Люди

Первым делом, первым делом - самолеты...

Если бы гениальный авиаконструктор Олег Антонов мог только представить, что произойдет

с его детищем, он, наверное, перевернулся бы в гробу

ИмЯ Олега Антонова по праву занимает почетное место в истории мировой авиации. Он создал 74 модели самолетов, многие из которых до сих пор не имеют себе равных.

Именно благодаря ему на заре своей независимости Украина получила в наследство один из самых развитых в мире концернов по производству военно-транспортной авиатехники. Но сегодня некогда мощнейший авиастроительный комплекс, похоже, доживает свои последние дни...

С мечтой о самолетах

Олег Антонов родился 7 февраля 1906 года в дворянской семье, в селе Троицы Московской губернии. Его прадед - Дмитрий Антонов - был декабристом, а отец - Константин Антонов - талантливым архитектором. Дома и мосты, спроектированные и построенные им, служат людям до сих пор. Когда мальчику было 8 лет, его родители переехали в Саратов. К Антоновым часто приезжал брат отца - Владислав, который рассказывал племяннику удивительные истории об авиации. Позже, уже став знаменитым авиаконструктором, он вспоминал, как сильно эти истории повлияли на его детские мечты.

Первая мировая война принесла в семью страшную утрату - от заражения крови умерла его мать, спасавшая раненых в госпитале. Олег переехал жить к бабушке, которая когда-то специально для него выписала из-за границы первую в его жизни модель аэроплана с резиновым мотором. Учился он в Саратовском реальном училище, но увлечение свое не забросил - вместе со сверстниками основал «Клуб любителей авиации». Даже страшный голод, охвативший Поволжье в 1921 году, не стал препятствием его увлечению - страдающий от недоедания юноша отправился поступать в летную школу. Но он был слишком молод и не подходил по физическим данным. Тогда он решил поступить на путейское отделение Саратовского университета, которое было ближе всего по профилю к авиации. Однако уже через год факультет закрыли. Будущую карьеру Антонова спас «Клуб любителей авиации», которому выделили небольшое помещение. Здесь в 1924 году он создал свой первый планер «Голубь», который вместе с другом повез испытывать в Коктебель. И хотя планер на испытаниях не взлетел, его уникальную конструкцию комиссия спецов отметила грамотой.

Первые успехи

Участие Антонова в слете планеристов не прошло даром. Его кандидатуру рекомендовали для поступления в Ленинградский политехнический институт. Юношу зачислили на корабельный факультет, на отделение гидроавиации. Студент быстро освоился в новом городе. Он стал активным участником разных кружков и секций. Учеба в вузе закончилась в 1930 году. А в 1933-м 27-летний Антонов был назначен руководителем конструкторского бюро одного из планерных заводов Москвы. Для человека столь молодого возраста это было немалым успехом. Конструкторам приходилось работать в мастерской, которая находилась в подвале на Садовом кольце. Раньше его использовали в качестве винного погреба. Теперь там работали две команды - планеристов и реактивщиков. Руководителем первой группы был Олег Антонов, вторую возглавил легендарный Сергей Королев. За восемь лет работы Антоновым было разработано более двадцати различных моделей планеров, выпуск которых составлял по две тысячи аппаратов в год - количество для того времени невероятное.

Жены и дети

Любимых женщин Антонов искал среди близких себе по духу. Его первая жена, Елена Кочеткова, занималась проектированием планеров. В 1936-м у них родился сын Ролан. Но брак их был недолгим. В 1937-м Олег Константинович познакомился с красавицей-грузинкой Елизаветой Шахатуни, которая работала специалистом по проблемам прочности конструкций узлов в ОКБ Лавочкина. Через год они поженились, с 1940-го стали работать вместе. В 1948-м у них родилась дочь Аня. Сильную, властную и строгую Елизавету подчиненные за глаза назвали Шахиней и боялись не меньше, чем генерального конструктора. Именно благодаря ей в значительной мере самолеты Антонова были самыми прочными и надежными. Но, увы, не столь прочным оказался их брак. Хотя даже после развода и новой женитьбы бывшие муж и жена много лет проработали вместе, отдавая должное таланту и профессиональным качествам друг друга.

Военные годы

22 июня 1941 года Антонов встретил в литовском Каунасе, куда его перевели незадолго до этого. Город находился совсем недалеко от границы, так что ему едва удалось эвакуироваться всего за несколько часов до прихода немцев. Вернувшись в Москву, он получил задание разработать планер для транспортировки десанта и грузов. И уже через несколько месяцев кропотливой работы появился А-7 - аппарат, рассчитанный на семь пассажиров, который мог обеспечить партизанские группы в глубоком тылу людьми, боеприпасами и питанием. Он спокойно садился на небольшие лесные полянки, на вспаханные поля и замерзшие, заснеженные реки, после этого недорогой планер сжигался. Эти аппараты оказали неоценимую помощь партизанскому движению, поэтому неслучайно Антонов - единственный авиаконструктор, награжденный медалью «Партизану Отечественной войны».

