Власть

Почему депутаты чувствуют себя статистами?

По их мнению, они лишь смотрят вслед уходящему бюджетному поезду, который формирует исполком

Всю минувшую неделю городские депутаты спорили из-за распределения свободного остатка бюджета - чуть более 300 млн. грн. Причем проблема была не только в конкретных объектах, на которые хотели бы направить средства народные избранники, но и в целом в правилах игры в бюджетном процессе.

По мнению многих депутатов, они практически не принимают участия в самом важном вопросе - формировании и распределении горбюджета. Так, Дмитрий Лантушенко назвал депкорпус статистами, которые просто рассматривают предложения исполкома. Ведь первоначально проект бюджета утверждает горисполком и затем рекомендует свои предложения на рассмотрение сессии Сумского горсовета.

Хотели одно, получили - другое?

«На самом деле мнение депутатов вас не интересует, - предъявил свои претензии мэру и депутат Владимир Чепик. - Я написал за эти два года 60 обращений. Пусть инфраструктура и УКС скажут, сколько из этих объектов учтено в бюджете. Минимум два или один, и то тот, о котором я не писал. Инфраструктура сама решила делать на моем округе двор. А все вопросы жителей в прошлом году я закрыл своими депутатскими деньгами. Выходит, депутаты не влияют на формирование бюджета. И мы должны это признать. И даже не управления и структурные подразделения это делают. Да, они набрасывают свои «хотелки». Но не они принимают решение, а определенный круг людей».

Алексей Рябенков, подытожив свою работу как депутата за время каденции, вообще сделал довольно печальный вывод - результата практически нет. «Я работал в контрольной комиссии по КП «Электроавтотранс», пытаясь исправить ситуацию на предприятии. Но новый транспорт не куплен на КП до сих пор, и ничего не изменилось, - заявил он. - Вторая задача, которую я себе ставил, - организовал ребят и сделал программу по обновлению парка им. Кожедуба. Мы объявили конкурс, уже есть восемь участников, но ни одной копейки в нынешнем году на парк не заложено, кроме скейт-парка. Результат, выходит, снова нулевой? Дальше - электронные сервисы. Мы утвердили программу по электронному билету, безопасному городу и т.д., но ни одно из этих направлений не финансируется. Так зачем мы этим занимались? В начале года меня просили организовать передачу земли на ул. Холодногорской от СНПО городу, я уломал наблюдательный совет, подготовка прошла, но какой итог: нет, мы будем делать скейтпарк в парке им. Кожедуба. А ведь это время, которое стоит дорого. Нам надо определиться - чем же мы занимаемся? Если играем в политику - давайте играть в политику, а если работать - значит, работать».

С коллегами вынужден был согласиться и секретарь горсовета Андрей Баранов, который предложил всем подумать над возможными вариантами выхода из ситуации: «Нам вместе надо выработать новый подход к решению бюджетных вопросов. Как происходит сейчас? Прежде всего подаются предложения распорядителями средств, исполнительными органами. Если есть свободный остаток, по этим предложениям формируется проект решения на исполком - он утверждает его. Как в эту часть вклиниться депутатам? Ведь у нас есть несколько инициаторов проектов решений - и депутат среди них такой же равноправный инициатор, как члены исполкома вместе взятые. Но получается так - все уже распределено, а теперь давайте посмотрим, что мы можем вычеркнуть. Это мне напоминает ситуацию, когда я купил билет в поезд, забегаю в последний вагон, а он забит. И мне говорят: «Чтобы ехать, кого-то надо выкинуть». Конечно, я как нормальный человек буду ждать следующего поезда. И таких депутатов немало - и всех отправляют на следующий поезд. Так как же депутату запрыгнуть в него? Каким образом мы формируем приоритетность? Ее просто нет - что исполком проголосовал, то и в приоритете. Хотя на самом деле депутаты должны принимать решение по рейтингу тех проблем, которые формируют исполнительные органы. Сформировали этот список, а депутаты должны его расписать. Что лишнее - ждет следующего поезда. А у нас получается ситуация шиворот-навыворот: депутаты должны впрыгивать, а исполком все уже сформировал. Теоретически мы должны добавить к этому решению исполкома свои предложения. Депутат может сделать это на планово-бюджетной комиссии или на сессии. На комиссии это практически невозможно, потому что ни одно предложение не голосуется, ведь наверняка оно кому-то не понравится. А на сессии мэр спрашивает у депутата - кого он предлагает вытащить за шиворот с поезда? И депутат, конечно, ничего не скажет - неудобно говорить об этом на камеру. В итоге мы все равно голосуем решение, которое принял исполком. Хотя это всего лишь одно из предложений. Так чем мы тут занимаемся?»

