Люди

Коко, взорвавшая каноны

Почему «роскошная простота» Габриэль Шанель поначалу шокировала европейских модниц?

ИмЯ Габриэль Шанель - самое громкое в истории мировой моды. Она первой организовала то, что сегодня называется Домом моделей. Ее знаменитый стиль стал эталоном элегантности для миллионов женщин.

Ее костюмы и платья носили первые леди Европы и Америки. Шанель всю жизнь была окружена многочисленными поклонниками, но ей так и не суждено было стать ни женой, ни матерью.

Как все начиналось

Родилась будущая знаменитость 19 августа 1883 г. в богадельне городка Сомюр на юге Франции. Ее матерью была 19-летняя поденщица Жанна Деволь, а отцом - беспутный сожитель родительницы, пьяница и местный торгаш Альбер Шанель. Девочку назвали Габриэль. Ее жизнь не была радужной. Когда Габи исполнилось 11 лет, мать умерла от чахотки, а непутевый папаша раскидал пятерых детишек по приютам. Последующие шесть лет своей жизни Габриэль провела в монастыре, где выучилась шить и кроить. Когда ей исполнилось 18, по монастырской рекомендации ее определили помощницей продавца белья в небольшом магазине. Но такая карьера не устраивала девушку - ее манила яркая и успешная жизнь, она хотела выступать на сцене. Правда, ее песни и танцы в кабаре не помогли ей пробиться в театральном мире. Зато Габриэль получила здесь свое знаменитое прозвище Коко - из-за песни Ko Ko Ri Ko, которую ее часто просили исполнить на бис. Хорошенькую певичку приметил офицер Этьен Бальсан. Этот любитель верховой езды вскоре получил наследство, бросил службу, купил замок Руайо под Парижем и поселился там вместе с Коко. Жениться на ней Этьен, конечно, не собирался. Но он помог девушке открыть свой бизнес - шляпную мастерскую.

Первые успехи

Вскоре Габриэль сменила возлюбленного - на английского аристократа Артура Кейпеля по прозвищу Бой. Он помог ей открыть свой первый магазин - в курортном городе Довилле, где летом собиралась вся французская богема. Немаловажной была и другая его помощь - он умел ненавязчиво обронить в клубе нужное слово об оригинальной модистке, похвалив фасон шляпки Шанель среди своих богатых приятельниц. Будучи и сам человеком авантюрным, он поддерживал смелые проекты подруги, вкладывая деньги в ее магазины и мастерские. Даже подарил ей роскошную виллу...

Как-то баронесса Ротшильд, рассорившись со своим закройщиком Полем Пуаре, на тот момент главным законодателем французской моды, заглянула в салон Шанель. Стоит напомнить, что тогда корифеи от моды наряжали дам в пышные длинные платья, изобиловавшие декоративными элементами, затягивали в тугие корсеты. Поэтому баронесса была шокирована до крайности, когда хозяйка вышла ей навстречу в жакете мужского кроя. Но окончательно она была сражена словами Коко: «Без корсета вы будете гораздо интереснее». Правда, оправившись от потрясения, баронесса припомнила, что недавно видела знаменитую Айседору Дункан, которая тоже не носила корсет и тем не менее вызывала у всех восхищение. Вскоре клиентками Шанель стали многие именитые подруги баронессы Ротшильд. Поначалу дам несколько смущали используемые Габриэль «плебейские» ткани: трико, фланель, но сшитые из них матроски и прямые юбки были очень удобны, изящны и привлекательны. Идеи смелой модистки сочетались с тем, что носилось в воздухе: женщины жаждали эмансипации. И новый стиль одежды, предложенный Габриэль, выражал это стремление. «Ничего так не старит женщину, как слишком роскошный наряд», - любила повторять Шанель и следовала своему авангардному стилю всю свою жизнь, освободив женщин от тугих корсетов, пышных юбок до пола и широкополых шляп.

Успех Шанель рос, и уже через несколько лет она смогла вернуть Кейпелю все деньги, вложенные в ее бизнес. Несколько раздосадованный этим жестом, он сказал ей: «Я считал, что дал тебе игрушку, а оказалось, что подарил свободу...»