В 1943 году Олега Константиновича перевели в КБ Яковлева, где он принял активное участие в «доводке» истребителей серии «яков»: от ЯК-3 до ЯК-9. Осенью 45-го года он возглавил филиал КБ Яковлева в Новосибирске. Здесь конструктор начал создавать самолеты не военного, а сельскохозяйственного назначения. Стране требовались машины достаточной грузоподъемности, способные взлетать даже с обыкновенного колхозного поля. И хотя в Новосибирск с Антоновым отправились его ближайшие соратники, специалистов катастрофически не хватало. Тогда он пошел на фантастический риск, на который до него еще никто и никогда не решался, - взял в свое бюро новоиспеченных выпускников Новосибирского авиатехникума. Двадцатилетние ребята без конструкторского опыта в кратчайшие сроки должны были стать основой коллектива. И они не подвели. Ведь Антонов обладал поразительной способностью сплачивать вокруг себя талантливых людей. В августе 1947 года первый экземпляр АН-2 (получивший в народе ласковое прозвище «Аннушка») уже стоял у ворот сборочного цеха.

Переезд в Киев

По предложению Хрущева, который в то время был руководителем Украинской ССР, новые самолеты решено было строить в Киеве. Увидев, как АН-2 взлетает и садится поперек взлетно-посадочной полосы, он восторженно воскликнул: «Да эта стрекоза может сесть даже на поля моей шляпы!» Конструкторское бюро Антонова в полном составе переехало в Украину. Вначале Антонову выделили квартиру, а затем построили небольшой дом с садом, за которым Олег Константинович ухаживал лично. Он всегда считал, что отдых - это не безделье, а смена деятельности, поэтому без дела никогда не сидел: в свободное время ухаживал за садом, рисовал картины, писал стихи, занимался спортом, общался с интересными людьми. А их в его доме побывало немало: хирург Николай Амосов, певица Диана Петриненко, архитектор Анатолий Добровольский, ученый Любомир Пыриг... Многих из них ввела в их дом третья жена Олега Константиновича - Эльвира Павловна, инженер-программист. Они поженились, когда ему было 56 лет, а ей всего 25. Но семья была крепкой и дружной. У них родилось двое детей. С предыдущей женой Антонов расстался до встречи с Эльвирой Павловной, но сохранил с ней, как и с обоими детьми от первых двух браков, теплые отношения.

Самые известные детища Антонова

В Киеве Олег Константинович создал более двух десятков летающих машин-тружеников. Здесь был существенно доработан АН-2 - первенец молодого КБ. Этому самолету не было и нет равных в управлении. С брошенным штурвалом он сам выходил из спирали в горизонтальный полет. Даже преднамеренно ввести самолет в аварийные режимы не удавалось. Пассажирский самолет АН-24 летает с 1960-го и по сей день. АН-12 - самолет гуманитарной помощи. Наверное, ни один вооруженный конфликт или стихийное бедствие в мире, с момента его первого взлета в 57-м, не обходился без доставки гуманитарных грузов на этой машине. АН-8 - транспортник с двумя турбовинтовыми двигателями, поднимавший 11 тонн. Пилоты особенно уважали машину за возможность взлететь с раскисших аэродромов и... за 100-литровый бак спирта противообледенительной системы. АН-26 - грузовик с оригинальной погрузочной рампой для воздушного и посадочного десантирования. Машина с трудом пробивала себе дорогу к признанию из-за предвзятого отношения военных чиновников, но ее надежность в конечном итоге победила. АН-32 - экстремальный грузовик. Его мощные двигатели позволяют выполнять взлет с высокогорных аэродромов, где разреженный воздух и жара делали невозможным использование обычных самолетов. АН-22 («Антей») - самый большой в мире турбовинтовой самолет, способный доставлять 60 тонн груза. За создание «Антея» Антонова хотели во второй раз удостоить звания Героя Социалистического труда. Однако Олег Константинович попросил, чтобы эту награду дали его заместителю Алексею Белолипецкому. «Руслан» АН-124-210 способен доставить 150 тонн груза на дальность 8400 км. АН-72 - самолет едва ли не самого короткого в мире взлета и посадки. Большинство АН-ов выпускались прежде всего как военные транспортники. Антонов - единственный из столпов отечественного авиастроения, который не создал ни одного «ударного» самолета - штурмовика или бомбардировщика.

