Соціум

Что искали в ИК-116 телевизионщики?

Почему пенитенциарное учреждение попало под прицел центральных телеканалов?

ВШ побывал на месте и поинтересовался у начальника ИК-116 Анатолия Гамалея, чем же вызвано такое пристальное внимание СМИ? Нам рассказали, что журналисты приезжали с разными целями. Одни по приятному поводу - сделать репортаж о любви за решеткой.

Участниками проекта стали молодой человек, отбывающий здесь наказание, и его возлюбленная, с которой они создали семью, расписавшись в стенах колонии. Другие - с утра до вечера общались непосредственно с заключенными, выведывали все подробности проживания, быта и, конечно же, отношения к ним сотрудников и администрации учреждения.

Оказывается, из-за колючей проволоки просочилась информация о сложной атмосфере в зоне. По словам, А.Гамалея, вызвана она недавним внесением поправок в Уголовно-исполнительный кодекс - из ст.118 убрали норму, согласно которой осужденные должны работать. С этого момента руководство колонии потеряло главный рычаг управления подопечными. В любой колонии есть так называемые группы, поддерживающие воровские традиции, рассказывает начальник ИК-116:

- Это движение было создано еще в позапрошлом веке и существует до сих пор. Сторонники воровских законов, находящиеся в зоне, считают себя особенными и живут по своим правилам. Трудиться для них позорно, они - элитная каста, люди небедные, поэтому им не нужно работать, чтобы иметь дополнительную копейку на жизнь в колонии. Их «греют» с воли приличными передачами в неограниченном количестве, о них заботятся криминальные авторитеты. И если до внесения поправок администрация колонии имела право заставить эти группы трудиться на благо учреждения и даже применять к уклоняющимся от работы штрафные санкции в виде дисциплинарного изолятора, то теперь мы вообще никак не можем на них повлиять. Сразу же после внесения правок в ИК-116 была довольно критическая ситуация. Заключенные устроили настоящую травлю, выкладывали в соцсетях компрометирующую информацию о том, что в колонии издеваются над осужденными. Забрасывали прокуратуру жалобами, обращались в суд. В ИК-116 находится 420 осужденных. Из них работают лишь 120, остальные предпочитают пользоваться своим законным правом ничего не делать. С сотрудниками ведут себя агрессивно: грубят им и даже угрожают физическим насилием. За такие выходки раньше дежурный мог надеть на дебошира наручники и поместить его в ДИЗО (дисциплинарный изолятор - карцер размером 3х3 метра, с жесткой деревянной лавкой и одночасовой прогулкой в сутки). Кроме того, осужденному запрещено в ДИЗО курить и принимать передачи, то есть он автоматически остается на казенном питании. Кровать с постельным бельем разрешена лишь для ночного сна. Пребывание в изоляторе - порядка двух недель, и если раньше заключенные боялись ДИЗО, то сразу же после введения новых порядков он стал им не страшен. Начальник колонии обязан за сутки предупредить осужденных о проверке и о помещении в изолятор. А за эти 24 часа зэки

успевают засыпать сотрудников угрозами и нанять себе адвоката. Доказать вину осужденного практически невозможно: слово против слова. Поэтому мы вынуждены были купить средства видеофиксации, благодаря которым инспекторы могут вести запись общения в бараках. Эти записи помогают в судах. Также нам удалось отстоять право на помещение злостных нарушителей порядка в ДИЗО. Но заключенным это, естественно, не нравится.

Однако Анатолий Гамалей уверяет: без штрафных дисциплинарных взысканий держать порядок в зоне нереально.

В бухгалтерии ИК-116 нам рассказали, что по закону на отлынивающих от работы осужденных можно подавать в суд и взыскивать с них деньги за оказание бытовых услуг. Заключенные ведь, независимо от занятости, пользуются водой, отоплением, коммунальные службы вывозят их мусор и т.д. Однако руководство колонии этот шанс, данный им Уголовно-исполнительным кодексом, не использует, поскольку считает это заведомо проигрышным делом. Осужденный будет говорить, что он не ходит в душ, и как докажешь обратное? Кроме того, еще и за каждый конкретный иск нужно платить немалый судебный сбор.

Парадокс, но исправительная колония - это действительно государство в государстве, живущее по собственным правилам. Если в целом в стране процветает безработица, то за решеткой, наоборот, впору наказывать за тунеядство! В ИК-116 работы хватает. Осужденные здесь делают хозинвентарь - лопаты, грабли, а также кованые решетки, навесные замки, распиливают древесину, делают детские площадки, беседки, песочницы, лавочки для отдыха, столы, стулья и т.д.

