Люди

Он был мал, да удал...

О героических подвигах народного любимца, легендарного командира ахтырских гусар Дениса Давыдова

О его храбрости слагали легенды, сам Наполеон Бонапарт объявил его личным врагом. После победы над французами Ахтырский гусарский полк первым вошел в Париж - и все благодаря своему командиру Денису Давыдову. Легендарному генералу, талантливому поэту и острослову, которого сам Пушкин считал своим учителем. Самые славные годы знаменитого гусара были неразрывно связаны со Слобожанщиной...

Он «обречен» был стать военным

Денис Давыдов родился 27 июля 1784 года в семье военных. Его отец был командиром Полтавского легкоконного полка. Поэтому большую часть детства Денис провел на украинской земле. По семейной традиции здесь мужчин рано приобщали к военному делу, поэтому еще подростком он уже был неплохим наездником и фехтовальщиком. С юности Давыдов отличался удивительной храбростью и бесстрашием, причиной чему послужили его юношеские комплексы. Дело в том, что сам он был очень невысокого роста и имел круглое лицо с носом-«пуговкой», что вызывало насмешки со стороны его сверстников. Не раздумывая, Денис бросался драться с обидчиками. И хотя за свою вспыльчивость сам был нередко бит, никогда не отступал, стремясь наказать обидчика. Было еще одно важное обстоятельство, которое окончательно убедило Дениса стать военным. Дело в том, что его отец служил под началом легендарного Александра Суворова, к которому в семье Давыдовых относились с восхищением. Когда в их усадьбу приехал сам Суворов, малолетний Денис, которому тогда едва исполнилось 9 лет, постарался не ударить перед легендарным фельдмаршалом лицом в грязь. Он носился по двору, лихо срубая заросли кустов, бросался в атаку на куриное войско, заставляя его разлетаться во все стороны, командирским голосом выкрикивал команды. Глядя на это, Суворов пророчески сказал: «Этот удалой малец будет военным, я еще не умру, а он уже три сражения выиграет».

Судьба Давыдовых круто изменилась после смерти Екатерины II. Павел I Суворова не любил, поэтому последовали проверки любимчиков опального фельдмаршала. Была назначена ревизия и Полтавского полка. Она обнаружила недостачу, и Давыдова-старшего уволили, обязав погасить немалую сумму. Будучи военным, а не хозяйственником, он излишне положился на честность своих интендантов, которые не преминули воспользоваться доверчивостью командира. Чтобы покрыть недостачу, пришлось продать имение.

Опальный поэт

В 1801 году 17-летний Денис поступил на службу в гвардейский кавалергардский полк в Петербурге. Причем, когда он явился определяться в полк, дежурный офицер наотрез отказался его принять из-за маленького роста. Но скоро офицеры полка искренне полюбили «маленького Дениса» за его обаяние и остроумие. В ноябре 1803 года он уже был поручиком. Казалось бы, военная карьера складывалась как нельзя лучше, но здесь с ним злую шутку сыграл его поэтический талант. Давыдов был талантливым сочинителем остроумных четверостиший, эпиграмм и басен, содержание которых нередко носило дерзкий характер по отношению к вышестоящим командирам и первым лицам государства. Так, в басне «Голова и ноги» 19-летний Давыдов «наехал» на самого императора. Смысл этой басни можно передать известной украинской поговоркой «за дурною головою і ногам нема покою». Юного нахала исключили из гвардии и как неблагонадежного отправили подальше от столицы. Новым местом его службы стал провинциальный гусарский полк, расквартированный в Киевской губернии.

Денису нравились в гусарах лихие пирушки, буйные шутки, показное лихачество. Сам он не был ни заядлым картежником, ни пьяницей, но гусарская жизнь давала молодому поэту новые темы для стихов. Созданный им образ гусара как любителя женских ласок, бурных застолий и азартной игры многие впоследствии отождествляли с самим Давыдовым.