Шанель в трауре

В канун Рождества 1919 года Артур Кейпель погиб в автомобильной катастрофе. Габриэль разбудили поздно ночью, она быстро оделась, села в свою машину и девятнадцать часов (!) гнала по дорогам, чтобы проститься с телом возлюбленного до похорон. Она опоздала, но идти на кладбище отказалась, не желая там столкнуться с законной супругой Артура. Шанель приказала обтянуть черной тканью спальню на вилле, подаренной ей Кейпелем. Но уже на следующее утро черные ткани были сорваны, а комната отделана заново в розовых тонах. Габриэль не могла официально соблюдать траур по любовнику, поэтому выкроила себе строгое черное платье, которое можно было носить в течение дня и вечера, в зависимости от того, как оно дополнено аксессуарами, тогда как светские правила того времени требовали переодеваться к обеду и к ужину. Маленькое черное платье быстро вошло в моду, как и сам черный цвет, до того считавшийся исключительно траурным.

Стоит отметить, что, будучи натурой влюбчивой и пылкой, Коко всегда болезненно переживала расставание с теми, кого она любила. Единственное спасение от уныния и депрессии она находила в работе. Так что неудивительно, что многие свои уникальные вещи она создавала именно после таких расставаний. Не стала исключением и гибель Артура Кейпеля. Кроме черного платья, менее чем через два года Шанель подарит миру свой самый знаменитый шедевр, который перевернет все устои, сложившиеся в парфюмерии...

«Русские сезоны» и «Шанель №5»

Габриэль была тесно связана с «русским Парижем» - в мир эмигрировавшего русского дворянства ее ввел театральный деятель, организатор «Русских сезонов» во Франции, Сергей Дягилев. За 20 лет он поставил 68 балетов, был. Коко Шанель стала его меценатом, вложила немалые средства в развитие русского балета в Париже. Она сама бесплатно создавала костюмы для нескольких постановок. Шанель не афишировала эту помощь не столько из скромности, сколько потому, что не хотела, чтобы к ней выстроилась очередь из просителей. Насколько она была искренней в своих чувствах, говорит и тот факт, что через 10 лет она будет проводить бессонные ночи в Венеции у постели умиряющего Дягилева, а потом оплатит его похороны.

Дружеские отношения связывали Коко и с композитором Игорем Стравинским. Когда ему было трудно, она приютила его с первой женой (уже тогда больной туберкулезом) и четырьмя детьми на своей парижской вилле и дала немалые деньги на постановку балета «Весна Священная». Не исключено, что у них был роман, хотя они сами об этом никогда не говорили. Довольно символично, что, родившись практически в одно время, из жизни они ушли также в один год (он переживет Шанель всего на три месяца).

Тогда же Габриэль знакомится с великим князем Дмитрием Павловичем Романовым, кузеном Николая ІІ. Благодаря ему в Доме моды Шанель появились знатные русские клиенты. С великим князем Коко связывали не только деловые, но и романтические отношения. Ему на тот момент было 26, ей уже 37. Плодом этих чувств стала русская коллекция Шанель. В роли почетных манекенщиц у Габриэль выступили утонченные русские дворянки, которых в Париже после революции было немало. Они демонстрировали вышитые a la russe рубашки, подбитые мехом боярские шубы, парчу и похожие на кокошники головные уборы. Целый год до осени 1921-го Дмитрий и Коко пробыли вместе, практически не расставаясь. Затем князь женился на богатой американке Одри Эмери и уехал жить за океан, сохраняя дружбу с Коко до своей смерти в 1942 году.

