Конфлікт

Что скрывают тепловики от сумчан?

Нынешнюю цену на тепло не только нельзя повышать, но и нужно существенно снизить. По предварительным подсчетам активистов, действующий тариф можно уменьшить примерно на 20-25%.

Но об этом не знают люди, об этом не говорят тепловики и, похоже, не догадывается и многочисленный штат сумских чиновников во главе с мэром Александром Лысенко.

Об этом заявил известный в Сумах правозащитник Александр Соколов:

- Большинство наших домов отапливает не обычная котельная на газу или твердом топливе. В Сумах тепло производит ТЭЦ - теплоэлектростанция. Одновременно она производит и электричество. Принцип работы нашей ТЭЦ заключается в следующем: в специальном котле сжигается топливо, за счет чего нагревается вода и образуется пар. Далее этот пар подается в паровую турбину, вал которой раскручивает ротор электрогенератора, и таким образом тепловая энергия превращается в электрическую. При этом часть образованного тепла в котле используется для теплоснабжения, то есть обогрева наших домов. Получается, что наши тепловики зарабатывают на производстве электроэнергии, а тепло - это побочный продукт, который образуется в процессе производства этого товара и который они вынуждены куда-то девать. То есть либо бесплатно выбрасывать в атмосферу, либо поставлять нам. Это особенность Сумской ТЭЦ: мы не тратим, например, одну тонну топлива на генерацию электроэнергии, а вторую - на отдельное производство тепла. Мы сжигаем одну тонну топлива, а на выходе имеем как электричество, так и тепло.

А теперь - самое интересное. Как правильно распределить расходы топлива при комбинированном производстве электроэнергии и тепла?

Оказывается, еще в 1998 году для таких ТЭЦ, как в Сумах, была разработана методика распределения расходов топлива на электрическую и тепловую энергию при их комбинированном производстве (ее название - ГКД 34.09.108-98 «Распределение расходов топлива на тепловых электростанциях на отпущенную электрическую и тепловую энергию при их комбинированном производстве»). Согласно этой методике, затраты на производство тепловой и электроэнергии должны распределяться равномерно. То есть если расход топлива на производство электрической энергии увеличивается, то на отпуск тепловой энергии - уменьшается. По этой методике стоимость тепла у нас должна быть значительно ниже, чем она есть на сегодня. Почему же так происходит?

Во время круглого стола, созванного недавно по требованию общественников Сум, представитель ООО «Сумытеплоэнерго» (СТЭ) заявил, что они используют другую методику распределения расходов топлива - ГКД 34.09.100-2003. По ней большинство расходов топлива на производство тепловой и электроэнергии возлагается на нас как потребителей этих услуг. Это не соответствует сбалансированности интересов и принципу справедливости.

В ходе нашей беседы Александр Соколов продемонстрировал письменное доказательство того, что СТЭ не может пользоваться этой методикой. Оказывается, НКРЭ в своем письме-разъяснении №04-39-23/1929 от 14.04.2006 года запретила СТЭ пользоваться методикой ГКД 34.09.100-2003 и черным по белому написала, что нужно применять именно методику 1998 года.

Более того, по словам Александра Соколова, использование тепловиками методики ГКД от 2003 года незаконно, потому что, во-первых, она не согласована НКРЭ, а во-вторых, не зарегистрирована в Минюсте.

Каждый из нас, а больше всех - мэр Александр Лысенко со своей командой, который в течение многих лет пребывания у власти (сначала - в депутатском корпусе, потом - на посту мэра), кто не смог разобраться в этом вопросе, должны осознать три простые вещи.

Первое: сегодня для расчета тарифа СТЭ пользуется методикой, которая во многих источниках упоминается как не зарегистрированная должным образом в Минюсте, а значит - вообще не может быть официальным нормативным документом. Более того, своим письмом НКРЭ запретила использовать эту методику для СТЭ. Но тепловики упорно берут ее за основу, и, похоже, причина здесь может быть одна - эта методика позволяет тепловикам переложить на наши с вами плечи часть своих расходов.

Второе: существует официальное указание НКРЭ для СТЭ пользоваться только методикой 1998 года, и никакой другой, в том числе и той, которую тепловики берут за основу сейчас.

Третье: если в нашем городе существует власть, если у этой власти осталось хоть немного ответственности перед жителями - она должна заставить «Сумытеплоэнерго» просто выполнить требования законодательства и рассчитать новый тариф так, как это предписано Нацкомиссией.

Очень странно, что огромное количество городских чиновников и бюрократов не смогли найти столь важные для людей документы, хотя группа активистов и правозащитников во главе с Александром Соколовым сделала это за несколько часов.

Но, в любом случае, у города есть прекрасный шанс абсолютно законным способом установить справедливый тариф на тепло, серьезно изменив его в сторону уменьшения.

Беседовал Егор Бывалов


п»ї
Читайте у цій рубриці

Война за тарифы продолжается

Кто и почему проводил обыск на ООО «Сумытеплоэнерго»?

2 ноЯбрЯ на пл. Независимости снова митинговали сумчане, не согласные с повышением тарифов на отопление и горячую воду.

Около полусотни людей пришли в надежде встретиться с мэром Александром Лысенко и

узнать его мнение по... Читати статтю повністю

«Пусть суд подает на нас в суд!»

Городские депутаты не хотят отдавать здание на ул. Первомайской, 12, в госсобственность

На последнем заседании депутатской комиссии горсовета по вопросам комимущества и законности рассматривалось обращение территориального управления Государственной судебной администрации Украины... Читати статтю повністю