъ симъ ковшомъ за таможенюю службу и за приборъ, что былъ головою». Знакомство с архитектурными памятниками продолжилось в Сумах, где о.Савва посетил Вокресенскую церковь, «в избытке снабженную ризничными и утварными вещами», «одну из благолепнейших городских церквей» - Николаевскую, которая совсем недавно возобновила службу стараниями церковного старосты купца, директора Сумского городского общественного банка В.И.Ткаченко, пожертвовавшего из собственных средств на храм 13 тыс. руб. (Любопытна следующая параллель - из «Историко-стистистического описания Харьковской епархии» Филарета (Гумилевского), предшественника о.Саввы и также большого любителя старины: известно, что отец упомянутого благодетеля - церковный староста купец Иван Авакумович Ткаченко - вместе с братом Аввакумом пожертвовали в филаретову бытность Николаевской церкви икону Варвары великомученицы в серебряной вызлощенной ризе, паникадила, а также богатую плащаницу.) Понравилась первосвященнику и церковь Пророка Ильи в с. Ульяновка - «очень благолепна и оригинальной архитектуры», а также «обширная и благолепная» Иоанно-Предтеченская церковь в Штеповке. Вместе с тем он обрушился с критикой на писанные в Италии иконы для Вознесенской церкви в с. Бобрик, «замечательные в художественном отношении, но не совсем уместные в православном храме».

Во время посещений Сумского уезда о.Савва не только инспектировал духовенство, но и проводил по просьбе прихожан службы. Притом белопольцы, по словам преосвященного, во время первого его визита заранее обратились к нему с соответствующей просьбой, для чего за 75 верст специально отправили к епископу делегацию в Лебедин. Когда же о.Савва совершал литургию в белопольской Покровской церкви, «едва ли не все городское население собралось на давно небывалое зрелище торжественного архиерейского священнослужения». Во время всенощного богослужения в сумском Спасо-Преображенском соборе архипастырь отметил «стройное пение» певчих, а также присутствие многочисленных богомольцев на литургии на следующий день 13 июня (25 июня по новому стилю) 1875 г. Ту же картину автор воспроизвел и через три года.

Во время второй своей поездки о.Савва совершал службы и в сельских храмах, например, в с. Николаевке (в 1957-2016 гг. пгт Жовтневе Белопольского района): «В 8 ч вечера началась всенощная в церкви, с величанием пред явленною иконою Божией Матери, именуемою Корсунской. На левом клиросе довольно стройно пели певчие из крестьян, одетые в парадные певческие платья, устроенные по образцу придворных». Также богослужение было проведено епископом и в Вознесенской церкви с. Бобрик.

Сумские лица

Значительное место в мемуарах уделено их автором людям, с которыми ему приходилось общаться. Среди сумчан о.Савве особо запомнился «богатый землевладелец и сахаровар», «весьма попечительный и усердный к собору» Д.И.Суханов (уже после отбытия о.Саввы на Тверскую кафедру Дмитрий Иванович на собственные средства перестроил Спасо-Преображенский собор, благодаря чему он и приобрел современный вид), распорядившийся приготовить в честь именитого гостя «роскошный обед», организованный на берегу Псла при Сухановской даче (ныне участок ул. Псельской между гостиницей «Химик» и Сухановским пер.). Начатый между ними в Сумах разговор, очевидно, был продолжен спустя два месяца уже на епископской даче Всесвятское под Харьковом, где Д.И.Суханов навестил о.Савву. В память о своем визите он подарил архипастырю серебряный сервиз.

Из прочих жителей уезда о.Савва отметил другого «знаменитого землевладельца и сахаровара, потомственного почетного гражданина» И.Г.Харитоненко, запомнившегося ему как строитель Тихоновской церкви в Нижней Сыроватке и как организатор банкетов в честь приезда епископа, «купеческого сына» Харитоненко-младшего, предводителя дворянства Сумского уезда, камер-юнкера и коллежского советника Николая Дмитриевича Кондратьева, принимавшего вместе с супругой архиепископа в своем имении Низы, помещика из с. Николаевка, знакомого о.Саввы по Москве Ивана Кузьмича Калугина («Состоя на службе въ СПб, он, узнавши, что я буду проезжать чрез его имение, оставил все свои дела и поспешил в свое имение, чтоб встретить меня здесь и попросить отслужить в его приходской церкви. Можно ли было отказать в такой усердной просьбе, тем более что г. Калугин, происходя из купеческого звания и получивши доброе христианское воспитание, был искренне религиозен, хотя имел и университетское образование?»), его супругу Марию Николаевну, также отличавшуюся «благочестием и набожностью» (в бытность о.Саввы - председатель Сумского благотворительного общества), благочинного 2-го благочинного округа, речанского священника Павла Клементьева («пастырь умный, честный и с твердым характером»), «вдового и одинокого» священника в с. Ульяновка Д.Эннатского (в «Харьковском календаре» записан как Д.Энацкий), благочинного 1-го благочинного округа, соборного протоиерея Василия Никольского, настоятеля Воскресенской церкви в Сумах священника Д.Никулищева, «отличавшегося особенной ревностью в проповеди слова Божьего» и «тщательно записывавшего свои поучения в особую заведенную им книгу», протоиерея Николаевской церкви Феоктиста Лащенкова, «из лучших студентов Семинарии» и «ревностного пастыря», что в особенности подтверждалось позднейшими деяниями священника на ниве народного просвещения, общественной деятельности и благотворительности.

