Власть

Новые тарифы принимались с боем

16 ЯнварЯ состоялось внеочередное заседание исполкома Сумского горсовета, в повестку дня которого был внесен вопрос о повышении тарифов на проезд в троллейбусах и коммунальных автобусах КП «Электроавтотранс».

Малый сессионный зал Дома советов на площади Независимости, 2, где проходило заседание исполкома, был набит битком. Пришли не только общественные активисты, но и простые горожане, возмущенные очередным предстоящим повышением тарифов. Люди держали плакаты с надписями «Підні-майте якість, а не тарифи!», «Досить грабувати сумчан!», «Не вмієте працювати - йдіть геть!» и др. Полиции в зале было намного больше, чем обычно.

Согласно поданным «Электроавтотрансом» расчетам, новая стоимость перевозки одного пассажира в троллейбусе составляет 3,1 грн., в автобусе - 5 грн. Начальник отдела транспорта горсовета Сергей Яковенко объяснил, что основными причинами повышения тарифов является подорожание электроэнергии, ГСМ, запчастей, а также повышение минимальной зарплаты. При этом он уточнил, что рассматриваемые сейчас расчеты предприятие делало в октябре прошлого года, а на сегодня размеры указанных составляющих увеличились еще больше.

Проекты решений о новых тарифах «Электроавтотранса» были обнародованы на сайте мэрии как регуляторные акты еще 23 ноября прошлого года. За время их обсуждения (в течение месяца) поступило только одно предложение - от общественного активиста Александра Соколова с требованием не принимать решения по следующим причинам: не проведено обследование пассажиропотока; не обеспечено привлечение общественности к подготовке анализа регуляторного влияния обнародованных регуляторных актов, как того требует закон. Однако отдел транспорта и КП «Электроавтотранс» рекомендовали исполкому не поддерживать это предложение. По словам С.Яковенко, Закон «Об основах государственной регуляторной политики в сфере хозяйственной деятельности», на который ссылается активист, определяет только две причины, по которым регуляторный акт может быть не принят: если отсутствует анализ регуляторного влияния и если проект регуляторного акта не был обнародован по установленной процедуре. В данном же случае оба эти требования соблюдены.

Тем не менее у некоторых членов исполкома, к примеру - Юрия Удовенко, возник тот же вопрос, что и у общественных активистов, - по поводу обследования пассажиропотока. Ведь, как известно, в прошлом году, после того как в мае исполком повысил стоимость проезда в маршрутках до 4 грн., депутаты горсовета приняли решение, которым обязали отдел транспорта организовать обследование мобильности и пассажиропотока на каждом городском маршруте (включая те, которые обслуживает КП «Электроавтотранс»), чтобы в дальнейшем использовать результаты этих обследований для корректировки тарифов на перевозку пассажиров. Осенью прошлого года отдел транспорта заключил договор на проведение указанных исследований с Харьковским национальным автодорожным университетом, но на сегодня они еще не проведены. Поэтому данные о количестве перевозимых КП пассажиров, на основе которых поданы новые тарифы, это по-прежнему виртуальные цифры, рассчитанные по формуле. А не результаты реального подсчета.

Мэр Александр Лысенко возразил, что реальный пассажиропоток на коммунальном транспорте, в отличие от частного, сегодня точно известен - кондукторы и водители «Электроавто-

транса» каждый день ведут подсчет пассажиров по количеству проданных билетов и собранной за день выручке по каждому автобусу и троллейбусу.

Однако, по мнению общественников, считать эти данные точными никак нельзя. Ведь многие троллейбусы в течение дня периодически работают без кондукторов, и всем хорошо известно, что в эти периоды самостоятельно оплачивают проезд далеко не все. Сам же мэр на одном из недавних аппаратных совещаний признал, что в часы пик в переполненном троллейбусе даже с кондуктором оплата проезда составляет всего около 50%. То же самое - в коммунальных автобусах: кондукторы есть только в новых больших автобусах (три из них сейчас ездят по маршруту №65 Героев Крут - автовокзал, один - на Барановку. - А.А.), и то не целый день, а как оплачивается проезд и выдаются билеты в остальных, «маленьких» автобусах «Электроавтотранса» (особенно в тех, что ходят на Басы, забитые под завязку), - тоже всем хорошо известно.