В целом же, что касается контингента, то из 420 осужденных самая образцовая категория - это мужчины, сидящие за неумышленное убийство. Как правило, это вполне положительные лица 50-60 лет, совершившие тяжкие преступления в состоянии аффекта. Например, во время семейных ссор. Они отбывают наказание спокойно, ничего не нарушая. А после выхода на свободу возвращаются к нормальной привычной жизни. В то же время молодые 25-летние парни, которые осознанно причиняли вред другому человеку, уверяют, что и после освобождения будут совершать преступления. Данная колония имеет статус усиленного режима. Самый большой срок, который на сегодня отбывает здесь заключенный, - 15 лет (за убийство), самый маленький - полтора года (за кражу велосипеда).

Мы поинтересовались перспективами учреждения, так как слышали, что ИК-116 собираются закрыть в 2019 году. Однако Анатолий Гамалей ответил, что все это не больше чем слухи. К тому же Сумская ИК-116 по своему состоянию и материально-технической базе гораздо лучше, чем некоторые другие учреждения соседних областей. Поэтому риск быть закрытыми меньше. Ситуация с Шосткинской колонией, прекратившей свое существование чуть больше месяца назад, была совсем иная. ШИК-66 закрыли из-за монастыря, которому планируют отдать ее территорию. Версия о временном консервировании учреждения, озвученная коллективу накануне увольнения штата, не подтвердилась. На самом деле колония уже никогда не будет работать. И если в мае из закрытой ШИК в ИК-116 перевелись только двое аттестованных военнослужащих сотрудников, то на сегодня их уже пятеро. Плюс один человек оформляется вольнонаемным, то есть не на военную специальность, а на гражданскую.

Оксана Ковалева


п»ї
Читайте у цій рубриці

Как АТОшники получают землю

На сессии Сумского горсовета они требовали немедленно принять вопрос и снять председателя комиссии

На сессии Сумского горсовета 20 июня местные участники АТО устроили очередные земельные разборки. Оказывается, на одну и ту же землю в районе Казацкого проспекта в Сумах претендуют... Читати статтю повністю

Что с приписной кампанией в Сумах?

Как известно, кампания по подписанию деклараций с врачами первичного звена (семейные врачи, терапевты и педиатры) стартовала в Украине еще в апреле. Однако в Сумах о массовом заключении деклараций речь пока не идет. На то, как объяснил профильный заммэра Максим Галицкий, есть весомые... Читати статтю повністю

Где купить лекарства ночью?

Что делать, если среди ночи заболел зуб или голова, да так, что нет мочи терпеть, а обезболивающих препаратов дома не оказалось и скорую вызывать вроде неудобно? Выход - визит в круглосуточную аптеку.

Хорошо, если возле дома такая есть, ну, а если нет - придется ехать в ближайшую... Читати статтю повністю

Сумским АТОшникам дали 5 миллионов

На прошлой неделе депутаты Сумского горсовета внесли очередные изменения и дополнения в горбюджет на текущий год.

В частности, бюджет Сум получил субвенцию из госбюджета в сумме 4,84 млн. грн., которую депутаты направили департаменту соцзащиты для выплаты денежной компенсации на... Читати статтю повністю

Сумы - столица палаточных лагерей

Уже второй год подряд Оксана Мальченко и команда единомышленников за деньги Министерства молодежи и спорта и под опекой областного молодежного управления проводит Всеукраинский семинар организаторов молодежных мероприятий в формате палаточных лагерей. А проходит он на живописнейшей... Читати статтю повністю

Куда делись 52 миллиона?

Член депутатской комиссии Сумского горсовета по вопросам ЖКХ и транспорта и бывший замдиректора

КП «Электроавтотранс» Валерий Заика выступил с инициативой проверки, как на предприятии потратили выделенные из бюджета в 2017 году 52 млн. грн. По его мнению, директор использовал эти... Читати статтю повністю

Денег нет, но вы там держитесь

В этом году женской консультации придется обходиться без аппарата УЗИ

Такой неутешительный вывод сделали члены планово-бюджетной депутатской комиссии Сумского горсовета на своем заседании 7 июня, рассмотрев обращение горотдела здравоохранения.

Напомним: горздрав просил выделить... Читати статтю повністю

Проверили на честность, и не только

Студенты и преподаватели СумГУ вместе с журналистом ВШ провели социальный эксперимент

На прошлой неделе ВШ вместе со студентами СумГУ (кафедра психологии, политологии и инновационных социокультурных технологий) принял участие в социсследовании, целью которого было узнать реакцию... Читати статтю повністю

Роковой шаг с восьмого этажа

Подвыпивший 40-летний сумчанин, переживая непростое время, решился на самоубийство. И, возможно, сделал бы роковой шаг из окна восьмого этажа, если бы не работники полиции охраны, прибывшие на вызов его отца.

19 июня на линию «102» позвонил взволнованный пенсионер и попросил помощи... Читати статтю повністю