Свое представление о названных лицах о.Савва иллюстрировал показательными отрывками из их писем и обращений. Например, из докладной записки Никулищева узнаем, что в конце 1870-х годов приход Воскресенской церкви составлял порядка 360 чел. Столь малое число прихожан ее автор объяснял тем, что центр города заселялся в это время иноверцами - иудеями и протестантами, «оставлявшими след в умах некоторых прихожан». В частности, спекуляцию и стремление к барышу со стороны православных торговцев он объяснял «подражанием» их коллегам-евреям, а ослабление обрядной составляющей духовной жизни - влиянием протестантов. Никулищев отметил огромную заслугу священника и гласного городской думы Феоктиста Лащенкова в сохранении церковного влияния на горожан. Благодаря его стараниям торговля в Сумах в воскресные дни, а также в двунадесятые праздники и «Высокоторжественные дни» с конца 1877 г. была разрешена только с полудня, что вернуло в храмы большое количество верующих. В связи с этим настоятель Воскресенской церкви отметил и важность пастырской проповеди. И, «хотя наша интеллигенция неохотно слушает поучения, особенно когда [оно] затрагивает больное место нравственности, но средний и низший классы православных, к утешению моему, охотно приходили слушать [их] и, как мне кажется, не оставались они без влияния на них».

Тревожные нотки относительно благочестия звучат и в записке упомянутого выше Лащенкова: «Из встречающихся в жизни прихожан отступлений от выполнения уставов Св. Церкви более других выдающихся - это с каждым годом усиливающееся нарушение постов. Немного лет тому назад оно встречалось лишь среди высшего сословия, а в среднем лишь изредка, теперь не редкость и среди рабочего класса. Кроме общих причин такого явления, объясняющихся духом времени, в нашем городе есть и местные - это значительное количество временно проживающих в нем (сравнительно с народонаселением) должностных лиц светского сословия и особенно немцев, имеющих в г. Сумах и свою кирху». Хотя у Лащенкова, как и у Никулищева, звучит мотив «басурманского» влияния на духовные запросы горожан, вряд ли оно на самом деле обладало такой силой. А вот «дух времени» - нигилизм, противопоставление научных знаний религии, распространение либерализма среди интеллигенции - представлял куда большую угрозу положению государственной церкви. Хотя о.Савва оставил обе записки без комментария, сам факт их публикации явно указывает на обеспокоенность архиерея изменениями в религиозных настроениях слобожан.

Автор мемуаров иногда обращался и к освещению бесед, имевших место во время поездок. Например, с Калугиным он «беседовал о разных петербургских новостях, между прочим, о Комитетах по делам раскольничьим, по вопросу о снятии с себя вдовыми священниками и диаконами священного сана, о газете «Церковный Общественный Вестник», покровительствуемой, как он уверял меня, протоиереем Васильевым и проч.».

Черный пиар

Отношения с сумчанами на расстоянии поддерживались благодаря корреспонденции. Вообще о.Савва в воспоминаниях довольно активно прибегал к «источникам в источнике» - письмам и вырезкам из статей по сути переписки. Из них следует, что ему не раз приходилось вникать в вопросы чести епархии и верующих от нападок со стороны СМИ. Например, Н.Д.Кондратьев уведомлял епископа о скандальной статье «Священники не хотят учить Закону Божьему в народных школах» в №46 за 1875 г. реакционного журнала «Гражданин». Согласно мнению автора публикации и редактора князя В.П.Мещерского, выдавшего себя за сумского обывателя и совершенно исказившего слова Николая Дмитриевича о действительном положении дел просвещения в регионе, одни священники отказывались преподавать сей предмет «потому что просто не хотят учить безвозмездно, другие... будто бы не имели на обучение детей Закону Божьему свободного времени». При этом якобы о.Савва при указании на этот счет просто разводил руками, дескать, он не в силах повлиять на подчиненных. «Слышать из уст епархиальнаго архиерея, - заключал свою статью В.П.Мещерский, - что входить в это дело он не может и не хочет - невыразимо больно и грустно». Впрочем, само издание, решившееся опорочить епископа, не обладало высокой репутацией в обществе (по мнению И.С.Тургенева, «Гражданин» - «без сомнения, самый зловонный журналец из всех ныне на Руси выходящих»), посему и реакция о.Саввы на подобные вызовы была сдержанной: «так-то фабрикуются провинциальные корреспонденции наших столичных журналов и газет!» Но каково же было его удивление, когда к нему вскоре, ничтоже сумняшеся, обратился с предложением приобрести авторский экземпляр книги «Речи консерватора» сам г. Мещерский, «который так недавно и так недобросовестно оклеветал меня в своем пресловутом «Гражданине». Расчет близкого ко двору публициста на порядочность преосвященного оказался верен - «я посовестился возвратить ему с приложением присланной им марки книгу. Приказал своему секретарю Зверинскому послать Его Сиятельству 2 рубля, а книгу оставил у себя, хотя и не имел ни времени, ни охоты прочитать ее, как ни восхвалял ее сам автор».