Народный герой

В 1806 году началась война с Наполеоном, в которой против Франции и ее сателлитов сражалась русско-прусская коалиция. Горячий Денис Давыдов, грезивший боевой славой, задался целью попасть на фронт. Действовать он решил чисто по-гусарски. Ночью пробрался в покои к фельдмаршалу Каменскому - главнокомандующему русской армии. Маленький, сухонький старичок спросонок чуть не помер от страха, когда перед ним появился неизвестный и стал требовать отправить его на войну. Разрешения от Каменского гусар получить так и не успел - главнокомандующий был снят, так как посчитали, что он помутился рассудком, когда вышел к войску в заячьем тулупе и платке, заявив: «Братцы, спасайтесь кто может...» Поговаривали, что ночной визит Давыдова был не последней причиной столь неожиданного ухудшения здоровья престарелого фельдмаршала.

И тем не менее гусарская настойчивость дала результат. В начале 1807 года он был назначен адъютантом к генералу Багратиону, чему Давыдов был совсем не рад. Дело в том, что ранее в одном из своих стихов он посмеялся над длинным носом генерала. Багратион, увидев своего нового адъютанта, в присутствии офицеров с недоброй иронией спросил: «А, это тот, кто смеялся над моим носом?» На что Давыдов, не растерявшись, ответил, что писал о носе генерала только из зависти, так как у него самого его практически нет. Грянул дружный хохот, и конфликт был исчерпан. Уже потом, когда докладывали, что неприятель «на носу», Багратион переспрашивал: «На чьем носу? Если на моем, то можно еще отобедать, а если на Давыдовом, то - скорее по коням!»

В январе Денис Давыдов уже участвовал в генеральном сражении под Эйлау. Из страшной рубки с превосходящими силами противника 22-летний Давыдов вышел с седой прядью волос. За этот бой он получил орден Святого Владимира и бурку от Багратиона. За исключительную храбрость он был награжден не только орденами, но и золотой саблей.

В конце военной кампании 1806-1807 годов Давыдову удалось лично встретиться с Наполеоном. Когда заключался мир, который многие не одобряли, горячий Багратион, чтобы не наломать дров, сослался на болезнь и послал вместо себя Давыдова. Когда Денис увидел Наполеона, то с удовольствием про себя отметил, что тот был даже ниже ростом, чем он. После этого он участвовал в русско-шведской войне (1808 г.), в сражениях против турок (1809 г.) и др.

Командир ахтырских гусар

В 1811 году в его жизни произошло событие, которое надолго связало его со Слобожанщиной. В звании подполковника он был переведен в Ахтырский гусарский полк. Именно ахтырские гусары и казаки во время войны с французами в 1812 году прославят свои имена и сделают легендарным имя самого Дениса Давыдова. В конце августа 1812 года он предложил Багратиону создать партизанский отряд по типу испанских партизан, с которыми Наполеон никак не мог справиться. Логика Давыдова была проста: ни одна армия мира не способна победить, не имея регулярного снабжения продовольствием, оружием и боеприпасами. И если отбирать у французов обозы, фураж и ломать мосты, то это создаст противнику большие проблемы.

Багратион дал на это добро, выделив 50 гусар и 80 казаков. В первую же ночь этот отряд едва не был уничтожен отрядом крестьян. Те плохо разбирались в военной форме, которая у французов и русских была похожа. После этого случая Давыдов надел на себя мужицкий кафтан и отпустил бороду.

Малая численность отряда не помешала одерживать крупные победы. Так, в одной из вылазок Давыдов умудрился взять в плен 370 французов, отбив при этом 200 русских пленных, фуру с патронами и девять фур с провиантом.

Успехи Давыдова убедили Кутузова в целесообразности расширения партизанской войны. По примеру его отряда были созданы и другие партизанские отряды из регулярных и казачьих войск. Бонапарт же объявил Давыдова своим личным врагом и приказал при захвате расстрелять его на месте. Для поимки Давыдова он выделил отряд в две тысячи всадников. Несмотря на это, Денис сумел загнать отряд в ловушку и взять в плен.

Одним из наиболее выдающихся подвигов партизан стала совместная операция отрядов Давыдова и Сеславина, когда в селе Ляхово они взяли в плен двухтысячную колонну французов во главе с генералом Ожеро. К слову, в этом же 1812 году полковник Александр Сеславин был назначен командиром Сумского гусарского полка. С изгнанием французов партизанская война была закончена, а сам Давыдов награжден Георгиевским крестом.

