Здравствуй, племя младое!..

«Школьная зарплата»: за и против

Мнения руководства школ, учителей и родителей об эксперименте

В одной из школ Житомира классный руководитель предложила родителям поощрять своих детей за хорошие отметки деньгами.

Вместе с родителями учительница разработала тарифную сетку, согласно которой за 8 баллов ученику полагалось 40 копеек и т.д. по нарастающей, до 50 коп. за высшую оценку - 12 баллов. В конце учебной недели она собирала дневники и вписывала каждому школьнику заработанную сумму. Ребята даже выбрали бухгалтера, который подсчитывал, сколько денег заработал каждый из них, и сообщал об этом учительнице. Та, в свою очередь, заверяла сумму подписью. Родители охотно записывали в дневник сообщения: «Зарплата выплачена». По условиям игры, у нарушителей дисциплины зарплата «сгорала». Эксперимент понравился всем. Ученики на уроках стали вести себя образцово-показательно, родители были довольны результатами учебы. Для учеников это, считает учительница, не только надежный стимул, но и хорошая подготовка ко взрослой жизни. Но ее ноу-хау вызвало неоднозначную реакцию коллег, которые настаивают на том, что платить детям за обучение - аморально. Чиновники Житомирского управления образования посмотрели на это снисходительно, но вводить аналогичную систему в других школах не рискнули.

А как к подобному эксперименту отнеслись бы у нас? На этот вопрос нам ответил начальник управления образования Сумского горсовета НИКОЛАЙ КОШЕВОЙ:

- Я считаю, что с морально- этической стороны это ненормально. Дети должны сознавать, что они учатся не для родителей и не за деньги, а прежде всего для себя и для своего будущего. К тому же, думаю, финансовые возможности у родителей разные: одни за 12 баллов могут своему ребенку подарить компьютер, а другие и 3 грн. в неделю не в состоянии выделить. Я бы данный опыт не пропагандировал. Хотя согласен с тем, что стоит поощрять отличников и одаренных детей. Для этого у нас разработана «Программа работы с одаренной молодежью», по которой отдел по делам семьи и молодежи отбирает 15 отличников и одаренных детей и начисляет им стипендию городского головы 50 грн. в месяц. Надеемся, что деньги на эти стипендии будут выделены и на 2006 год. Во всяком случае, этот вопрос решился положительно на очередном заседании исполкома Сумского горсовета.

А как подобную оплату школьного труда оценивают сумские учителя?

ЛАРИСА СИМОНЕНКО, зам. директора гимназии №1 по воспитательной работе:

- Идея хорошая, но в каждой семье разный достаток. К тому же следует учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка: одному получить 10-11 баллов ничего не стоит, а для другого и 8 баллов - верх его интеллектуальных способностей. Но на родительских собраниях мы советуем поощрять ребенка, если он достиг каких-то результатов. Для создания чувства единого коллектива и поощрения учеников в нашей гимназии есть своя внутренняя валюта - «катеринки» (от имени директора гимназии Катерины Бондаревой). «Катеринки» можно заработать не только за хорошую учебу, но и за активное участие в жизни нашей школы. По «катеринкам» у нас разработана специальная сетка, и сумма «внутренних денег» начисляется в зависимости от сложности мероприятия. Начислением «катеринок» занимаются сами школьники, для этого каждую неделю собирается актив школы, на котором и подводятся итоги недели.

За заработанные деньги классы награждаются всевозможными экскурсиями: в Полтаву, в Киев, на президентскую елку и т.п. К тому же четыре года подряд за счет родительских средств мы начисляли отличникам стипендию, однако финансовое положение не всех родителей позволяет продолжать ее выплату.

В прошлом году наш социальный партнер - облэнерго - учредил стипендию в номинациях: «Лучший учитель» - 100 грн. и «Лучший ученик» - 50 грн. Надеемся, что и в этом году он нам поможет. За хорошую учебу и активное участие в жизни гимназии детей поощрять надо!

ВИКТОР ГОНЧАРЕНКО, директор классической гимназии:

- Я категорически против подобного метода. Ценность познания выше материальных благ. Школа - это то место, где сталкивается интеллект детей, это определенное соревнование.

Денежная оплата ученику за то, что он получает знания, нарушает базовые ценности. Мы должны нацеливать его на приобретение знаний, а деньги разрушают культ учебы. Школьник должен понимать, что он получает знания для себя, для своего духовного развития, а не денег.

В нашей гимназии главным является учитель, который может сделать ученика универсальной личностью и изменить его жизнь к лучшему. А если учитель будет за передачу своих знаний ученикам еще и начислять деньги, то знания потеряют моральную ценность. Но я согласен с тем, что нужен количественный эквивалент, который определял бы степень участия и в общественной жизни гимназии, как самих учеников, так и классов. Для этого, по предложению самих ребят, в нашей гимназии существуют «ШВАКСы» - внутришкольная валюта активности старшеклассников, которую классы получают за различные задания, и в конце года педагог-организатор вручает детям за заработанные «ШВАКСы» всевозможные призы. Думаю, это формирует коллектив, а вот предлагать деньги за учебу считаю безнравственным!

