Культура

Фотовернисаж: нага ли правда?

В правом зале - выставка репортажной фотографии Дороты Авйорко (Dorota Awiorko), а в левом разместились стенды проекта Варшавского Центра КАРТА под названием «1989. Конец системы». Их вернисаж состоялся 19 августа.

С выставкой репортажной фотографии Дороты Авйорко можно было познакомиться раньше - она составляла часть большой совместной экспозиции польских авторов в галерее «АкадемArt» на фестивале «Ночь города». На наш взгляд - лучшую ее часть.

Дорота Авйорко - журналист, фотограф, лауреат престижных фотоконкурсов, в частности National Geographic, BZWBK Press Photo и Grand Press Photo, где она получила премию «Фотография года» в 2006 году. Работала в люблинской Gazeta Wyborcza. С 2004 по 2017 год возглавляла отдел фотографии в ежедневной газете Dziennik Wschodnim. Сотрудничает с Люблинским Старым театром, снимает фильмы.

Несколько слов об особенностях использования фотографии в газетах и других СМИ. Фотография, к которой все мы привыкли относиться как к очевидному документу, в СМИ призвана, по крайней мере, визуально обозначать текст и придавать ему дополнительную достоверность (вижу - верю). Однако хорошая репортажная фотография может не только анонсировать, но и корректировать, дополнять текст, придавать ему художественную глубину и обобщенность. Со своей стороны, текст служит ключом, которым открывается документальное содержание фотографии. Дорота - мастер репортажной фотографии, но и она под каждым фото помещает небольшой текстовый ключ, который нужно прочитать.

Например, на фотографии - картина мусора без конца и без края. Приглядевшись, можно обнаружить в нем копошащихся людей. Автор намеренно располагает их не на золотом сечении, где глазу их было бы легче обнаружить, а на средней линии. Отталкиваясь от этой изобразительной основы, можно прийти к непростым размышлениям, например, о судьбах современной цивилизации. Наверное, фотограф и добивался этого ощущения, но подписью он направляет мысли зрителя: «Люди собирают вторичные отходы на полигоне в Ракитном». Или - другая фотография: на первом плане рука, сжимающая ключ от огромного замка, а позади - трое неизвестных, которые «спрятались», по-детски прикрыв ладонями глаза. Беззащитность маленького человека перед насилием? Надпись уточняет: «Нелегальные эмигранты в камере». Ощущение всесилия власти остается, но мысли обретают более определенное направление. И т.д.

И все же фотография, отделенная от контекста, может вывести на проблемы, которых в нем вовсе не было. Вот фотография женщины с двумя детьми. Дети обнимают ее (наверное, это их мать), но та уже не может ответить им тем же - она подхвачена какой-то непреодолимой силой, смертельным вихрем. Все верно. Подпись гласит: «Смертельно больная женщина». Был ли еще какой-то текст, нам не ведомо. Фотография художественно безупречна. Легко можно представить такое полотно, написанное художником, или постановочную фотографию, сделанную фотохудожником. Но в качестве документальной она вызывает вопросы. Ведь на ней - реальные люди; насколько хорошо показывать их в такие минуты? Знают ли они, что благодаря художественной безупречности снимка они стали «лицом смерти»?

Впрочем, Дорота Авйорко показывает людей с большой симпатией. На выставке немало фотографий, сделанных с уважением к их жизни, с добрым юмором, остроумные по форме. А поставленная нами проблема адресована всей многочисленной армии фотографов-профессионалов, любителей и просто случайных снимальщиков, вооруженных разнообразной фототехникой: насколько ради «красного словца» в фотографии допустимо вторгаться в личную жизнь тех, кого мы фотографируем?

Выставку «1989. Конец системы» открыл Яцек Ключковский, координатор по украинским вопросам Института Восточноевропейских исследований, в недавнем прошлом - посол Польши в Украине и посол Польши в Казахстане. На афише - фотография с празднования 20-летия парламентских выборов (4 июня 1989 года), с которых в Польше ведут отсчет демократическим переменам: Лех Валенса опрокидывает первую из цепочки костей домино, символизирующих коммунистические режимы Центральной Европы.

а 29 стендах с фотографиями и текстом показаны основные этапы изменения общественного строя в Польше и влияние польских событий на аналогичные изменения в Венгрии, ГДР, Чехословакии, Болгарии, Румынии и Прибалтийских республиках Советского Союза.

Владимир Калиниченко


Читайте в этой рубрике

Музыкальный зал для талантливых детей

21 сентября в Сумском областном центре социальной реабилитации детей-инвалидов (пр. Лушпы, 16) состоялся день открытых дверей. Живая музыка (военный оркестр), веселая анимация, верховая езда, мастер-классы, выставки, яркий аквагрим, выступления воспитанников центра, подарки и пожелания... Читать статью полностью

И снова осень... И снова музыка!

1 октября Сумская областная филармония открывает новый концертный сезон

Чего ожидать поклонникам музыки в новом, 79-м концертном сезоне: о планах, перспективах, идеях ВШ рассказал новоназначенный директор филармонии Александр Даниленко:

- После моего назначения директором я поставил... Читать статью полностью

Живые лучи воспоминаний

Читать статьюВасилий Клименко создал стихи под влиянием братьев Стругацких

Событие, поданное в виде своеобразного путешествия на планету известных писателей-фантастов, было организовано в Саду сходящихся тропок.

Читать стихи Василию Клименко помогали члены художественной «Студии Данченко».... Читать статью полностью

Огонь, вода, глина и медные трубы

В конгресс-центре СумГУ открылась выставка керамики Леонтия Костура

Выставка называется «Искусство изготовления изделий из глины». Леонтий Костур представил на ней результаты своего четырехмесячного труда на предприятии ООО «Керамейя», где ему создали все условия для творчества.

Заместитель... Читать статью полностью

















На заметку потребителям
Реклама
Товары
Будь в курсе!
Курсы валют в Украине
Афиша
Телефоны служб
Новости
Loading...
Новости
Loading...