После этого был заграничный поход 1813-1814 гг. Командуя ахтырскими гусарами, Давыдов участвовал во всех сражениях против французов, особенно отличившись в бою при Ла-Ротьере. Во время этой битвы под ним было убито пять лошадей, но он вместе со своими людьми все же прорвался к французской артиллерийской батарее и, захватив орудия, предопределил исход сражения. За это ему присвоили звание генерал-майора. О храбром гусаре Давыдове слагали легенды. Когда войска входили в какой-нибудь город, первым делом местные жители выходили на улицы, чтобы вживую увидеть славного гусара. Примечательно, что гусары Ахтырского полка во главе с Денисом Давыдовым первыми вошли в Париж. Кстати, именно им Франция обязана и появлением заведений быстрого питания. Дело в том, что рядовых гусаров отпускали из расположения погулять по Парижу, но совсем ненадолго. Заходя в парижские трактиры, они просили: «Быстро! Быстро!» Для них и была придумана новая быстрая система обслуживания, получившая на французский манер название «бистрО».

Несмотря на заслуженные награды и всенародное признание, благодаря своей прямоте Давыдов нажил немало недоброжелателей. Так, в марте 1813 года он со своими частями занял Дрезден, но тем самым нарушил приказ командования. Ему было предписано разбить неприятеля, а перерезать красную ленточку (торжественно войти в город) должен был совсем другой - придворный любимец генерал Винценгероде. За испорченное торжество Давыдова сняли с командования и отправили под домашний арест. «50 человек рыдало, провожая меня, - напишет он в автобиографии. - Алябьев поехал со мною». Речь шла о близком его друге, гусаре и композиторе Александре Алябьеве. Том самом, который позже напишет музыку к романсу «Соловей» и многим другим.

Мавр сделал свое дело?

После окончания войны с Францией Дениса Давыдова стали откровенно «задвигать». Сначала перевели из гусар в драгуны. Потом и вообще объявили, что генеральский чин ему дали по ошибке. Окончательно добили разжалованного генерала переводом в егеря. Давыдов пишет дерзкое письмо лично государю: мол, не могу выполнить приказ, так как егерям носить усы не положено, а они - гордость кавалериста, и ношу я их заслуженно. Оскорбленный гусар откровенно нарывался на опалу - но только открытую, а не подковерную! Но к открытой войне со всенародно любимым героем его противники были не готовы. В конце концов его вернули в командиры гусарского полка и восстановили в звании генерала.

Позже - в 1827 году - он с успехом сражался с персами, а затем участвовал в польской кампании 1831 года. К этому времени он уже устал от военных приключений, и ему хотелось быть в семейном кругу рядом с женой и детьми. Ссылаясь на дурное самочувствие, он то и дело уходил в многомесячные отпуска. А получив чин генерал-лейтенанта, и вовсе подал в отставку. Хотя ему ее так и не дали, но службой больше не напрягали...

Музы гусара

Насколько хорошо у Давыдова складывалась военная карьера, настолько не везло ему в любви. Он вовсе не был ловеласом, стремившимся одержать как можно больше побед на любовном фронте. Он упорно искал ту единственную, которая могла бы разделить с ним радости и невзгоды. И в этих поисках его в основном ожидали одни разочарования.

Такой оказалась его первая влюбленность в Аглаю Антоновну (Анжелику Габриэль), дочь французского эмигранта герцога де Грамон. Ветреная красавица не оценила любви поэта и вышла замуж за его кузена, кавалергардского полковника Александра Давыдова. Причем только из-за его высокого роста. Позже Аглая оставит Александра (к тому времени уже генерала) и уедет с дочерьми во Францию. Через два года после смерти мужа она выйдет замуж за другого генерала, Ораса Себастьяни. По иронии судьбы ее мужья смотрели друг на друга на поле боя, находясь по разные стороны баррикад.

Через несколько лет в 1814 году, уже будучи знаменитым героем войны, генерал Давыдов влюбился в юную балерину Татьяну Иванову. Он часами простаивал под окнами хореографического училища, но и эта красавица отдала свое сердце другому - Адаму Павловичу Глушковскому, известному танцору и балетмейстеру. Благодаря своему выбору Татьяна танцевала на московской сцене еще двадцать лет. Вряд ли это было бы возможным, стань она генеральшей.