Последние годы

«Руслан» стал последним самолетом, созданным под непосредственным руководством Антонова. Гениальный конструктор и выдающийся руководитель был еще и очень разносторонним человеком: он прекрасно рисовал и разбирался в живописи. «Если бы я не стал конструктором, то был бы художником», - признался он однажды. За свою жизнь он написал около 40 картин и считал рисование важнейшим профессиональным навыком конструктора. Всю свою жизнь Олег Константинович, несмотря на подхваченный еще в Ленинграде туберкулез, занимался спортом - ходил на лыжах, летал на планерах, играл в теннис. Он был не из тех, кто создан для старости, а потому «сгорел» всего за две недели. Олег Константинович умер в Киеве от инсульта 4 апреля 1984 года. Траурный митинг, посвященный гениальному авиаконструктору, прошел в Большом зале АН Украины. Рядом с гробом покойного лежали награды - медаль Героя Соцтруда, три ордена Ленина, ордена Октябрьской революции, Отечественной войны 1-й степени, Трудового Красного Знамени и многие другие. Огромное количество народа провожало его в последний путь на киевское Байково кладбище.

После его смерти замыслы генерального воплощали в жизнь уже его воспитанники. Ориентируя КБ на решение новых задач, Антонов говорил: «Дальше идти можно только революционным путем, осваивая новые идеи. А пределов новой техники, как известно, не существует». Но он даже предположить не мог, что станет с его детищем всего через каких-то 20 лет...

***

В мае 2005 года, после прихода к власти команды Ющенко с поста генерального конструктора Авиационного научно-технического концерна им. Антонова ушел Петр Балабуев (назначенный на эту должность сразу после смерти Олега Антонова в 1984 году). Отдав предприятию более 50 лет жизни, Герой Соцтруда, герой Украины и ближайший соратник легендарного авиаконструктора так объяснил свой уход: «Я ухожу, протестуя против того, что творится сегодня вокруг авиационной промышленности. Своеволие и администрирование «фахівців» окончатся плохо. Я не хочу нести ответственность за этот абсурд». Если и до этого после развала СССР выпуск АН-ов в Украине уменьшался, то после 2005 года и вовсе сократился до минимума. Концерн продолжал зарабатывать только за счет эксплуатации парка имеющихся у него машин, доставшихся еще со времен СССР. Но большая часть этих денег шла не на разработку новых образцов и развитие производства, а через теневые схемы уходила в карманы «эффективных» менеджеров. Руководство же в основном лишь рассказывало о своих планах, демонстрируя немногочисленные образцы «новых» самолетов, которые на самом деле были лишь слегка модернизированными летательными аппаратами, созданными еще во времена Антонова и Балабуева. В 2015 году во главе государственного предприятия «Антонов» был поставлен Михаил Гвоздев, который до этого и близко не был связан с авиастроением, а занимался продажей автомобилей через коммерческие структуры. С собой на предприятие он привел таких же «специалистов». Стоит ли говорить, что за последние годы, кроме многообещающих прожектов, не было сделано ровным счетом ничего. За 2 года «эффективного» управления командой «автодилеров» (как ее прозвали авиастроители) предприятие «Антонов», по мнению экспертов, окончательно прошло точку невозврата, за которой восстановление отрасли в Украине стало практически невозможным.

Многие сотрудники авиаконцерна перебрались на работу в другие страны. В частности, российские чиновники хвастались, что большинство высококвалифицированных сотрудников предприятия перебрались в Россию и уже трудоустроены. Также в китайском уезде Пучэн завершается строительство производственного района Луянху, где будут жить и работать 2 тысячи сотрудников украинского КБ «Антонов». КНР намерена уделить особое внимание проекту производства самолетов АН-225 («Мрия»), АН-124-100 («Руслан») и АН-70. Еще в 1994 году Майк Блеквел, ведущий топ-менеджер американской «Локхид Мартин», с гордостью заявлял: «Только две фирмы в мире умеют делать транспортные и военно-транспортные самолеты - это «Антонов» и «Локхид». Но, похоже, сегодня мы, руководствуясь советами американских старших «товарищей», взяли совсем другой стратегический курс - стать аграрной супердержавой. И это при том, что нет ни одной успешной страны в мире, которая бы строила свою экономику, ставя во главу угла сельское хозяйство...

Подготовила Ольга Гордиенко


п»ї
Читайте у цій рубриці

Сумской талисман артистов

Читати статтю«Владимиру Ратнеру нужно дать медаль за верность профессии!»

Такое впечатление, что он был всегда. Как солнечный блик, как ветерок, как улыбка, как графические ветви деревьев в просвете неба... Даже если его нет в обозримом пространстве, он где-то есть. И рисует. Недавно коллега... Читати статтю повністю

Красноперым тогда повезло...

В преддверии Дня космонавтики - воспоминания нашего земляка о работе на Байконуре

Когда-то Украина имела непосредственное отношение к космическим полетам, а сумчане нередко работали на Байконуре. Так, в 70-х годах прошлого столетия в казахских степях оказался наш земляк Юрий Кочи.... Читати статтю повністю

Хронограф

Родился Леонард Эйлер

Знаменитый математик и физик Леонард Эйлер родился 15 апреля 1707 года в швейцарском городе Базеле, в семье пастора, который привил сыну любовь к точным наукам. Обучаясь на философском факультете в Базеле, он познакомился с Иоганном Бернулли, преподавателем... Читати статтю повністю