Тем не менее члены исполкома решили, что на сегодня расчеты тарифов сделаны «Электроавтотрансом» правильно, по утвержденной Кабмином методике, проверены отделом транспорта, который подтвердил, что они экономически обоснованы, а потому исполком не может их не рассмотреть. Точнее - может, но тогда по закону горсовет должен будет компенсировать предприятию разницу между действующими и экономически обоснованными тарифами из горбюджета. По словам советника мэра Виктора Волонтырца, если совсем не повышать тарифы, а оставить их на прежнем уровне (2 грн. в троллейбусе и 3 грн. - в автобусе), сумма компенсации на текущий год составила бы 62 млн. грн.

Однако и повысить тарифы до того размера, который рассчитало предприятие, исполком тоже не решился - получилась бы слишком большая нагрузка на кошельки простых сумчан. Поэтому Виктор Волонтырец предложил установить тариф 2,5 грн. в троллейбусе и 3,5 грн. в автобусе, а разницу (60 коп. и 1,5 грн. соответственно) доплачивать «Электроавтотрансу» из горбюджета. В этом случае сумма компенсации составит около 48 млн. грн.

Когда дело дошло до голосования, накал страстей в зале усилился, и словесная перепалка чуть не переросла в драку. Несколько молодых людей начали бросать на стол перед сидящими членами исполкома пластиковые мусорные корзины. В то же время еще двое парней зашли, что называется, с тыла, за спины сидящих за столом мэра Александра Лысенко и его первого зама Владимира Войтенко и попытались вытащить из-под мэра стул. Подоспевшие вовремя полицейские предотвратили драку, заслонив собой опешивших чиновников, и оттеснили активистов в зал. Никто задержан не был. Словесная перепалка продолжалась еще какое-то время в зале, где активисты плотным кольцом обступили заммэра по ЖКХ Александра Журбу и пытались добиться у него ответа на вопрос, кто и как считал пассажиропоток на коммунальном транспорте. А в это время полицейские поставили заслон перед столом президиума, так что туда уже никто пробиться не мог.

Через какое время, не обращая внимания на шум в зале, А.Лысенко озвучил поступившее от В.Волонтырца предложение и поставил его на голосование. В итоге решение было поддержано большинством голосов. Новые тарифы вступят в силу с 1 февраля.

Этим же решением исполком установил льготы на проезд в коммунальном транспорте в размере 50% для всех школьников, с 1-го по 11-й классы (а не только для 1-4-х классов, как было раньше), а также учащихся ПТУ и студентов вузов очной формы обучения. Теперь они будут ездить в троллейбусах за 1,25 грн., в автобусах - за 1,75 грн. Также для них будут действовать льготные проездные: на троллейбус - 37,5 грн. на месяц, на автобус - 52,5 грн. на месяц. Полная же стоимость проездных будет составлять: на троллейбус - 75 грн., на автобус - 105 грн., на оба вида транспорта - 155 грн. на месяц.

Что касается пенсионеров и остальных льготников, которые по закону имеют право на бесплатный проезд в общественном транспорте, повышение тарифов никак не коснется - как и раньше, они будут ездить в троллейбусах и коммунальных автобусах бесплатно. За это

КП «Электроавтотранс» также получает компенсацию из горбюджета.

Антон Акулин


п»ї
Читайте у цій рубриці

Это саботаж или команда сверху?!

ОбщественнаЯ экспертная комиссия по бюджету и соцэкономразвитию г. Сумы продолжает требовать от городской власти качественной услуги по перевозке сумчан.

А именно - контролировать соблюдение перевозчиками договоров, которые они заключили с Сумским горсоветом.

Насколько они выполняются?... Читати статтю повністю

Кто из распорядителей бюджетных средств Сумского горсовета больше всего любит «договорняки»?

Сумская общественная экспертная комиссия по бюджету и соцэкономразвитию обнародовала свои выводы, кто из распорядителей бюджетных средств Сумского горсовета больше всего любит «договорняки» в закрытых кабинетах, а кто, по крайней мере, делает вид прозрачного отбора подрядчиков.

Этот... Читати статтю повністю

Первый замгубернатора покидает госслужбу

Из Сумской ОГА уходит первый замглавы Александр Марченко. 15 января он написал заявление об увольнении, и уже через месяц чиновник покинет госслужбу, на которой он проработал почти три года. Причина такого решения, по словам первого замгубернатора, - возвращение в частный бизнес -... Читати статтю повністю

Кому в мэрии жить хорошо

Приказы о премировании чиновников обещают обнародовать на сайте горсовета

На сайте Сумской мэрии появился проект решения исполкома, которым предлагается внести изменения и дополнения в регламент работы исполнительных органов Сумского горсовета.

Основные изменения касаются вопросов... Читати статтю повністю