Проходя службу под Киевом, Давыдов серьезно увлекся Лизой Золотницкой, племянницей Раевских. Ее родители были согласны на брак при условии, что Денис выхлопочет казенное имение в аренду. Тот бросился в Петербург. А Лиза, воспользовавшись его отъездом, закрутила роман с известным кутилой и картежником Петром Голицыным...

Счастливый брак

После череды неудач на личном фронте его судьбой озаботились друзья, решившие найти Денису порядочную невесту. И их старания в итоге увенчались успехом. Но они столкнулись с серьезными трудностями. Ведь многие воспринимали Давыдова по тому образу гусара, который он создал в своих стихах. Поэтому мать невесты вначале была категорически против брака. Друзьям поэта пришлось изрядно постараться, чтобы доказать, что Денис не обливается шампанским с головы до пят и не щиплет девок, лихо подкручивая ус, не проигрывает в карты все до нитки. В итоге Давыдов счастливо женился на миловидной, образованной и порядочной Софье Чирковой, с которой жил в мире и согласии. Денис отошел от военных дел, занимался охотой и воспитанием детей, которых у него было девять (4 дочери и 5 сыновей). И можно было бы ставить точку в любовных историях поэта, если бы не последнее увлечение гусара. 50-летиий Давыдов влюбился в 22-летнюю племянницу своего сослуживца Евгению Золотареву. Понятно, что отношения незамужней девушки и стареющего женатого генерала были обречены с самого начала. Три года продолжались мимолетные встречи и тайная переписка, пока девушка наконец не поставила во всем этом точку, выйдя замуж за первого попавшегося жениха. Единственной пользой от этого романтического приключения стал нежный цикл любовных стихов, многие из которых потом стали всеми любимыми романсами, как, например, «Вечерний звон». К слову, после расставания с Евгенией Давыдов больше не написал ни одной поэтической строчки.

Учитель Пушкина

Мало кто знает, что Давыдов оказал главное влияние на поэтический талант Пушкина. Когда гения спросили, как ему удалось не поддаться обаянию Жуковского и Батюшкова и не стать их подражателем, Пушкин без колебаний ответил: «Я этим обязан Давыдову, поскольку старался подражать его манере стиха, усвоив ее навсегда». Их знакомство в 1818 году переросло в крепкую дружбу. Весть о гибели Пушкина в буквальном смысле сразила гусара наповал. Он почувствовал острую боль в груди и надолго слег в постель. Через месяц он напишет: «Я все это время был не здоров, так эта смерть поразила меня. Я прошел сквозь огонь наполеоновских и других войн, в которых многим смертям был и виновником, и свидетелем. Но ни одна из них не потрясла меня так, как смерть Пушкина». Давыдов пережил своего друга всего на два года.

Последние годы

С 1832 по 1839 годы семья Давыдовых живет в Симбирской губернии, в имении, которое было дано в приданое его жене. Здесь он занимался воспитанием детей, обустройством усадьбы, разведением скаковых лошадей. Денис Давыдов скоропостижно скончался от инсульта 4 мая 1839 года. Ему было неполных 55 лет. Через шесть недель вдова получила разрешение на перезахоронение мужа на кладбище Новодевичьего монастыря. Всю дорогу до Москвы Софья Николаевна за гробом шла пешком. Она пережила своего мужа почти на 40 лет.


п»ї
Читайте у цій рубриці

Приключения сумской Золушки в Германии

Читати статтюАмериканские горки европейского гостеприимства

Продолжение. Начало в №17

Сумчанка Екатерина Бублик продолжает рассказ о своих приключениях в Германии, где ей довелось побывать по программе культурного обмена Au-pair.

Екатерина:

- Если первая часть моей гамбургской истории прошла... Читати статтю повністю

Хронограф

Умер Наполеон I Бонапарт

Выдающийся французский полководец и государственный деятель родился 15 августа 1769 г. на острове Корсика в семье мелкого аристократа. Он был вторым среди тринадцати детей. Службу начал в 1785 г. младшим лейтенантом, когда ему едва исполнилось 16 лет. Удивительно,... Читати статтю повністю