Только утих скандал со «злонамеренными» сумскими священниками, как возник новый повод пожурить и сумчан, и общее состояние морали прихожан в епархии. На этот раз «чернуха» проявилась в одном из номеров газеты «Сын Отечества» за 1876 г., о чем уведомлял епископа соборный протоиерей Василий Никольский. «Корреспондентом «Сына Отечества» на этот раз действительно оказался сумчанин (его имя Савва деликатно обошел стороной). В центре внимания его едкой публикации оказалась давно уже закрытая частная женская школа Анны Ивановой, существовавшая в 1858-1869 гг. Саму основательницу школы, вот уж как семь лет почившую, он провозгласил «полуграмотной старой девой (хотя на самом деле она была вдовой. - Д.К.), заманивавшей к себе в наставницы всех молоденьких девиц, употребляя всевозможные козни для раздора их с родителями». Любопытно - для чего же? Оказывается, здесь «по утрам учили грамоте, а после обеда рукоделью, и тут-то под блеск иголочки сыпалось красноречие содержательницы школы, что все созданы одинаково: животные и люди. Природа дала им чувства, которые, чуть созрев, дают им волю любить по инстинкту, не спрашивая даже о взаимности». Дальше - больше: «В городе много учебных заведений и взрослых воспитанников, которые с дозволения начальства помещаются на квартирах у отставных жен и старых дев, а потому во всех заведениях страшно распространилась болезнь (неужто люэс?). Доктора не успевают лечить. Воспитанников исключают десятками, но не обращают внимания на причину. Власти сами участвуют и устраивают афинские вечера (это что же получается - у нас были клавдиевы оргии?), а воспитанники, хотя и не допускаются, но подсматривают и раздражаются. Об этом говорили, кому следовало (губернатор ли или уездный предводитель дворянства - автор умалчивает об этом), но он отозвался, что не его дело». Впрочем, прямые обвинения желчного писаки по поводу распространения среди сумской молодежи идей «свободной любви» и даже случаев инцеста в этой «секте покровительства любви» (автор корреспонденции пикантно прибавлял, что соединение, читай, совокупление, в любви девиц с мужчинами происходило прямо во дворике соседней с пансионом Ильинской церкви), в итоге якобы отозвавшееся на общей современной безнравственности сумских женщин (и почему тогда только одних женщин?), разумеется, не имели никакого отношения к реальности и с легкостью были опровергнуты сумским благочинным. По его мнению, нападки на школу Ивановой были связаны с разводом «достоверно почти известного» автора с женщиной - воспитанницей данного пансиона. «Общество наше возмущено этою наглою клеветою, - заключал Никольский, - некоторые поговаривают о том, чтобы возбудить преследование». Чем же закончилась эта скандальная история, к сожалению, Савва не указал.

Прощание с епархией

Полной неожиданностью для о.Саввы стало известие о его переводе на кафедру в Тверь, в чем он усмотрел злой умысел своих недругов в Синоде: «Если назначение в Тверь предстоит мне как наказание за какие-либо опущения по настоящей моей службе, то я, конечно, должен принять оное безропотно. Но если мне велят видеть в этом награду, то я нелегко могу в сем убедиться». О.Савве официально объяснили, что в Тверь он переводится благодаря его незаурядным способностям и заслугам, а в то же время упредили переход сюда тульского епископа Никандра ввиду «крайней скудости кафедры, не имеющей никаких угодьев и вредной местности архиерейского дома». Просьбы к московскому митрополиту Исидору продолжить службу в Харькове остались без последствий. С тяжелым сердцем о.Савва, полюбившийся слобожанам, вынужден был навсегда покинуть Украину. Тем не менее, связь с ней преосвященный уже не терял, советом и заступничеством приходя на помощь к своим знакомым из Слобожанщины. Здесь по себе он оставил добрую память как строгий и одновременно справедливый пастырь, заботившийся о просвещении и сохранении тесной связи церкви с народом. Впрочем, заметным памятником этой деятельности как раз и являются воспоминания о.Саввы, позволяющие заполнить некоторые пробелы отечественной истории и донести до нас сам дух ушедшей эпохи.

Дмитрий Кудинов


п»ї