В немалой степени именно Дмитрию Романову Коко обязана и самой главной своей удачей - духами. Однажды он представил ей своего друга Эрнеста Бо, главного парфюмера Российского императорского двора, который в 1917 году также бежал во Францию. Этнический француз, Эрнест считал себя русским по рождению, воспитанию и духу. Талантливый химик, он быстро завоевал признание коллег и, что важнее, доверие Коко. Узнав, что он имеет богатый опыт в создании синтетических духов, Габриэль настояла, чтобы Бо сосредоточил свои усилия на этом направлении. В те годы в обиходе женщин Европы, кроме бабушкиного щелочного мыла, были лишь натуральные цветочные экстракты апельсиновых бутонов, роз, фиалок, ромашек и жасмина. Новаторство Бо состояло в том, что он добавлял в них синтетические компоненты, которые не только усиливали натуральный букет запахов, но и максимально продлевали благоухание. Через полгода после знакомства Бо показал Коко ряд созданных им составов. Ей были представлены 10 флаконов духов с различными ароматами, каждый из которых был по своему прекрасен. Понюхав по очереди все пузырьки, она растерялась в выборе. Но все же решила остановиться на пятом флаконе. Непростое решение ей помог сделать счастливый случай - просто цифра пять была ее любимой... Этот запах, не похожий ни на какие прежние духи, уже вскоре стал предметом культа... В дальнейшем только одни эту духи приносили Коко Шанель больше миллиона долларов в год.

Сердцу не прикажешь

К 1939 году, когда началась Вторая мировая война, модели Шанель пользовались огромным успехом. В 1940 году немцы оккупировали Францию, но Париж Коко все же решила не покидать. Ее любимый племянник Андре Паласс в числе 300 тысяч французских солдат оказался в лагере для военнопленных, где подхватил туберкулез. Вырвать его оттуда стало для Шанель делом жизни и смерти. Она обратилась за помощью к немецкому дипломату барону Гансу Гюнтеру фон Динклаге, с которым была знакома ранее. Племянник был освобожден, а Ганс стал ее возлюбленным на несколько последующих лет. Этот «дипломат», будучи полковником абвера, несмотря на свою статную фигуру и безупречную внешность, имел прозвище «Воробышек» (Spatz) и был на 13 лет младше Шанель, которой к тому времени было уже 57. В 1944 году он знакомит ее с 34-летним генералом СС Вальтером Шелленбергом, который делает ее главным звеном секретной операции под названием «Модельная шляпка». Дело в том, что к тому времени бредовость идеи-фикс фюрера о мировом господстве стала очевидна для многих представителей высшего руководства Германии, которые искали возможность провести сепаратные переговоры о мире с Британией. Именно для этой цели и было решено использовать в качестве посредника Шанель, которая была хорошо знакома с самим Черчиллем. Возникла ситуация, знакомая телезрителям по культовому сериалу «Семнадцать мгновений весны», с той лишь разницей, что переговоры ведутся не с американцами, а с их английскими союзниками, а немецкую сторону вместо мужественного генерала Вольфа должна была представлять 60-летняя хрупкая Коко Шанель. Но, увы, шпион из великой модельерши получился почти такой же, как из профессора Плейшнера в «17 мгновениях...». Осторожный Черчилль отказался встречаться с Шанель. Сепаратный мир с немцами англичане так и не заключили.

После освобождения Франции в 1944 году Шанель арестовали, обвинив ее в любовной связи немецким офицером (о ее участии в операциях абвера стало известно уже после ее смерти). В ответ на это она саркастически заявила: «Женщина моего возраста, если ей повезло и она сумела найти любовника, в последнюю очередь станет заглядывать в его паспорт и интересоваться его национальностью...» Обошлись со знаменитой кутюрье довольно мягко, предложив на выбор тюрьму или добровольную эмиграцию. Она выбрала свободу и вместе со своим «Воробышком» упорхнула в Швейцарию, где прожила до 1953 г. Здесь они бурно и часто ссорились, а по слухам, иногда и дрались.