ВЕРА РОГОВА, директор школы №23:

- Если это стимулирует учебу, то я не против такого метода поощрения. Но для того чтобы начислять «школьную зарплату», следует учитывать семейный уклад. Сейчас треть семей, особенно неполных, не могут выделить ребенку 1 грн. 80 коп. на обед, поэтому вряд ли они смогут оплачивать «школьную зарплату». К тому же не во всех семьях существует понятие карманных денег. Поэтому, прежде чем внедрять подобную систему, следует провести психологический опрос и выяснить, готовы ли дети к подобному эксперименту, провести родительское собрание, а родительский комитет каждого класса должен разработать определенное положение. Думаю, такую систему можно внедрять в 4-6-х классах, а вот уже старшие школьники должны осознавать, что они получают знания для себя, для своего будущего.

А вот какие мнения по поводу «денежного вопроса» у родителей:

ЛАРИСА А., мама ученицы 3-го класса:

- Я за подобный метод обеими руками. Думаю, что для ребенка это своеобразная сюжетно-ролевая игра, которая сможет еще больше привлечь его внимание к учебе. Каждый день я выделяю определенную сумму на карманные расходы, но для дочери это просто деньги, а вот если бы она получала их как «зарплату», ей было бы гораздо интереснее. Этим летом я, наблюдая, как моя дочь с неохотой учит таблицу умножения, пообещала ей, что, если она ее выучит, мы отпразднуем ее день рождения в «Макдональдсе». И что вы думаете, моя дочь-непоседа выучила таблицу буквально за две недели.

АЛЕКСАНДР М., отец ученика 7-го класса:

- Если бы подобный эксперимент внедрили в школе, где учится мой сын, я бы его сразу же перевел в другую, потому что считаю: ученик приобретает знания для самого себя, а не для того, чтобы выкачать из родителей побольше денег. Я своему сыну карманных денег практически не выделяю, считаю, что это балует ребенка, к тому же каждый день моя жена в школу готовит ему бутерброды, голодным он не ходит, так зачем же ему деньги?

СВЕТЛАНА и ЮРИЙ К., родители шестиклассника:

- О методе материального поощрения мы прочитали в журнале «Мир семьи» и сразу же решили внедрить его в нашу семейную систему воспитания, поставив сыну условие: если по окончании учебного года по всем предметам будут хорошие оценки - купим велосипед. Нашего Максима невозможно было узнать: вместо постоянной беготни с мячом он аккуратно выполнял все домашние задания. Несмотря на то что учебный год он закончил хуже, чем нам хотелось бы, - мы учли его старания и велосипед купили. Более того, после такого усердия в учебе и постоянного чтения учебников Максим поменял свои увлечения - забыл о дворовом футболе и серьезно увлекся историей.

ЛЮДМИЛА и ВАЛЕРИЙ М., родители девятиклассницы:

- Ничего страшного в материальном поощрении за учебу нет, наоборот, это подстегивает ребенка. Года три назад мы сами разработали сетку тарифов на оценки и выплачивали дочери мелкие деньги как зарплату. Причем оценка за домашнее задание оценивалась намного ниже, чем ответ в классе.

Дочери такая система нравилась, полученные за оценки деньги она собирала то на красивую игрушку, то на еще какие-то детские желания. Сейчас дочка подросла, и выдача «школьной зарплаты» перестала действовать сама по себе. Девочка уже определилась, куда она будет поступать, и готовится к урокам, осознавая, что знания ей пригодятся в будущем.

Да, по поводу воспитания детей у каждого человека, будь то учитель или родитель, - свой взгляд и свое мнение. А как считаете вы, стоит ли платить ребенку «зарплату»?

Татьяна Свелеба


п»ї
Читайте у цій рубриці

Помочь ближнему

В городе будет работать пункт проката средств передвижения и реабилитации

На последнем заседании исполкома горсовета принято решение об открытии в Сумах пункта проката средств передвижения и реабилитации.

В связи с этим мы решили расспросить замначальника управления труда и соцзащиты... Читати статтю повністю

Праздник, который не забывается

29 декабря общество «Фелицитас» провело новогодний праздник для 106 инвалидов - детей и взрослых - с ограниченными возможностями. Состоялся он в ДК СНПО им.Фрунзе. Художественные коллективы Дворца - молодежные и детские - устроили настоящее шоу, непосредственными участниками которого... Читати статтю повністю

Спортивный зал в подарок

Новогодним подарком от местной власти для учеников общеобразовательной школы №26 стало открытие обновленного спортзала. 27 декабря, несмотря на начало каникул, тут собралось немало детворы. «Необходимость в ремонте спортзала возникла давно, - отметила директор школы Валентина Добрецкая.... Читати статтю повністю