Деньги - на три части или по запросам?

Депутат Игорь Перепека немного уточнил сравнение с поездом: «Сравнение нужно немного другое. В фильме «Звезда пленительного счастья» было развлечение у города - они выходили на перрон и смотрели, как проезжал поезд. Это больше соответствует ситуации. А ведь мэр в начале своей каденции предложил хороший вариант - дать бюджеты на микрорайоны. Почему бы так и не сделать? У нас есть три ветви власти - мэр, горсовет и исполком. Есть, например, 30 млн., так распределить 10 млн. - на пожелания мэра, 10 млн. - на горсовет и 10 млн. - на исполком. Давайте работать над правилами. А так мы только смотрим за поездом каждый год. Я пишу обращение, мне поступает ответ: в 2017 году ваше предложение будет учтено. И на все депутатские запросы - то же самое. И поезд ту-ту-ту...»

А вот у Вячеслава Степченко было иное предложение - обратить внимание на депутатские запросы: «Мы сейчас распределяем деньги налогоплательщиков. Многие из них обращаются к депутатам. Депутаты подают эти обращения на каждой сессии. И этот перечень уже есть. Так почему бы не быть последовательными и с 2014 года постепенно выполнять все эти заявки? По очереди, а не так, как кто-то захотел. Почему так нельзя сделать и ничего не изобретать? Ведь запросы поддержаны решением сессии. Это решение горсовета, которое, по идее, обязательно к выполнению. Во многих городах только так происходит».

Есть ли выход?

По мнению Владимира Шилова, такая ситуация возникла из-за того, что долгое время в Сумах практически ничего не ремонтировалось, но эксплуатировалось - дороги, лифты, жилье, больницы, школы и т.д. А теперь все эти дыры залатать в один момент просто невозможно. И исполнительные органы власти, и депутаты пытаются сделать это. Потому он предложил провести отдельные депутатские сборы и принять правила, по которым депутатский корпус будет работать дальше.

Что касается учета депутатских запросов и пожеланий, в реальности такого принципа сомневается депутат и директор городского департамента финансов Светлана Липовая: «Дело в том, что предложения депутатов - это вопросы людей, которые не являются специалистами в той или иной сфере. И они все равно должны быть проработаны с профильными структурными подразделениями. А потом уже распорядители средств должны их подавать с расчетами. Ведь часто в депутатских обращениях и запросах не звучит сумма, бывает, они вообще космические. Как я могу принимать на уточнение бюджета абстрактные вещи?!»

Мэр же Александр Лысенко откровенно расстроился из-за депутатской критики: «Все равно все предложения, которые рекомендует нам исполком, - городские, их подают структурные подразделения. Я бы тоже, может, хотел все скверы с дорожками в Сумах сделать, чтобы не распыляться по времени. Но приходит представитель горуправления образования с просьбой отремонтировать школу или садик. И я не знаю, на чьем округе эта школа, но я же не могу не согласиться с таким ремонтом?! Вы хотите сказать, что по свету, по ЖКХ вы не подаете свои предложения? Да мы по ЖКХ уже третий раз пересматриваем титульный список! У нас стопки ваших обращений! Просто все сразу учесть невозможно».

Что же касается нескольких вопросов, которые на минувшей неделе были еще не сбалансированы в части доходов, градоначальник предложил обратить внимание на время выполнения работ по тем или иным предложениям. Например, есть проекты, которые уже сегодня необходимо начинать, а есть те, которые немного ждут по времени - до августа или сентября. С них он и предложил пока снять деньги, а позже придумать, откуда добавить. Такой был вариант у мэра, а как разрешат эти вопросы депутаты - и отдельных проектов, и в целом бюджетных правил игры - скоро узнаем.

Иван Демидов


п»ї
Читайте у цій рубриці

Реальними справами оновлюємо місто!

Читати статтюМіський голова відзвітував перед громадою за свою роботу у минулому році

ШАНОВНІ СУМЧАНИ!

2016-й рік був важким. Але з впевненістю можу констатувати, що на місцевому рівні ми робили все можливе, щоб наше рідне місто та його городяни відчули позитив.

Найважливіше завдання, яке... Читати статтю повністю

Электронный билет - под вопросом

Депутаты горсовета не считают этот проект настолько горящим, чтобы выделять на него сегодня 20 млн. грн.

Отдел информационных технологий и компьютерного обеспечения Сумского горсовета 21 марта внес на рассмотрение планово-бюджетной депутатской комиссии вопрос о выделении из свободного... Читати статтю повністю