Новое начало

Проведя в швейцарском изгнании почти десять лет, Шанель, вернувшись на родину, столкнулась с полнейшим ее неприятием. Французы тем временем с восторгом аплодировали новым кумирам - Живанши, Баленсиаге, Диору. Однажды, наблюдая, как какая-то женщина, едва дыша, передвигалась по Елисейским Полям в платье от Диора, Шанель язвительно заметила: «Только посмотрите, как смешно могут выглядеть женщины, которые носят одежду, сделанную мужчиной, никогда не имевшим ни одной из них». В моду снова входила вычурность и надуманность, вытесняя классическую простоту моделей Шанель. Но уже спустя всего три года ей удалось взять реванш. К Шанель вернулась клиентура: Ингрид Бергман, Роми Шнайдер, Жанна Моро. Шанель начала сотрудничать с различными голливудскими студиями, она одевала таких звезд, как Одри Хепберн и Лиз Тейлор. Хотя к самому Голливуду Коко всегда относилась с явным презрением, называя его «столицей дурного вкуса». Среди ее клиенток была и первая леди США Жаклин Кеннеди. Фирменный знак Коко (две черные скрещенные буквы «С» на белом фоне) стал эталоном безупречного вкуса.

На старости лет уставшая от жизни Коко уже не заводила романов. «Женщина, которую не любят, - погибшая женщина, - написала она в своем дневнике. - Это ноль и ничего больше... Она может спокойно умирать». И она спокойно покинула наш мир 10 января 1971 года, в возрасте

88 лет, в номере отеля «Ритц» в Париже. До самой смерти она каждый день ходила на работу в свой Дом моды, располагавшийся как раз напротив отеля. После смерти в гардеробе великого модельера нашли всего три наряда, а рядом с кроватью икону, которую ей подарил Игорь Стравинский еще в 1920 году...

Вклад Коко в мировую моду

1. Духи Chanel №5.

Мировой триумф Chanel №5 обеспечили новизна аромата, который не вызывал ассоциаций ни с одним из знакомых цветов, и простой флакон в форме параллелепипеда.

2. Маленькое черное платье.

Позволить его себе могла даже женщины со скромными доходами.

3. Сумка 2.55.

Культовая сумка 2.55 увидела свет в феврале 1955 г. Ее популярность, несмотря на труднодоступность и высокую цену, растет год от года, и даже во французских бутиках не продают больше одной сумочки 2.55 в одни руки в месяц.

До ее появления дамам приходилось носить с собой различные ридикюли, которые доставляли много неудобств. Коко подарила небольшую стеганую сумочку в форме прямоугольника на длинной цепочке. Ее было удобно носить на плече.

4. Твидовый костюм.

Твид и джерси считались грубыми тканями, подходящими исключительно для пошива мужских костюмов. Но Шанель создала женский твидовый костюм, который стал воплощением роскоши и элегантности. Твидовый костюм из приталенного жакета и узкой юбки в 1923 г. встретили холодно. Свое второе рождение он пережил в 1954-м.

5. Двухцветная обувь.

Обувь с бежевой основой и мысом из черной лакированной кожи решала две задачи: привлекала внимание и визуально уменьшала длину стопы и удлиняла ноги.

6. Аксессуары и жемчуг.

Она сделала жемчуг демократичным и модным, хотя раньше он считался достоянием только высшего круга. Коко показала, как можно объединять драгоценности и бижутерию, которую до нее считали дешевой подделкой.

7. Короткие стрижки.

До Шанель женщины не носили стрижек, а по волшебному мановению ее руки француженки начали нещадно стричь свои пышные шевелюры. У прически a la garcon был постоянный аншлаг.


п»ї
Читайте в этой рубрике

Не так сталось, як гадалось

Читать статьюПочему сумчанка, проработав полгода в Польше, едва смогла рассчитаться со своими долгами?

В последнее время наши соотечественники в большей степени едут за границу не для того, чтобы мир посмотреть, а чтобы заработать. Но, к сожалению, не всем это удается.

За полгода трудовой... Читать статью полностью

Хронограф

Умер Шарко

Французский психиатр, знаменитый изобретением душа-антидепрессанта «Шарко» Жан-Мартен Шарко, родился 29 ноября 1825 г. в Париже, в семье ремесленников-каретников. После окончания медицинского факультета Парижского университета интернатуру проходил в больнице Сальпетриер... Читать статью полностью

















На заметку потребителям
Реклама
Товары
Будь в курсе!
Курсы валют в Украине
Афиша
Телефоны служб
Новости
Loading...
Новости
Loading...
Новости